
Бильярд
Финал чемпионата Европы по артистическому бильярду 2023
Турция, Анталья, апрель 2023 года. Втречались Хачи арап Яман (Турция) и Марвин Хайнрих (Германия). В отличие от классического формата, описанного в посте, данный турнир проходил без разбиения на сеты. Конкретно в представленной встрече в розыгрыше у каждого спортсмена было по 239 очков.
Бильярд под прицелом. Итальянский бильярд. 5 фишек
Сегодня речь пойдёт про очередную игру на карамбольную тематику, которая называется "Пятифишечный бильярд" или просто "Пять фишек" (англ. "Five-pin Billiards", "Five-pins", "5-pins"; итал. "Biliardo dei cinque birilli" или "Cinque birilli", исп. "Billar de cinco quillas" или "Cinco quillas"). Часто её называют "Итальянский бильярд" или "Итальянские пять фишек", так как изначально широкое распространение она получила именно в Италии, где в неё играли на итальянских (весьма специфичных) бильярдных столах размером около 9 футов, с лузами размером 68 мм в углах и 75 мм в центре, и которые не просто находятся между двумя половинками борта, а являются его частью, как бы вырезаясь из цельного участка бортовой резины:
Сейчас игра стандартизирована по всей Европе под классическое карамбольное оборудование и играется преимущественно на французских безлузных столах. Используются пластиковые (реже деревянные) фишки размером 25 мм в высоту и 7 мм в диаметре в самой широкой части, формой напоминащие кегли для боулинга. Играют либо два игрока, либо две команды с равным числом игроков в каждой (обычно пары).
Цель игры — первым набрать заранее оговоренное количество очков в партии (обычно 50 или 60). Очки игрок получает за корректно-нанесённый удар (удар без штрафа) с последующим совершением карамболя, комбинационного удара ("комбинация" или ка́зин), т.е. попадания битком соперника в красный (англ. "kiss", исп. "casin"), сбитием фишек или же за штрафы соперника.
Игроки выполняют удары поочерёдно, то есть даже в случае удара без штрафа с получением очков, право нанесения удара всё равно переходит к сопернику (или команде соперника).
Начальная позиция, начальный удар
Партия в пять фишек начиается с выставления этих самых фишек. Одна фишка (красная) устанавливается в центре стола, четыре белых расставляются крестом вдоль центральных линий стола в каждую сторону от красной фишки на минимальном расстоянии, но так, чтобы шар мог пройти между красной и каждой белой фишкой, не задевая их.
После этого производится жеребьёвка. Если в качестве способа определения очерёдности хода был выбран раскат с возвратом шара к короткому борту, то раскат считается автоматически проигранным игроком, если:
шар игрока коснулся длинного борта;
шар игрока сбил фишку;
шар игрока пересёк центральную линию стола (параллельную длинному борту).
После жеребьёвки первый игрок выбирает биток (белый или жёлтый), которым он или его команда будет играть на протяжении всей дальнейшей встречи. Второй биток закрепляется за вторым игроком (командой) соответственно.
Начальная позиция выглядит следующим образом: красный прицельный шар устанавливается на задней отметке (точка на пересечении центральной линии стола, параллельной длинному борту и линии дальнего дома), то есть точке, на которой обычно размещается вершина пирамиды при игре в русский бильярд. Биток второго игрока устанавливается на точку центральной линии стола, параллельной длинному борту, на расстоянии 10 см от дальнего короткого борта (обычно эта точка называется "задняя бортовая отметка"). Биток игрока, который начинает игру, может быть расположен в любом месте между линией ближнего дома и центральной линией стола, параллельной короткому борту, а также на самих линиях, но только таким образом, чтобы фишки не были потревожены. Зону, в которой размещается биток, принято называть "внутренней четвертью стола" или "внутренним домом"). Пример позиции для начального удара:
Начальный удар игрок должен нанести так, чтобы ни одна часть его тела не пересекала условные линии, являющиеся продолжением внешней части длинных бортов. Аналогичное условие должно выполняться при любом выполнении удара с руки.
Ведение игры и система подсчёта очков за удар
При выполнения удара игроку требуется сначала попасть своим битком в биток соперника напрямую или через борт (несколько бортов). Попадание битка сначала в красный шар или в фишки приводит к объявлению штрафа. Фишки при этом можно сбивать битком соперника (причём прицельный шар не должен обязательно перед этим попадать в борт, как, например, при игре в Русские фишки, допускается сбитие фишек напрямую, если это позволяет сделать позиция на столе) или красным шаром через карамболи и комбинации.
