Почему оверпрайс-контент теряет свою актуальность: DIY, гонка релизов и AI
Рынок музыкального видеопроизводства живой и постоянно меняется. Улавливать его тренды в России и в мире становится все сложнее. Тем не менее, существуют глобальные тенденции, по которым идет вся музыкальная индустрия в целом. Некоторым из них — уже несколько лет.
DIY-эстетика. Как зародилась и почему до сих пор актуальна?
DIY-тренды стали актуальны благодаря бедрум-попу. Яркий пример этого жанра — хит певицы Clario «Pretty Girl», выпущенный в 2018 году. Клип на него выглядит так, будто ваша одноклассница выложила свое первое видео на YouTube.
Вместо ожидаемых 200-300 просмотров сейчас на ролике более 120 млн. Для многих артистов это стало показателем, что теперь необязательно делать масштабные клипы с крупным бюджетом, массовкой, множеством локаций, гримеров, костюмеров, операторов, гаферов и декораторов. Даже профессиональная техника больше не нужна — достаточно веб-камеры ноутбука.
«Быть собой» и DIY стали глобальной тенденцией. Появление платформы TikTok и миллионы пользовательских бедрум-клипов показало индустрии, что самобытность и оригинальность куда важнее дорогостоящих эффектов. Искренние домашние ролики лучше влияют на прослушивания, чем «вылизанные» видео.
К тому же, сами треки перестали цеплять аудиторию так, как раньше. Хиты перестали жить годами и оставаться в чартах по несколько лет. Индустрия стала мыслить короткими и частыми релизами, каждый из которых подсвечивается вертикальными видео.
Гонка релизов
Попробуйте вспомнить 5-10 хитов за последние два года. Прикиньте, на сколько из них были сняты клипы? Скорее всего у вас окажется меньше половины. Почему так?
Сейчас стратегия большинства релизов сводится примерно к следующему алгоритму:
артист выпускает новый релиз каждый месяц,
для прогрева музыкант снимает по 10-20 вертикальных видео.
Времени на съемки клипов у современных артистов уже просто нет. Но также нет и огромных бюджетов на хороших профессионалов и качественную технику. В итоге, записать на телефон 10 роликов на улице или воспользоваться нейросетями — эффективнее, быстрее и выгоднее, чем платить за клип.
Нейросети
Нейросети успели стать глобальным трендом. Их используют все: от DIY-артистов до больших видеопродакшенов. И это значительно сокращает траты на необычный контент, при этом развязывает руки фантазии. Для качественного результата достаточно быть насмотренным, любопытным, не бояться пробовать. И либо хорошо знать бесплатные аналоги крутых программ, либо купить подписку.
Мы в UpSound часто комбинируем реальные кадры и сгенерированный контент. Также прибегаем к ИИ для разработки мудбордов, продумывания промтов и, конечно, создания полноценных роликов. Среди нейросетей, в которых мы регулярно работаем — Midjourney, Nano Bana Pro, Perplexity, Higgsfield и другие.
Покажем на примере видеоконтента, который мы создали для трека «Океан» дэнс-поп артистки Kris Kilar.
Вот ролик, полностью сгенерированный ИИ:
А здесь мы совместили реальные кадры и нейросетевой контент:
Как работает отдел видеопродакшена в UpSound
Наша задача — подсветить релиз артиста так, чтобы выделить его на фоне терабайта других видео в соцсетях и привлечь внимание зрителей к его релизу.
Чем занимается отдел видеопродакшена
Специалисты видеопроизводства в UpSound придумывают, снимают и монтируют контент для социальных сетей самой компании и артистов, с которыми мы сотрудничаем.
Работу можно разделить на несколько важных этапов.
1. Погружение в трек. Мы слушаем песню и ищем для нее референсы. Продумываем первые механики, концепты и идеи. Ищем технические решения и анализируем, как органично вписать в них самые последние тренды. Задача — попасть в самую суть трека, усилив ее подходящим визуалом.
Основным двигателем на этом и двух следующих этапах выступает продюсер съемки. Он общается с артистом, собирает и придумывает концепции. Проводит созвоны с оператором и режиссером, чтобы взять у них экспертное мнение по идеям: узнает, насколько они воплотимы в жизнь и как их можно усилить.
2. Превращение идей в конкретный план. Ищем локации, составляем сметы и расписываем подробные тайминги.
3. Согласование с артистом. Прежде, чем приступить к процессу съемки, важно убедиться, что мы с музыкантом мыслим в одном направлении.
4. Съемка. На ней присутствуют сразу три специалиста нашего отдела видеопродакшена: продюсер, режиссер и оператор.
Продюсер отвечает за атмосферу, логистику, а иногда — и за питание всех участников съемки. Оператор контролирует свет, технику, настройки камеры. Режиссер ассистирует оператору, объясняет идеи и процессы артисту, следит за съемкой.
При этом работает принцип взаимозаменяемости. В случае форс-мажоров Богдан всегда готов перехватить инициативу и взять на себя дополнительные задачи. Так же, как и другие наши специалисты.
