Ответы к посту
Скрытые смыслы
3

Ответ на пост «Скрытые смыслы»

О, как я давно уже не слышал об этом лженаучном утверждении о частице "не" и якобы ее невосприятии "подсознанием"!

На самом деле, отказ (по возможности) от использования частицы "не" при формулировании установок, идей, концепций, целей и т.п. в психологии и психотерапии связан не с какой-то "избирательной глухотой" подсознания, а с тем, что "не" - это про избегание, а не про достижение. То есть, "не" - непродуктивно, расплывчато и дисфункционально. И только то!

Переформулирование негативистичных установок в целеполагающие - это лишь один из множества приемов консультирования и терапии. Однако, как мы видим, некоторые особо ретивые энтузиасты из числа "околопсихологов" начинают воодушевленно прикладывать "не"-высказывание ко всему вокруг до чего дотягиваются. Тем самым, они не только выставляют себя на посмешище (и ладно бы с ними), но и дискредитируют психологию как науку в глазах обывателя (что уже совсем не ладно).

Предлагаю автору, по предложенному им принципу, разобрать Десять заповедей Ветхого Завета (Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21), особенно последние пять из них. И поделиться своими выводами. Там, глядишь, и до полноценной паранойяльной "теории заговора" доанализируется.

Показать полностью
1

Скрытые смыслы

«Мы не рабы́, рабы не мы» — фраза из первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919). https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мы_не_рабы,_рабы_не_мы

Это абсолютный шедевр словесного внушения, или суггестии, превзойти который, видимо, не получится. Дело в том, что человеческое подсознание категорически отрицает частицу -не. Это легко понять и осмыслить. Попробуйте произнести: "не носорог", "не морковка", "не телевизор" и т.п. В голове сразу возникает образ (животного, овоща, предмета),

Таким образом, первое предложение подсознание однозначно воспринимает как "мы рабы". Но вторая часть еще более гениальна. Это, во-первых, повторение и закрепление ("рабы мы"), во-вторых, "не мы" сливается в "немы" и усиливает эффект ("рабы немы").

Зная этот эффект, можно проанализировать и другие интересные манипуляции в текстах.

"Не стреляй" известной в прошлом рок-группы ДДТ – замечательный пример. В скобках курсивом мом примечания, отражающие подтекст этой песни.

Не стреляй воробьев, не стреляй голубей, не стреляй просто так из рогатки
своей (Призыв стрелять с указанием мишеней – птиц, и оружия – рогатки)

Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим, что без промаха бьешь по мишеням живым. (Стреляй и хвастай; "без промаха" – скрытое одобрение "мастерством" стрелка)

Ты все тиры излазил, народ удивлял, как отличный стрелок призы получал.

Бил с улыбкой, не целясь, навскидку и влет, а кругом говорили: "Вот парню везет!"

(здесь однозначно позитив и одобрение искусного стрелка, образ удачливости – "парню везёт"; улыбка добавляет образу героя песни привлекательности. Упомянуты некие призы – награда за "достижения")

И случилось однажды, о чем так мечтал — он в горящую точку планеты попал.

(Сбылась мечта спортсмена и рубахи-парня)

Вторая часть песни, в которой идёт видимое морализаторство, гораздо слабее и намного менее образна. Наказание, ждущее мастеровитого стрелка, представлено туманно и неубедительно ("он топил свою совесть в тяжелом вине").

Однако видимое одобрение с негативным посылом может оказаться не менее эффективным приемом суггестии. Разберем этот прием.

Следующий текст для анализа – некогда очень популярная песня "Вокруг шум" рэп-группы "Баста". Весь текст я разбирать не буду, поскольку в нем много шелухи. Часть этого текста напоминает мне кривляния самца гориллы, стучащего лапами в грудь, в стремлении выглядеть доминантным (впрочем, справедливости ради, это характерно для всех текстов рэп-исполнителей). Однако строчки из заключительной текста весьма занимательны и показательны.

Вы смотрите на главных каналах все эти сериалы
Которые снимали для умственно отсталых
Вы читаете журналы, где смакуют
Фото пьяных кинозвёзд и прочую х.ю такую
Вам нравятся рассказы о всём самом-самом
Вы любите полазить по ссылкам из спама (Да?)
И ерунду повыбирать из этого хлама (А?)
Именно ту, что расхваливает реклама

Что ж, зато в мирное время живёшь.
Друзья на свободе, люди на работе, молодёжь
На дискотеках; и я уж года полтора как
Не видел, чтоб где-то на улицах что-то решалось в драках
Лениво люди бродят по торговым центрам,
За рубль с чем-то технику берут под проценты.
Так бы и шло, только не заплыл бы мозг жиром
Кому тяжело, держитесь, желаем мира.

Оставим на совести твАрцов рифмы вроде "полтора как – в драках" – в конце концов, где сейчас найти новых Пушкиных или хотя бы Фетов ("поэты – это к Фету", как пела та же Баста). Разберем смысловую нагрузку этих куплетов.

Первый из приведенных куплетов наполнен обличительным пафосом в адрес слушателя, который смотрит сериальчики, смакует фото пьяных "звёзд" и лазит по рекламным ссылкам – и этот куплет многих цепляет. Потому что – кто ж безгрешен? На самом деле это не должно никого волновать ("кто как хочет – так и точит", как гласит народная мудрость). Но этот дешёвый пафос в первом куплете – ещё куда ни шло, а вот второй куплет уже полный трэш.

"Зато в мирное время живешь",– упрекает далее слушателя Баста, и этот ироничный упрек безошибочно воспринимается слушателем, подготовленным предыдущим куплетом. Далее идёт перечисление свойств мирного времени: люди на работе, друзья на свободе, драки стали редкостью, люди ходят лениво по торговым центрам. Казалось бы, что в этом плохого? "Мозг жиром заплывет", – предупреждает рэпер.

Заключительная строчка ("кому тяжело, желаем мира") и следующий за ней припев ("вокруг шум, пусть так, не кипишуй – всё ништяк) являют собой образец тяжёлой шизофазии автора текста.

Что же, мир перевернулся не без помощи подобных твАрцов – многие из которых удивительным образом вдруг сделались оппозиционерами и пацифистами.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!