При выполнении удара игрок пытается либо набрать как можно больше очков, либо поставить сопернику позицию, не позволяющую напрямую попадать в биток соперника, вынуждая усложнять удар и играть через один или несколько бортов. По итогу выполнения удара игроком очки считаются по следующему приципу:
каждая белая фишка приносит игроку 2 очка;
красная фишка приносит 4 очка, если при этом была сбита хотя бы одна белая, или 10 очков, если сбита только красная;
Карамболь (соударение битка игрока с красным после соударения с битком соперника) приносит 4 очка;
Казин (соударение с красным битка соперника после попадания в него своим битком) приносит 3 очка.
Если в процессе удара был совершён и карамболь, и казин, то в зачёт идут только очки за одно из событий (за то, которое произошло раньше). Сбитие фишек и карамболь или казин в рамках одного удара приносят совокупное количество очков. Таким образом:
Если было сбито 2 белых фишки, то игрок получит 2 + 2 = 4 очка;
Если было сбито три белых фишки и совершён карамболь, то игрок получит 2 + 2 + 2 + 4 = 10 очков;
Если была сбита красная фишка, две белых, а также совершён караболь, а потом казин, то засчитается только карамболь (казин был позже), и игрок получит 4 + 2 + 2 + 4 = 12 очков;
Если была сбита красная фишка, а также совершён казин, а потом карамболь, то игрок получит 10 + 3 = 13 очков (10 за красную, сбитую без белых, и 3 за казин; карамболь не засчитывается, так как был совершён после казина).
Штрафы
Штрафным считается удар, если к его окончанию (моменту остановки всех шаров) биток игрока не коснулся битка соперника. В этом случае соперник получает 2 очка и может играть с руки. Также штраф объявляется, если было совершено что-либо из перечисленного:
касание своим битком красного шара до касания битка соперника (2 очка и игра с руки сопернику);
касание фишек кием, частью тела или одежды (2 очка и игра с руки сопернику);
сбитие фишек своим битком до того, как тот коснулся битка соперника (2 очка и игра с руки сопернику);
сбитие фишек своим битком после того, как тот коснулся битка соперника (2 очка плюс количество очков за все сбитые фишки сопернику, соперник при этом продолжает игру в сложившейся позиции);
касание любого шара частью тела/одежды или любой частью кия, кроме наклейки (2 очка и игра с руки сопернику);
касание наклейкой кия любого шара, кроме своего битка, а также повторное касание наклейкой своего битка в рамках одного удара, в т.ч. пропих (2 очка и игра с руки сопернику);
нанесение удара в момент, пока шары полностью не остановились после предыдущего удара (2 очка и игра с руки сопернику);
вылет одного или нескольких шаров за пределы стола (2 очка и игра с руки сопернику; вылетевшие шары восстанавливаются на своих отметках (или максимально близко к ним) в соответствии с расстановкой шаров при начальном ударе);
перескок (джамп, англ. "jump") своим шаром фишек или другого шара (2 очка и игра с руки сопернику).
Удар с руки предполагает размещение битка в любом месте половины стола (зоны между коротким бортом и центральной линией стола, параллельной короткому борту, включая саму линию), противоположной половине стола, на которой размещён биток оштрафовавшегося игрока. Если биток оштрафовавшегося игрока находится на центральной линии, параллельной короткому борту, игрок, наносящий удар с руки, имеет право выбрать, с какой половины ему играть.
Демонстрация
Финал европейского турнира в пять фишек, прошедшего в 2022 году в городе Рандерс, Дания. Встречались итальянец Микеланджело Аньелло и датчанин Каспер Кристофферсен. Матч проводился до 3 сетов (партий) по 60 очков в каждой.
Сделал симулятор русского бильярда под андроид
Старался физику сделать максимально похожей, насколько хорошо или не очень получилось, решать вам. Если интересна история создания игры, то могу запилить отдельный пост.
Ссылка на игру
UPD: если в процессе игры возникли какие-либо косяки или есть замечания, то пишите пожалуйста в комментариях. Понятное дело что первый релиз не может быть сразу идеальным и требует доработок, так что буду благодарен за обратную связь.
