Смотреть видео без VPN и замедлений ↗
Это Джордж Мартин, известный по «Игре престолов», который, как утверждается, держит на руках лютоволка. Этого лютоволка ученые недавно якобы подвергли развымиранию. Как говорится, чем угодно готов заниматься, лишь бы не писать новую книгу.
А это Джордж Чёрч, звезда современной генетики и сооснователь компании Colossal Biosciences, которая, собственно, этих лютоволков и произвела на свет.
Всего трех: Ромула, Рема и маленькую Кхалиси. И вот теперь лютоволков изображают на обложках популярных изданий, таких как TIME.
Если что, правильный термин – “ужасные волки”. Эти крупные хищники вымерли более 10 тыс. лет назад вместе с рядом других крупных млекопитающих, которыми, по всей видимости, питались. Обитали они в Северной Америке.
Та же Colossal Biosciences буквально недавно наделала много шума, произведя на свет вот таких мамонтышей. Мышей с генными модификациями, вдохновленными мамонтами.
О них тоже кто только не писал. Хотя мало кто сообщал о настоящей тайне, которая скрывается за всеми этими разработками. О секретном практическом назначении всей этой милоты.
Генетические выходки Colossal Bioscience мало кого оставили равнодушными. Одни восхищаются чудесными воскрешениям. Другие критикуют прессу и даже ученых за хайп и некорректные утверждения о сути происходящего. Ну а третьи уже бегут в очередь, чтобы заполучить нового милого питомца. Хотя пока этих генно-модифицированных милах продавать никто не собирается. Жаль, я бы с удовольствием завел мамонтышку.
Джордж Чёрч и Colossal Biosciences
Перед тем как нырнуть в исследования и разобраться, что же конкретно было сделано с мышами и волками, давайте немного поговорим о том, кто за всем этим стоит. Сооснователь Colossal Biosciences и по сути лицо всего проекта – Джордж Чёрч, легенда синтетической биологии и генетики. В лекциях я шучу, что Чёрч – по-английски “церковь”, так что сам Бог велел ему играть в Бога. И отменять то, что наотменяла природа. Джордж Чёрч – один из самых продуктивных ученых и предпринимателей в мире. Он соосновал около пятидесяти биотехнологических компаний, а его индекс Хирша составляет 214. Совершенно невероятный показатель. Это значит, что 214 его научных работ цитировались не менее 214 раз каждая. У меня этот показатель 13… по google scholar.
Чёрч стоял у истоков редактирования ДНК с помощью молекулярных ножниц CRISPR-Cas9. Об этом он в 2013 году написал статью – у неё почти 12 тыс. цитирований. Также Чёрч участвовал в разработке нескольких методов чтения ДНК. У его статьи по этой теме 1984 года – в 1984-м я ещё не родился – больше 10 тыс. цитирований.
Я уже писал здесь о свинье с генами человека, которой внесли 69 мутаций, чтобы сделать ее органы пригодными для пересадки. За этим последовала первая пересадка почки от свиньи к человеку. За этот прорыв ответственна компания eGenesis, сооснователем которой тоже является Джордж Чёрч. Кроме того, команда Чёрча в 2005 году создала бактерию с измененным генетическим кодом. Чтобы вы понимали, это не просто ГМО-бактерия с мутациями. Такое любой студент сделает. Нет, это примерно как перепрошить бактерии всю операционную систему. Также Чёрч является соавтором крупнейшего исследования о функциональных элементах человеческого генома. И даже со старением он борется и мышам жизнь продлевал с помощью генных терапий. И это далеко не все его достижения.
Причем всего это учёный добился, попутно страдая от дислексии, то есть от проблем с чтением и письмом, и нарколепсии – внезапными дневными засыпаниями. Чёрч даже говорит, что специально не борется со своей сонливостью, так как она дает ему приток креативных идей. Вот это я понимаю мотивирующий пример. И, судя по свидетельствам коллег, мужчина очень много работает – даже в свои 70 лет.
Так что Джордж Чёрч не какой-то рандомный человек, который с ноги взял и выбил дверь в мир науки и вбросил туда лютоволков и байки про воскрешение мамонтов. Если кто-то на планете и может реализовать генетический мегапроект такого масштаба и наглости – то кто, если не он?
