Выплавляшка – литьё по выплавляемой модели – один из способов перевода готовой работы в металл. Применяется в том числе в художественном литье.
Технически процесс делится на несколько этапов:
1⃣ С готовой работы снимается гипсовая или силиконовая форма.
2⃣ В полученную форму заливается расплавленный воск для получения восковой модели работы. В несколько приёмов форма окатывается изнутри для наращивания нужной толщины восковки, затем лишний воск сливается из формы. Важно, чтобы толщина воска по всей площади формы была одинаковая.
3⃣ Восковка достаётся из формы и прорабатывается автором.
4⃣ Затем, по всей работе втыкаются тонкие бронзовые проволочки (1*).
5⃣ Если в теле восковки нет ярко выраженных отверстий, то в ней вырезается небольшой люк, чтобы формовочная смесь могла залиться внутрь при погружении.
6⃣ Восковка распаивается – то есть берётся восковой литник и к нему от работы припаиваются восковые питатели, а так же восковые газоотводы.
7⃣ Затем делается опока – скрученный лист металла, для удержания формовочной смеси. В опоку заливается гипсопесчаная смесь, в которую погружается распаянная восковка. Смесь застывает с восковкой внутри и в ней высверливается воронка идущая к литнику.
8⃣ Дальше опока нагревается сначала до 100°С, чтобы из неё вытек воск.
9⃣ Когда воск вытопился, опоку погружают в прокалочную печь, где она уже нагревается до 650°С, чтобы остатки воска внутри полностью выгорели
🔟 На месте восковки образуется пустое пространство, куда и будет в дальнейшем заливаться металл. (1*) бронзовые проволочки, воткнутые по всей работе, удерживают на одинаковом расстоянии, ту часть смеси, которая залилась внутрь восковки от части смеси, которая окружает восковку – таким образом внутренний кусок не смещается и толщина отливка будет везде одинаковая.
В итоге, когда бронза залита в опоку, после остывания, разбирается опока, раскалывается гипсопесчанная форма и достаётся отливок. И уже можно обрезать литниковую систему и доводить работу в материале.