27 марта 2014 года. Над окраиной Самары гордо реет Ту-154М номер RA-85069 – подарок авиакомпании UTair Аэрокосмическому университету. В кабине экипаж во главе с Рубеном Татевосовичем Есаяном.
Шасси и механизация крыла не убираются – недалеко лететь:
Сделав круг, машина заходит на короткую полосу старого, давно закрытого аэропорта:
Длина полосы – 1200 метров, а для Ту-154 надо минимум 2200, поэтому ось узкой полосы и точку касания надо держать очень строго, движений перед касанием на скорости 260 не избежать. Поэтому посадка – сперва на правую ногу:
Потом перевалка на левую:
А теперь – реверс тяги и тормоза в пол до полной остановки!
Пробег успешный, пожарные машины готовятся обливать перегретые тормоза колёс – торможение было начато на недопустимой скорости, сразу после касания:
Вот так на учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королёва прибыл самый ценный учебный стенд – Ту-154М. Спустя 11 лет на нём по-прежнему запускаются все двигатели, работают система управления и автопилот, проводятся лабораторные – на старом самолёте принцип работы техники показать куда проще, чем на современных, где всё вшито в программы цифровых блоков, а на агрегаты нет подробной документации – коммерческая тайна.
Цикл подробных статей об устройстве Ту-154: https://dzen.ru/a/YFLx-lcmbHzNrn6X