И понятно, почему в него инвестируют. Colossal Biosciences стала первым стартапом из Техаса, который преодолел стоимость в 10 миллиардов долларов. Причем когда стартап появился, еще в 2021 году, в него проинвестировал даже известный инфобизнесмен Тони Роббинс. Только представьте, каким гением надо быть, чтобы уговорить парня, который сдирает со всех деньги, дать тебе денег. Денег на науку!
Чёрча порой называют сумасшедшим и критикуют за революционные идеи, но я считаю, что это тот случай, когда за хайпом и громкими лозунгами стоит очень крутая и профессиональная наука. Адаптированная к новой жизни, когда от государства финансирования не дождешься, а для выживания необходимо, чтобы о тебе говорили.
Мамонты и мамонтыши
Вообще идею воскресить мамонтов Черч вынашивает с 2008 года. Дескать, давайте сделаем плейстоценовый парк в Сибири, пусть мамонты втаптывают вечную мерзлоту. Хотя Colossal Biosciences мамонтами не ограничиваются. Они обещают вернуть и сумчатого волка, и птицу додо, и много кого еще. Если бы бобр курва вымер, они бы и его пообещали воскресить.
Однажды Чёрч сказал, что и неандертальца можно было бы подвергнуть развымиранию, если мы захотим. Чем вызвал в свой адрес очередную волну хейта – дескать, ищет себе девушку легкого поведения, чтобы родила ему неандерталенка. Такие вот люди – расисты. Или видисты? Хотя как раз неандертальца Черч воскрешать не собирается и вообще говорил об этом абстрактно, теоретически. А жаль, я бы воскресил. Все технологии для этого у нас есть. Можете писать, что девушку легкого поведения теперь ищу я.
Теоретически и с воскрешением мамонта проблем нет. У нас уже есть прочитанный геном мамонта, то есть мы знаем последовательности его ДНК и знаем, как ДНК мамонта отличается от ДНК современного слона. Спойлер: они совпадают на 99,6 процентов. Осталось только оставшиеся 0,4 процента намутировать – и всё, можно снимать лайв-экшн ремейк «Ледникового периода».
На самом деле 0,4% – это очень много, ведь геном у слона и мамонта большой, около трех миллиардов нуклеотидов – буковок А,Т,Г,Ц, из которых ДНК и состоит. Значит, для полного воскрешения мамонта потребовалось бы около 12 миллионов мутаций. А это уже слишком много.
К счастью, можно срезать углы. Большая часть ДНК млекопитающих ничего не делает. И именно там больше всего мутаций. Так что примерно 90% генетическими отличиями между мамонтом и слоном сразу можно пренебречь, они ни на что не влияют. А вот с остальным придется разбираться… но и там все равно куча мороки. Поэтому предполагается немного смухлевать. Позволить себе, скажем так, функциональное развымирание, когда организм будет внешне неотличим от мамонта. И может быть физиологически неотличим тоже. И тогда задача уже становится проще и реалистичней. В опытах по созданию мамонтышей ученые вносили изменения всего в десяток генов. Так и здесь. Можем вносить только те мутации, которые сдвигают фенотип, например, свойства шерсти, в сторону целевого организма.
Остается выбрать эти целевые мутации, а потом взять клетку слона и вносить мутации туда, одну за другой, или пачками, если технологии позволяют, максимально приближая ее к клетке мамонта. Делать это всё, конечно, будут вне тела животного, в пробирке. И вот когда клетка станет достаточно мамонтообразной, из нее заберут ядро с генетическим материалом и перенесут в яйцеклетку слонихи. Потом эту яйцеклетку имплантируют тоже слонихе, чтобы она родила мамонтенка. Как при клонировании.
Помните, был такой советский мультфильм, где мамонтенок плавал на льдине, пел песню и искал свою маму, а потом его приютила слониха? Вы, наверное, всегда думали, что это просто добрая слониха, которая усыновила беднягу. А на самом деле она его родила! А, может, перед этим еще и яйцеклетку и свой генетический материал отдала Джорджу Черчу. Короче, это был пророческий мультфильм про далекое технологическое будущее! Живите теперь с этим переосмыслением классики.