Бильярд под прицелом. Кайза
Кайза (также Кайса или Каролина, англ. и фин. Kaisa, Caroline/Karoliina) — игра, зародившаяся в России в XVIII в. под названием Русская партия (иногда встречается название Русский карамболь). В то время игралась тремя шарами (белый биток первого игрока, белый биток второго игрока и прицельный красный), игра велась на счёт, и очки зарабатывались забитием битка соперника, забитием прицельного и осуществлением карамболей вместе с забитием. В начале XIX в. правила были модифицированы, и в игру ввели ещё два прицельных — обычно синий и жёлтый/чёрный/коричневый. У каждого шара была своя стоимость, последний носил название "Каролина" (отсюда и название игры) и был самым "дорогим".
К настоящему времени игра претерпела ряд незначительных изменений, и популярна сейчас преимущественно в Финляндии, где известна под названием Кайза (Kaisa). Кайза предполагает игру вдвоём или же игру двумя командами с равным количеством игроков в каждой команде. В современном виде играется на 10-футовых столах для русской пирамиды (реже на 12-футовых), киями для русского бильярда и пятью шарами размером 67-68 мм — двумя белыми битками (обычно это первый и одиннадцатый шар, если играют шарами для русского бильярда, либо чисто белый и белый с точкой или белые с одной и двумя точками, если играют комплектом облегчённых шаров для Кайзы), двумя красными прицельными и одним жёлтым прицельным, который по-прежнему является наиболее ценным и называется Каролина или Кайза. У каждого игрока или команды на протяжении партии свой биток (кому какой достаётся, договариваются в начале партии). Цель игры — первым набрать 60 или более очков, забивая прицельные шары и совершая карамболь после забития. Игра ведётся со строгим заказом первого забитого шара, но последующие карамболи и "бонусные" шары в том же ударе (в случае успешной реализации заказанного шара) засчитываются.
Начало партии и очерёдность ударов
Партия в Кайзу начинается с выставления цветных шарах на своих позициях — красные выставляются на переднюю и заднюю отметки, жёлтый ставится на отметке в центре стола. Далее производится процедура определения очерёдности (наиболее распространён вариант раската с возвратом битка к короткому, но по договорённости участников можно воспользоваться подкидыванием монеты, угадыванием шара либо любым другим общепринятым способом жеребьёвки). При раскате с возвратом битка удар считается выполненным неверно и победа в раскате автоматически присуждается сопернику, если биток задел один из цветных шаров, либо коснулся длинного борта, либо пересёк центральную линию стола, параллельную длинному борту, либо упал в лузу.
После определения очерёдности восстанавливается начальная позиция битков. Второй игрок выставляет свой биток (далее второй биток) в любом месте внутри зоны между линией противоположного дома и центральной линии стола (проведённой через центры средних луз) или на указанных линиях, но так, чтобы второй биток не перекрывал коридор между жёлтым шаром и дальними угловыми лузами, то есть первый игрок должен иметь возможность начальным ударом атаковать жёлтый напрямую в эти лузы. Обычно второй биток выставляется таким образом, чтобы в случае ошибки первого игрока начать с прямой атаки по красному. После размещения второго битка, первый игрок ставит свой биток (далее будем называть его первый биток) в любом месте внутри дома или на линии дома и производится начальный удар.
Допускается обратная последовательность размещения битков (по договорённости игроков), когда сначала позицию занимает первый биток, и уже после этого размещается второй биток (условие сохранения свободным коридора для жёлтого в этом случае распространяется только на угловую лузу, противоположную угловой лузе, ближайшей к первому битку).
При выполнении начального удара, игроку запрещается забивать красного, который размещён на передней отметке, а также запрещается забивать жёлтый шар в любую из центральных луз, иначе объявляется штраф. Кроме того, на начальный удар налагаются дополнительные условия, как и на любой другой удар при игре из дома с руки (см. соответствующий раздел ниже).
Каждый игрок продолжает серию до тех пор, пока ему удаётся очередным ударом набрать очки. Если очки набрать не удалось или был совершён штраф, очередь переходит к сопернику. При игре командами игрок каждой команды получает порядковый номер и подходы чередуются — игру начинает первый игрок первой команды, после завершения его серии играет первый игрок второй команды, затем второй игрок первой команды, затем второй игрок второй команды и т.д..
