10

Продолжение поста «50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий»

Ответ @GetlerOne

PISA сейчас исследования в России не проводит из-за СВО. Зато министр просвещения у нас сказал, что будем теперь сами проводить оценку качества для того, чтобы войти в десятку стран с лучшим школьным образованием. Исследования проводят действительно сами и, вуаля, Россия на полшишечки вошла в эту десятку. Главное, самим проводить исследования.

PISA - маразм и всегда был таковым. По TIMSS Россия и сейчас, и раньше, с 2003 года была в десятке, чаще всего в шестерке.

А по вшивой PISA в верхушку каким-то чудом попадала Финляндия - страна, где один из самых высоких в развитом мире процент детей, уходящих в старших классах в ПТУ и где серьезную математику в школе не проходят в принципе. Уровень математики для тех, кто остался в старшей школе (лицее, lukio, таких только половина, остальные в ПТУ) на "короткой математической программе" (то есть тех, кто не специализируется по математике), сравнивают с экзаменами типа ГИА-9 (точнее, британским GCSE для бросающих школу в 16 лет - и не в пользу финнов).

Американскую программу ругают за слабость, но даже она опережает финскую где-то на год. После чего в 16 лет половина финнов идет учиться на парикмахеров, а почти все американцы продолжают учиться.

Финский минобр проверяет 9-классников на задания типа 8 - 4 и отмечает, что с ними справляются все, но некоторые - очень медленно.

https://www.karvi.fi/en/current-issues/news/significant-port...

В целом тут можно прочитать, что проходят в Финляндии в каком классе:

https://www.ouka.fi/en/media/10395/download

- например, проценты дают только в 8 классе и повторяют в 9.

Квадратичную функцию в базовой школе Финляндии не проходят. Это может показаться настолько невероятным, что я повторю: это означает, что половина финнов не пройдут квадратные уравнения никогда, а половина - только в 10 классе. Не думайте, что в документе https://www.ouka.fi/en/media/10395/download квадратные уравнения прячутся где-то в пункте T15: нет, пункт T15 означает, что системы двух линейных уравнений с соответствующими задачами проходят в 9 классе (в России их системно изучают в 7 классе, а задачи дают уже в 6). Нет, статья https://www.nature.com/articles/s41599-024-04081-3 подтверждает, что в финской базовой школе квадратных уравнений нет вовсе.

Почему же финны так хороши в ПИЗе? Да просто посмотрите на критерии ПИЗы:

In Finland, 75% of students attained at least Level 2 proficiency in mathematics, significantly more than on average across OECD countries (OECD average: 69%). At a minimum, these students can interpret and recognize, without direct instructions, how a simple situation can be represented mathematically (e.g. comparing the total distance across two alternative routes, or converting prices into a different currency). Over 85% of students in Singapore, Macao (China), Japan, Hong Kong (China)*, Chinese Taipei and Estonia (in descending order of that share) performed at this level or above.

Some 9% of students in Finland were top performers in mathematics, meaning that they attained Level 5 or 6 in the PISA mathematics test (OECD average: 9%). Six Asian countries and economies had the largest shares of students who did so: Singapore (41%), Chinese Taipei (32%), Macao (China) (29%), Hong Kong (China)* (27%), Japan (23%) and Korea (23%). At these levels, students can model complex situations mathematically, and can select, compare and evaluate appropriate problem-solving strategies for dealing with them. Only in 16 out of 81 countries and economies participating in PISA 2022 did more than 10% of students attain Level 5 or 6 proficiency.

Уже упомянутая статья https://www.nature.com/articles/s41599-024-04081-3 объясняет, чем хороша финская математика. По сути, из статьи можно сделать вывод, что финны очень доходчиво объясняют простой материал так, чтобы его поняли даже дурачки. В итоге каждый финн может внятно объяснить, почему, чтобы посчитать, сколько всего фруктов, он складывает число груш с числом яблок. А решать задачу про два поезда из пункта A в пункт B их учат уже в 9 классе, когда половина детей намылилась в ПТУ и даже не слушает учителя.

Поэтому, надо полагать, финские показатели в международных тестах в 8 классе скромнее, чем в 4.