На словах все звучит просто, но на деле ничего не просто. Внесение даже одной направленной мутации – серьезная задача. А нам нужно множество. А еще нужно научиться клонировать слонов. Да, этого мы пока не делали. Тем не менее, Colossal Biosciences обещают представить первого детеныша мамонта уже в 2028 году.
А вот мамонтыши и лютоволки уже среди нас. Причем, если с лютоволками в интернете больше фотографий Джорджа Мартина, чем научных статей (вернее научных статей вообще пока нет), то про мамонтомышей уже есть статья, хоть еще и не опубликованная в научном журнале. Тем не менее, там все подробно расписано. Какие гены и как меняли, сколько эмбрионов сделали. Сколько мышей родилось и в каком эксперименте.
Из статьи следует, что никто мышей с мамонтами, разумеется, не скрещивал. Там было несколько экспериментов, в которых модифицировали от пяти до семи генов из десяти целевых. Три модификации были подсмотрены у мамонтов. Остальные формально к мамонтам отношения не имеют, но внешне дают желаемые эффекты. В итоге мышам удлинили шерсть, изменили ее структуру и цвет, а еще изменили ген, связанный с метаболизмом липидов и важный для адаптации к холоду. Любопытно, что для достижения цели не всегда нужно менять гены или добавлять. Для многих случаев их нужно убирать, выкинуть, удалить, вырезать. Например, мамонтышам сломали ген FGF5. Он у мамонтов отсутствовал, причем это, видимо, и было главной причиной их длинной шерсти, так как FGF5 останавливает ее рост. У этой мутации, кстати, есть прикладное значение. Ученые поломали этот ген у овец – и улучшили производство шерсти. Как видите, и животноводство! У людей, кстати, бывает мутация в этом гене, которая вызывает трихомегалию – очень длинные ресницы. Может, и с облысением что-нибудь на этом месте когда-нибудь придумают.
Ок, ну сделали мы мамонтышей – и что? Их даже продавать не собираются. В чем профит? Дело в том, что в работе было использовано мультиплексное генетическое редактирование, позволяющие править нескольких генов сразу. Это важная технология, которая может сильно ускорить процесс создания условной клетки с ДНК мамонта для нашего мегапроекта. Но эта технология может иметь и миллион других практических применений. Проект Черча по воскрешению мамонтов можно сравнить с полетом в космос. Ну вот слетал человек в космос. И что? Да, круто. Бога не увидел, вернулся обратно. В чем польза для народного хозяйства?
А практическая польза не столько от самого факта полета, а от развития технологий, которые для этого потребовались. Прорывы в коммуникации, инженерии, электронике – все это до сих пор используется и развивается. Так и здесь. Мамонт - это космос. Но дело вообще не в мамонте. Предполагаемый успех в его создании был бы самой наглядной демонстрацией совершенства технологий генетического редактирования. Технологий, которые могут изменить мир. Использоваться для созданная новых генных терапий, лекарств от рака, пород животных, сортов растений и полезных микроорганизмов.
Лютоволки
И вот теперь вернемся к нашим волкам. К сожалению, на данный момент нет научной публикации о генетических модификациях этих лютоволков. Так что детального описания, какие именно были внесены генетические изменения и как они были сделаны, у нас пока нет. Из статьи в Time и пресс-релиза компании можно узнать, что в процессе работы была использована древняя ДНК лютоволков для идентификации ключевых генетических различий с обычными серыми волками. Исходя из выявленных отличий было сделано 20 изменений в 14 генах серого волка, которые, по утверждению ученых, отвечали за их габариты, белую шерсть, зубы, мощные лапы – и даже за особенности воя и скулежа.