Отыгрыши и штрафы
Корректным считается любой удар (касание наклейки кия по своему битку), после которого этот биток остался на поверхности стола. Падаение битка в лузу, его вылет за пределы стола, удар по чужому битку или прицельному, туш шара и двойное касание приводят к объявлению штрафа. При этом для совершния отыгрыша биток не обязательно должен касаться какого-либо шара и/или борта, достаточно просто катнуть шар в любую точку стола (за исключением игры с руки из дома, условия отыгрыша для этой ситуации описаны в следующем разделе). Также штраф объявляется при нарушении условий игры с руки из дома при начальном ударе (забитие красного, размещённого на передней отметке, или забития жёлтого в среднюю лузу), и при забитии жёлтого в среднюю напрямую два раза подряд. При этом, после забития жёлтого в середину напрямую допускается повторное забитие жёлтого в среднюю непрямым способом (через карамболь, шаром, абриколем или через один или несколько бортов).
В случае, если заказанный шар не был забит, или был забит, но не в соответствии с заказом, очки за удар не засчитываются, и ход переходит к сопернику, штраф при этом не объявляется.
При объявлении штрафа у игрока, совершившего его, вычитается из общего счёта количество очков, равное цене первого прицельного шара, которого коснулся биток во время удара (либо цене битка, если касаний с прицельными не было). Забитые шары и совершённые карамболи в ударе, при котором был совершён штраф, не засчитываются и не приносят очков. Право нанесения удара при этом переходит к сопернику и тот играет с руки из дома, если биток оштрафовавшегося игрока покинул пределы игрового поля (был забит или вылетел со стола), либо из той позиции, что сложилась на столе.
Игра с руки из дома
Игра с руки из дома должна производиться таким образом, чтобы корпус игрока не выходил за края длинных бортов. Попадать в шары, расположенные в доме, без пересечения линии дома, не допускается. Также не допускается отыгрыш без пересечения линии дома. Если один из описанных выше ударов был произведён, то позиция восстанавливается и удар должен быть переигран.
Если заказывается удар абриколем, то точка соприкосновения битка с бортом должна находиться за пределами дома. В отличие от начального удара, все последующие сыгрывания с руки из дома допускают забитие жёлтого в среднюю (но только непрямым способом), а также забитие красного, размещённого на начальной отметке, непрямым способом (причём при сыгравании красного дуплетом или через большее количество бортов, точка первого соприкосновения красного и борта должна находиться за пределами дома).
В случае, если при игре с руки из дома был объявлен штраф, то право нанести удар переходит к сопернику, а шар игрока при этом удаляется с поля и следующим ударом игрок также должен будет совершать удар с руки из дома.
Система подсчёта очков
Забитие прицельных шаров приносит игроку 2 очка за биток противника, 3 очка за красный шар и 6 очков за жёлтый шар соответственно. Также выделяют особую ситуацию, когда первое касание битка приходится по жёлтому шару, и жёлтый забивается непрямым образом (абриколем либо от одного или нескольких бортов) в одну из средних луз. Такой удар на финском называется yli keskelle, т.е. "в середину", и за его реализацию игрок получает дополнительные 6 очков.
Также дополнительные очки в ударе присуждаются за осуществление карамболей (фин. nakki, что можно перевести как "сосиска" или "хот-дог") и/или забитие дополнительных шаров, но при условии, что первоначально-заказнный шар был забит в этом ударе в точном соответствии с заказом. Кроме того, засчитываются только те карамболи, которые были совершены после забития заказанного шара. Таким образом, совершение карамболя без забития очков не приносит. Также, если был заказан и сыгран прицельный шар через карамболь, то будет засчитан только забитый шар, и все последующие забитые шары и совершённые карамболи, а предшествующий забитию карамболь не засчитывается. Каждый карамболь может быть засчитан в рамках удара только один раз, повторные соударения и комбинации не учитываются.
