Ответ на пост «Народ, а как вы учитесь? Нормально получается?»
Мне кажется, пост хорошо иллюстрирует прежде всего серьёзный упадок в образовании.
Каждый настоящий профессионал должен уметь (и чаще всего умеет) объяснить простым и понятным обывателю языком вопросы из своей предметной области.
Однако, у нас с одной стороны учить других идут далеко не лучшие специалисты в своей профессии ("кто не умеет -- учит других"), а с другой стороны складывается впечатление, будто они там ещё и боятся показаться слишком тупыми и словно соревнуются, кто напишет учебник мудрёнее и заумнее.
Как, например, можно в нормальном учебнике школьнику объяснить понятия "лиофильный" и "лиофобный"? Ну, например, путём метода индукции, от частного к общему. Следующим образом.
Возьмём понятие "гидрофильный" и "гидрофобный".
Гидрофильный -- "любящий воду". Так называют вещества и материалы, молекулы которых притягиваются к молекулам воды. На практике такие материалы легко смачиваются: например, деревяшка или пластмассовая ложка. Если взять соломинку из гидрофильного материала и опустить в воду, а потом приподнять, мы увидим, что внутри этой соломинки уровень воды выше, чем в стакане. Потому что молекулы воды приклеились к стенке соломинки, поднялись вместе с ней и утянули за собой силами поверхностного натяжения ещё немного воды, пока эта сила не уравновесилась весом поднятой воды.
Гидрофобный -- "боящийся воды". Так называют вещества и материалы, молекулы которых отталкиваются от молекул воды. Такие материалы, наоборот, не смачиваются. Например, фторопласт. Его можно погрузить в воду, достать, встряхнуть, сдуть оставшиеся капельки, и он будет сухим. Его не надо вытирать как деревяшку. Из гидрофобных материалов делают хорошие накидки от дождя. Если сделать из гидрофобного материала соломинку и опустить в стакан с водой, уровень воды внутри соломинки будет ниже, чем в стакане. Потому что соломинка будет отталкивать воду вниз, а оттолкнутые молекулы воды опять же за собой вниз утянут ещё немного окружающей воды при помощи поверхностного натяжения. По этому принципу работают, между прочим, различные дышащие мембранные ткани.
Гидрофильные материалы, если растворяются, то растворяются легко и хорошо. Гидрофобные материалы как правило нерастворимы. Они могут быть жидкими, но в таком случае не смешиваются с водой, а превращаются в суспензию или собираются в капли как масло на поверхности супа.
Рассмотрим два других понятия: олеофильность и олеофобность. Это -- то же самое, что гидрофильность и гидрофобность для воды, только для масла.
Если же речь идёт не о воде или масле, а о любой произвольной жидкости (какой-нибудь толуол, другой растворитель), то существуют два более общих понятия: лиофильность и лиофобность. Это то же самое, что олео- или гидро-, только без конкретизации какой-то жидкости или её типа. Гидрофильность или олеофильность -- всего лишь частный случай лиофильности для воды или масла. Одно и то же вещество может быть лиофильным с одними жидкостями и лиофобным с другими -- например, гидрофобным, но олеофильным. Например, парафин: он гидрофобный, но лиофильный по отношению к ацетону. Водой не смачивается, а в ацетоне даже растворяется.
Итого в нормальном учебнике, который "даже не высшее образование" должно быть минимум заумных слов и как можно больше примеров из повседневной жизни. Такими были советские учебники. А авторов учебников современных часто хочется ссаными тряпками выкинуть из профессии, да, боюсь не на нашем веку.