При этом ученые признают, что немного мухлевали в процессе, ведь оказалось, что некоторые гены древних лютоволков, скорее всего, приведут к нежелательным последствиям у серых волков. Может, даже к глухоте и слепоте. Поэтому в некоторых случаях брались не оригинальные мутации, а генетические изменения, идентичные натуральным, способные дать схожий эффект без лишних последствий. В итоге клеточные ядра с отредактированной волчьей ДНК вставляли в яйцеклетки серого волка, а созданные эмбрионы имплантировались в домашних собак, выступающих суррогатными матерями. К счастью, никаких проблем не возникло – и все эмбрионы прижились. Так мы и получили лютоволков, которые на самом деле не такие уж и лютые. Вполне милые. Вообще то, что в проекте засветился Джордж Мартин – отдельная прекрасная история. Осталось вывести драконов. Возможно, используя ящериц и гены жука-бомбардира.
Так что же в итоге, были ли воскрешены лютоволки, которые исчезли около десяти тысяч лет назад? Не совсем. Это не те лютоволки, что когда-то ходили по нашей планете. Это генетически модифицированный серый волк, похожий на лютоволка. Даже новым видом их сложно назвать: между мной и вами порядка трех миллионов генетических отличий, а тут заявлено всего 20 мутаций. Причем серый волк и настоящий древний лютоволк представляют совершенно разные группы волков – и общего у них не больше, чем у современного волка и, скажем, пуделя. Ну представьте, если бы мы сделали ГМО-шимпанзе без волос и сказали, что это человек. Хотя там, конечно, внешнего сходства побольше.
Но заголовок о создании ГМО-волка, который фенотипически максимально приближен к вымершему виду, звучит не так эффектно. Конечно, прямого обмана во всей этой истории нет, ученые из Colossal Biosciences все эти детали не скрывают. Но для людей, которые не читают дальше заголовков, всё действительно будет выглядеть воскрешением. Сомнительным или не очень.
Противоречия
И все же неудивительно, что из-за всех этих преувеличений и хайпа появилось множество недовольств, издевок и, конечно, мемов. Типа раз уж мы определяем вид по фенотипическим признакам, то представляем вашему вниманию воскрешенного сумчатого волка! Ну и вообще, люди шутят, что это не воскрешение, а максимум ребрендинг.
Причем это не ситуация из старого мема про то, как ученый изнасиловал журналиста, когда пресса перевирает слова исследователей.
Данное изнасилование ученые и правда в некоторой мере проделали с собой сами. Так сказать, изнасиловали себя. И Colossal Biosciences совсем не против подлить хайпа в огонь. У них на сайте даже написано, что благодаря тяжелой работе им удалось совершить именно развымирание. Поэтому многие в среде ученых и научпоп-блогеров отнеслись к происходящему негативно. Проклятые хайпожоры опять всех обманывают, все ради денег! Стыдно за Черча!
Но лично мне кажется, что пользы от этой истории куда больше, чем гипотетического вреда. Сами подумайте, только недавно люди шарахались от одной мысли про ГМО и боялись, что сами из-за них превратятся в мутантов. А теперь все хотят себе ГМО-волчонка или мышку. Никогда еще генная инженерия не зарабатывала себе такую позитивную репутацию среди обычных людей. Ведь теперь это не ужасная страшилка, а то, что людям нравится, и то, чего они хотят.
А деньги, которые вливаются в эту историю, идут на разработку реально полезных методов генной инженерии, которые находятся в руках крутейших специалистов. Вот недавно сами Colossal Biosciences пожертвовали полтора миллиона долларов на исследования в области создания искусственной матки для защиты исчезающих видов. И снова, как вы понимаете… сделаем матку для спасения видов – может, совершенно случайно и для человека технология пригодится.
Подведем итог. В какое же удивительное время мы с вами живем: ученые способны менять животным фенотип по своему желанию, читать геномы вымерших видов и создавать ГМО-клонов. Столько новых методов и возможностей, что это просто взрывает мозг. Поэтому я совершенно не разделяю праведный гнев некоторых моих коллег. Я не вижу здесь угрозы науке. Лютоволки, мамонтыши, а потом и, возможно, мамонты. Все это толкает мир в сторону лучшего будущего.
В комментариях пишите, хотели бы вы себе маленького мамонтыша? Или лучше лютоволка?
Подписывайтесь на соц. сети
Бусти / Патреон / Instagram / Telegram / Youtube / TikTok