Очки за совершение карамболей меняют систему подсчёта очков таким образом, что цена карамболя равна цене шара, по которому совершён карамболь, а цена забитого исходного шара будет составлять 1 очко для битка соперника, 3 очка для красного и 9 очков для жёлтого. Если рассмотреть каждый возможный вариант, то получим:
Забит биток соперника с последующим карамболем в красный = 1 + 3 = 4 очка;
Забит биток соперника с последующим карамболем в оба красных = 1 + 3 + 3 = 7 очков;
Забит биток соперника с последующим карамболем в жёлтый = 1 + 6 = 7 очков;
Забит биток соперника с последующим карамболем в красный и жёлтый = 1 + 3 + 6 = 10 очков;
Забит биток соперника с последующим карамболем в оба красных и жёлтый = 1 + 3 + 3 + 6 = 13 очков;
Забит красный с последующим карамболем в биток соперника = 3 + 2 = 5 очков;
Забит красный с последующим карамболем в другой красный = 3 + 3 = 6 очков;
Забит красный с последующим карамболем в другой красный и биток соперника = 3 + 3 + 2 = 8 очков;
Забит красный с последующим карамболем в жёлтый = 3 + 6 = 9 очков;
Забит красный с последующим карамболем в жёлтый и биток соперника = 3 + 6 + 2 = 11 очков;
Забит красный с последующим карамболем в другой красный и жёлтый = 3 + 3 + 6 = 12 очков;
Забит красный с последующим карамболем в другой красный, жёлтый и биток соперника = 3 + 3 + 6 + 2 = 14 очков;
Забит жёлтый с последующим карамболем в биток соперника = 9 + 2 = 11 очков;
Забит жёлтый с последующим карамболем в красный = 9 + 3 = 12 очков;
Забит жёлтый с последующим карамболем в красный и биток соперника = 9 + 3 + 2 = 14 очков;
Забит жёлтый с последующим карамболем в об красных = 9 + 3 + 3 = 15 очков;
Забит жёлтый с последующим карамболем в оба красных и биток соперника = 9 + 3 + 3 + 2 = 17 очков;
Забит жёлтый "в середину" с последующим карамболем в биток соперника = 9 + 6 + 2 = 17 очков;
Забит жёлтый "в середину" с последующим карамболем в красный = 9 + 6 + 3 = 18 очков;
Забит жёлтый "в середину" с последующим карамболем в красный и биток соперника = 9 + 6 + 3 + 2 = 20 очков;
Забит жёлтый "в середину" с последующим карамболем в об красных = 9 + 6 + 3 + 3 = 21 очко;
Забит жёлтый "в середину" с последующим карамболем в оба красных и биток соперника = 9 + 6 + 3 + 3 + 2 = 23 очка.
Очки за дополнительные забитые шары, начисляются в соответствии со своей базовой стоимостью (2 за белый, 3 за красный, 6 за жёлтый). Например, за забитие жёлтого с последующим забитием битка соперника через карамболь игрок получит 13 очков — 9 за забитие Кайзы, 2 за карамболь в биток соперника и 2 за забитие битка соперника. За забитие битка соперника с последующим карамболем в жёлтый игрок получит также 13 очков — 1 очко за забитие битка соперника, 6 очков за карамболь в жёлтый и 6 очков за забитие жёлтого.
Отдельно стоит отметить, что попадание прицельным шаром в другой прицельный шар карамболью не считается, то есть если жёлтый забит "шаром" через красный, игрок получит только 6 очков за забитие Кайзы. Или, например, если игрок забил жёлтый, затем сделал карамболь в биток соперника, а тот, в свою очередь, после соударения попал в красный и красный упал в лузу, то игрок получает 14 очков — 9 за забитие жёлтого, 3 за карамболь в красный и 2 за забитие битка соперника, соударение красного и битка соперника не приносит очков.
Выставление шаров
Когда красный или жёлтый забиты или вылетели со стола, они должны быть восстановлены на позициях перед нанесением очередного удара в соответствии со следующими правилами:
Красный шар выставляется на передней отметке, или, если она занята:
На задней отметке;
На отметке у переднего борта, на расстоянии шара от борта по центральной линии стола, параллельной длинному борту;
На отметке у заднего борта, на расстоянии шара от борта по центральной линии стола, параллельной длинному борту;
На отметке в центре стола;
Жёлтый шар выставляется на отметке в центре стола, или, если она занята, аналогично красному шару, но как только центральная отметка будет освобождена (и при условии, что жёлтый шар не был сдвинут с точки, на которую был выставлен), Кайза перемещается на освободившуюся центральную отметку.
Биток соперника при забитии, в отличие от других прицельных, остаётся в лузе до окончания подхода игрока, забившего этот шар.
Завершение партии
Партия считается завершённой, когда кто-то из игроков (ли какая-либо из команд) набирает 60 или более очков, причём последним ударом был забит либо цветной, либо биток соперника, но только с карамболем. Если игрок забивает только биток соперника, без карамболя и забития других шаров, то:
если счёт игрока после этого равен 60, то игра продолжается, и игрок имеет право нанести ещё один удар;
если счёт игрока после этого равен 59 или более 60, то игра также продолжается, но происходит переход хода к сопернику (команде соперника).