Показать полностью
1

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий

На первый взгляд, вопрос о том, что такое интеллект, кажется простым. Оксфордский словарь определяет его как «способность понимать». Однако это определение поднимает важный вопрос, особенно актуальный в современном мире: что происходит, если наша способность применять этот интеллект на практике уменьшается? Все больше данных свидетельствует о том, что за последнее десятилетие человеческий интеллект действительно начал снижаться.

Конечно, за такой короткий промежуток времени фундаментальная биология человеческого мозга не изменилась. Однако результаты различных тестов показывают, что способность среднего человека рассуждать и решать новые задачи достигла пика в начале 2010-х годов и с тех пор неуклонно снижается.

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий Мозг, Будущее, Развитие, Длиннопост

Когда были опубликованы последние результаты международного теста PISA (программа ОЭСР для оценки знаний 15-летних школьников в чтении, математике и естественных науках), основное внимание было уделено влиянию пандемии Covid-19 на образование. Однако это скрыло более долгосрочную и широкомасштабную тенденцию к ухудшению.

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий Мозг, Будущее, Развитие, Длиннопост

Долгосрочность этой тенденции проявляется в том, что результаты по всем трем предметам достигли пика примерно в 2012 году. Во многих случаях снижение между 2012 и 2018 годами было более значительным, чем в годы, затронутые пандемией. А широкомасштабность заключается в том, что это снижение способности к рассуждению и решению проблем наблюдается не только среди подростков. Взрослые демонстрируют аналогичную картину: в последнем обновлении оценки навыков взрослых ОЭСР снижение заметно во всех возрастных группах.

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий Мозг, Будущее, Развитие, Длиннопост

Несмотря на важность этой темы, долгосрочных исследований человеческого внимания или умственных способностей проводится surprisingly мало. Однако есть редкое исключение: с 1980-х годов исследование «Monitoring the Future» ежегодно спрашивает 18-летних, испытывают ли они трудности с мышлением, концентрацией или изучением нового. Доля выпускников школ, сообщающих о таких трудностях, оставалась стабильной в 1990-х и 2000-х годах, но начала резко расти в середине 2010-х.

Этот переломный момент примечателен не только тем, что он совпадает с ухудшением результатов тестов на интеллект и рассуждение, но и тем, что он совпадает с другим глобальным изменением: нашей изменившейся связью с информацией, которая теперь постоянно доступна в интернете.

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий Мозг, Будущее, Развитие, Длиннопост

Частично это может быть результатом перехода от текста к визуальным медиа — сдвига в сторону «пост-грамотного» общества, погруженного в экраны. Снижение интереса к чтению действительно наблюдается: в 2022 году доля американцев, прочитавших хотя бы одну книгу за год, упала ниже 50%.

Однако особенно поражает то, что на фоне этого мы видим снижение способности применять математические навыки и другие формы решения проблем в большинстве стран. Например, доля взрослых, которые не могут «использовать математические рассуждения для оценки достоверности утверждений», в среднем составляет 25% в странах с высоким уровнем дохода и 35% в США.

50% американцев не читают книги, 35% не знают математики: тревожные цифры эпохи цифровых технологий Мозг, Будущее, Развитие, Длиннопост

Таким образом, речь идет не только о снижении интереса к чтению, но и о более широкой эрозии способности человека к умственной концентрации и применению знаний.

Большинство дискуссий о влиянии цифровых технологий на общество сосредоточено на росте популярности смартфонов и социальных сетей. Однако изменение способности человека к сосредоточенному мышлению совпадает с чем-то более фундаментальным: сдвигом в нашей связи с информацией.

Мы перешли от ограниченного числа веб-страниц к бесконечным, постоянно обновляемым лентам и непрерывному потоку уведомлений. Мы больше не тратим столько времени на активный поиск информации и взаимодействие с людьми, которых знаем, а вместо этого получаем лавину контента. Это представляет собой переход от самостоятельного поведения к пассивному потреблению и постоянному переключению контекста.

Исследования показывают, что активное и осознанное использование цифровых технологий часто безвредно или даже полезно. Однако те модели поведения, которые стали популярны в последние годы, негативно влияют на нашу способность обрабатывать вербальную информацию, концентрацию, рабочую память и самоконтроль.

Хорошая новость заключается в том, что базовые интеллектуальные способности человека, несомненно, остаются неизменными. Однако результаты зависят как от потенциала, так и от его реализации. Для многих из нас цифровая среда препятствует последнему.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!