Демострация
Для наглядности привожу видео товарищеской встречи между Петри Похьолой (Хельсинки, Финляндия) и Кириллом Фирсовым (Санкт-Петербург, Россия), состоявшейся в 2008 году и транслировавшейся на канале НТВ+ Спорт (собственно, именно с этой записи и началось моё знакомство с данной игрой). Комментируют игру Эрнест Серебренников и Александр Пухленко, небольшие ошибки по ходу допускают, но в целом всё честно и предельно понятно:
Послесловие
Данная версия правил в некоторых аспектах разнится с редакцией правил, размещённой на ЛЛБ (в которой, к примеру, туш шара не приводит к штрафу, а просто заканчивается переходом хода, и в которой есть ряд дополнительных условий и ограничений), но критичных отличий нет. Мы играли именно по представленным в данном посте правилам, и спорных ситуаций не возникало.
Дополнительно хочу отметить, что играть комплектом полновесных шаров для пирамиды сложнее (хоть и привычнее) в силу более сложного сыгрывания карамболей, особенно на большой дистанции через 3-4 борта, и меньшего контроля на выходах за счёт необходимости приложения большей силы. В то же время, для этой игры хорошо себя проявили шары для карамболя, в т.ч. и на забитии (мы использовали два трёхшарных набора, один с жёлтым шаром, второй с двумя белыми). Несмотря на меньший размер, забивать такие шары местами сложнее, потому что при малейшем перебитии шар за счёт меньшего веса не продавливает губы, а выплёвывается, поэтому игра должна быть либо максимально прицельной с чистым забитием, либо с выверенным размером. Но оптимальным вариантом, конечно, является комплект шаров для Кайзы.
Бильярд под прицелом. Криббидж
Криббидж (также Криббедж, Пятнашка(и), Пятнадцать, Пары; англ. Cribbage, Pair pool, Fifteen Points) — игра на американском пуле, вдохновлённая одноимённой карточной игрой. Набор очков в игре происходит путём забития шаров группами из двух, сумма номеров которых даёт пятнадцать, Побеждает игрок, который первым наберёт пять очков.
Играют оборудованием и комплектующими для американского пула на восьми- или девятифутовых столах. Начальный удар наносится из дома по правилам открытого разбоя (то есть после нанесения удара по пирамиде должно произойти забитие хотя бы одного прицельного шара или четыре из прицельных шаров должны коснуться бортов). Пирамида из пятнадцати шаров выставляется аналогично игре в восьмёрку, верхним шаром на заднюю отметку, но расположение шаров в пирамиде иное — в центре пирамиды рамещается шар №15, а три шара в вершинах пирамиды выбираются таким образом, чтобы ни одна пара из этих трёх шаров не давала в сумме 15.
Корректным ударом считается забитие прицельного шара (если шар не был "очередным", серия будет прервана, но фол не объявляется; очерёдность и правила забития шаров будут описаны ниже), либо доведение любого шара (прицельного или битка) до борта после соударения. Если шар стоит вплотную к борту ("заморожен", англ. "frozen ball"), то это касание борта не засчитывается. Правила сыгрывания "замороженных" битка и прицельного аналогичны другим видам пула, т.е. касание засчитывается, если после удара прицельный шар пришёл в движение, и при этом не было совершено пропиха.
Отдельно стоит отметить, что от игрока не требуется при ударе попадать первым в очередной шар, то есть забитие может осуществляться в непрямой манере (через комбинации и караболи).
При забитии игроком шара объявляется положение "игрок на паре" (англ. "on a cribbage"), в этом случае следующим ударом игроку требуется забить очередной шар, который закрывает пару (то есть номер очередного шара даёт в сумме 15 с номером забитого ранее шара). Если это удаётся, то игроку, закрывшему пару, присуждается одно очко, и он продолжает серию. Если не удаётся, то право нанесения удара переходит к сопернику, а все шары, которые были забиты, и по которым не была закрыта пара, выставляются обратно на стол.
Выставление шаров начинается с задней отметки и продолжается максимально близко к задней отметке в сторону ближайшего короткого борта, вдоль горизонтальной линии стола, параллельной длинному борту. Шары выставляются максимально близко друг другу, но так, чтобы они не касались друг друга. Порядок выставления выбирает соперник игрока, которому предстоит наносить очередной удар, но пятнадцатый шар всегда выставляется первым.
Шары, забитые с фолом, не засчитываются и должны быть сразу выставлены на стол вместе с другими забитыми шарами, по которым не была закрыта пара. Аналогично выставляются шары, вылетевшие за пределы игрового поля. В случае штрафа, игрок не теряет очков, но право нанесения удара переходит к сопернику, и он может выбрать, продолжать игру в текущей позиции или сыграть с руки из дома (за исклчением ситуации, когда биток был забит или вылетел за пределы стола, в этом случае игра всегда ведётся из дома). Если игрок совершает три фола подряд, то победа досрочно засчитывается сопернику.
Правила игры из дома аналогичны другим пульным играм — напрямую игрок может играть только шары, которые не находятся в доме, а для сыгрывания шаров в доме биток обязан сначала пересечь линию дома (касание шаров и/или бортов вне дома при этом не является обязательным условием).
Пятнадцатый шар имеет особую роль в игре. Так как он не образует пару ни с одним из шаров в игре, забивать его нельзя до момента, пока на столе есть другие прицельные шары. Если пятнадцатый был забит в ситуации, когда перед ударом на столе были другие прицельные, то фол не объявляется, но право удара переходит сопернику, а пятнашка выставляется на заднюю отметку (если были забиты другие шары, по которым не была закрыта пара, они также выставляются).
Если на столе остаётся только один прицельный (пятнадцатый), то объявляется положение "игрок на паре", пятнадцатый становится очередным, и в этом случае его забития игроку присуждается одно очко.
В случае, если игрок одним ударом забивает несколько прицельных шаров в ситуации, когда "игрок не на паре", то:
П1. Если номера всех забитых шаров попарно дают в сумме 15, то за каждую такую пару игрок полчает по одному очку к своему счёту;
П2. Если хотя бы один шар остаётся без пары, то объявляется положение "игрок на паре", при этом, если шаров без пары несколько, игрок вправе выбрать, пару с каким из шаров он будет закрывать следующим ударом (то есть очередных шаров в данном случае становится несколько). Очки при этом будут начислены игроку только тогда, когда для всех забитых шаров будут закрыты пары (по одному очку за каждую закрытую пару). Если же хотя бы одна пара осталась незакрытой (очередным ударом не был забит очередной шар, или был забит 15ый шар раньше положенного, или был совершён фол), то все шары (в т.ч. парные), забитые с момента объявления положения "игрок на паре", включая шар, который привёл к этой ситуации, должны быть выставлены на стол.
В случае, если игрок одним ударом забивает несколько прицельных шаров в положении "игрок на паре", то:
Если хотя бы один из забитых в текущем ударе шаров закрывает пару с ранее забитым шаром, то серия игрока продолжается, при этом действуют правила П2 из предыдущего списка;
Если среди забитых нет ни одного шара, который закрывал бы пару с одним из ранее забитых шаров, то все шары (в т.ч. парные), забитые с момента объявления ситуации "игрок на паре" (включая шар, который привёл к этой ситуации), должны быть выставлены на стол.
Т.к. возможна ситуация, когда после забития всех шаров, общий счёт равен 4:4 (корректно забиты все пары шаров и шар №15), по договорённости между игроками (договариваются перед началом игры, по каким правилам будут играть), возможен один из вариантов завершения партии:
Пятнадцатый выставляется на точку, игрок, забивший последнего шара, продолжает игру в текущей позиции;
Пятнадцатый выставляется на точку, игрок, забивший последнего шара, продолжает игру из дома;
В текущей партии объявляется ничья и начинают новую партию.
Примеры игровых ситуаций (все начинаются с положения "игрок не на паре")
Игрок забивает шара №2. Объявляется "игрок на паре". Следующим ударом игрок забивает шар №13. Пара закрыта, игроку присуждается 1 очко, он продолжает серию, положение "игрок на паре" отменяется;
Игрок забивает шара №2. Объявляется "игрок на паре". Следующим ударом игрок забивает шара №12. Пара не закрыта, положение "игрок на паре" отменяется, все шары с момента объявления "игрок на паре", включая первый забитый (то есть шары №2 и №12), выставляются на задней отметке в порядке, который выбирает игрок;
Игрок одним ударом забивает шары №2 и №15. Т.к. 15ый забивать было нельзя (перед ударом на столе были другие прицельные), серия досрочно прекращается, шары №2 и №15 выставляются на задней отметке (сначала №15, т.к. у него приоритет при выставлении, затем №2), очередь переходит к сопернику;
Игрок одним ударом забивает шары №2 и №13. Номера шаров в сумме составляют 15, поэтому игроку сразу присуждается 1 очко, "игрок на паре" не объявляется;
Игрок одним ударом забивает шары №2 и №13, при этом совершает туш шара. Объявляется штраф, забитые со штрафом шары (№2 и №13) выставляются на задней отметке в любом порядке по усмотрению игрока, очков игрок не получает, положение "игрок на паре" не объявляется. Очередь переходит к сопернику, и тот выбирает, играть с руки из дома или из текущей позиции, сложившейся на столе;
Игрок одним ударом забивает шары №2 и №5. Шары не составляют пару, поэтому объявляется "игрок на паре" (теперь игроку требуется забить шары №13 и №10, чтобы закрыть обе пары, порядок забития при этом не важен). Следующим ударом игрок забивает шар №10. Т.к. одна из пар (с шаром №5) была закрыта, игрок может продолжать серию, но очки пока не получает. Далее:
Игрок забивает шара №13. Все забитые ранее шары составили пары (2 + 13 и 5 + 10), игроку присуждается два очка, он продолжает серию, положение "игрок на паре" отменяется;
Игрок забивает шары №13 и №7. Шар №13 составил пару с ранее забиым шаром №2, поэтому серия продолжается, но очки по-прежнему не начисляются, т.к. теперь требуется закрыть пару с шаром №7. Забив №8, игрок получит три очка за три пары забитых шаров (2 + 13; 5 + 10 и 7 + 8). Не забив (или некорректно забив) №8, серия прекращается, все забитые игроком шары с момента объявления "игрок на паре" выставляются, очков игрок не получает, а положение "игрок на паре" отменяется. Очередь переходит к сопернику;
Игрок забивает шара №13 и №15. Т.к. шар №15 забивать было нельзя, серия прекращается, все забитые шары с момента объявления "игрок на паре" (т.е. №2, №5, №10, №13, №15) выставляются (сначала 15ый, затем шары в любом порядке по усмотрению игрока), очков игрок не получает, а положение "игрок на паре" отменяется. Очередь переходит к сопернику;
Игрок забивает шара №1. Этим ударом пара не была закрыта, поэтому все забитые шары с момента объявления "игрок на паре" (т.е. №1, №2, №5, №10) выставляются в любом порядке по усмотрению игрока, очков игрок не получает, а положение "игрок на паре" отменяется. Очередь переходит к сопернику;
Игрок забивает шара №13 и биток. Объявляется штраф, все забитые шары с момента объявления "игрок на паре" (т.е. №2, №5, №10, №13) выставляются в любом порядке по усмотрению игрока, очков игрок не получает, а положение "игрок на паре" отменяется. Очередь переходит к сопернику, он играет из дома.
Адаптация для русского бильярда
В Криббидж можно играть и на русском бильярде. Основная часть правил остаётся такой же, как и при игре на американском пуле, за рядом отличий:
Корректным ударом считается забитие любого шара (если забитый шар не является очередным или свояком, забитым от очередного, серия прекращается, но штраф не объявляется), либо совершение любым из шаров касания двух бортов или касания одного борта и переката середины (в любом порядке) после соуданения;
Разбой активный, то есть был забит шар, либо после удара минимум три шара из пирамиды коснулись борта, либо два любых шара из пирамиды коснулись борта и любой шар (в т.ч. один из тех, что коснулись борта) пересёк центральную линию стола;
При сыгрывании свояка от шара N считается, что забит шар N. Этот шар снимается, а игрок наносит следующий удар из дома;
При сыгрывании шаров "штанами" в обязательном порядке засчитывается чужой, а за своего игрок может либо снять любой прицельный шар и продолжать игру из дома, либо не снимать дополнительного шара, но играть с руки чужого (либо отыгрываться), поставив биток в любую точку стола. Во втором случае забитие свояка является штрафом;
При игре из дома для сыгрывания шаров в доме требуется сначала вывестки биток за пределы дома (то есть биток сначала должен пересечь линию дома и совершить соударение с любым из шаров вне дома);
По договорённости между игроками, в случае, когда пятнадцатый является очередным шаром, можно накладывать дополнительное условие, что свояка от пятнадцатого не играют (то есть шар может быть забит только чужим);
Можно играть с заказом (строгость и способ заказа оговаривается игроками перед началом игры), но требуется всегда засчитывать "бонусные" шары (забитые вместе с заказанными "паровозом").
1/2 "BetBoom Кубок Чемпионов 2023"
Всех болельщиков Дианы Мироновой поздравляю с её победой, матч был супер напряженный, особенно из-за двух "дураков" Сергея Крыжановского, но "контровая" партия расставила все по своим местам! Ждем финал 13.07. Диана красотка, удачи ей!)