5. Пост-продакшн. После того, как весь необходимый материал отснят, наш специалист монтирует его, добавляет нужную цветокоррекцию и эффекты.
Как мы выбираем локацию для съемок
Локация — одна из важнейших вещей в видеопродакшене. Подобрать классное место — оригинальное и не заезженное, но удобное и не слишком дорогое — процесс не простой.
Весь город — одна большая площадка с местами, которые часто уже не раз были использованы в кино и клипах. О каких-то из них знают единицы. Основной навык для продюсера, оператора, режиссера — превратить привычные нам карты телефона в персональную подборку интересных локаций.
Вот так, например, выглядит приложение с картами в телефоне нашего эксперта Богдана Прилуцкого. Если он находит интересное место, то добавляет его в закладки. На карте они отображаются в виде разноцветных значков:
Узнать, где проходили съемки крупных артистов, можно в описании под видео, в отметках на фото и сторис. В Москве самый эффективный помощник в поиске локации — сайт Studio Rent. На нем сконцентрировано огромное количество мест и студий: сразу с фото, телефоном и условиями.
Как мы устраиваем съемки в нетипичных местах
Иногда для съемок мы выбираем не обычную студию или улицу, а места, которые нельзя просто так арендовать на сайте. Один из примеров — промо релиза хип-хоп артиста Tamashi. Трек «Кто тебе сказал», для которого планировалась съемка — мрачный рэп с довольно тягучей, томной атмосферой. Мы придумали концепт, состоящий из двухминутных сниппетов. Подходящими локациями для них выбрали театр и фотолабораторию.
Лабораторию мы сделали вручную из обычной студии. Заполнили пространство красным светом и добавили баночки, пинцеты, склянки с «реагентами».
А вот с театром оказалось сложнее. Нашей задачей было показать героя в большом зрительном зале — подсветить масштаб локации и отрешенность персонажа. Для этого мы обзвонили множество домов культуры, школы и театры.
Тритмент и мудборд — что это и как с ними работать
Тритмент — очень важный для съемки документ. В нем подробно расписана главная идея, собраны референсы, все локации, тайминг, реквизит, бюджет.
Мудборд — составляющая часть тритмента. Это документ, состоящий из визуальных референсов, которые складываются в общий вайб съемки. В нем учитываются цвета, стиль одежды, свет, какие-то фишки кадров или переходов. Детали мудборда собираются продюсером из разных источников вдохновения: Pinterest, соцсетей, кадров из фильмов, мемов.
Правил по составлению мудборда нет. Главное — чтобы он доносил до артиста и съемочной команды, как съемка будет выглядеть в финале. Так, размытое описание вроде «Вы сидите на стуле, на вас направлен свет, картинка атмосферная и не яркая, будто ночь» дает мало четкого представления о том, какие кадры вы хотите получить. Когда все это подсвечивается визуалом, концепция становится понятна всем участникам процесса.
Тритмент удобно оформлять в формате презентации. Каждый слайд — отдельная сцена, порядок действий и мудборд к ней.
Вот детали тритмента к съемке сниппетов на трек «Кто тебе сказал» рэпераTamashi, о котором мы говорили выше:
Как ролики захватывают внимание с первых секунд
Работа с вниманием зрителя — самая главная часть всего процесса видеопродакшена. Важно не просто визуализировать трек, а придумать механику, которая заставит пользователей пересматривать ролик и делиться им с друзьями.
До того, как представить тритмент артисту, команда видеопродакшена всегда обсуждает, какими будут первые 3 секунды клипа. Как сразу увлечь зрителя, какой визуальный хук мы можем использовать для этого и как его реализовать технически. Чем именно привлечем внимание: забавным костюмом, движением камеры, быстрым зумом, вспышкой света, красивой локацией, быстрым монтажом или харизмой артиста. В ход идут любые идеи.
Самое простое — сделать красиво. Подобрать эстетичную локацию, яркий образ, усилить все это камерой и светом. Но для современного музыкального рынка этого тоже уже недостаточно, поэтому приходится постоянно встраивать в процессы новые фишки.
От чего зависит успех съемки
Когда готова вся теоретическая часть, мы назначаем дату съемки и переходим к действиям. Что важно учесть на этом этапе?
1. Грамотное планирование. Съемки 5-15 роликов занимают в среднем от 5 до 10-12 часов. Чаще всего мы стараемся уложиться в 8. Для этого сразу распределяем все идеи по их сложности. Рассчитываем, как лучше всего оптимизировать этот процесс, чтобы не тратить лишние деньги, время и силы. Чтобы все это снять и остаться бодрыми в процессе.
2. Освещение. Свет бывает разный: заполняющий, контровой, интерьерный, яркий и тусклый, rgb и биколорный. Его выбор зависит от задачи. Самое базовое правило — света не должно быть много и не должно быть мало, его должно быть достаточно.
Важно понимать, какой результат вы хотите получить, и доверять профессионалу. Потому что часто то, что вы видите на площадке, и то, что будет в итоге в кадре — две разные реальности. Хороший оператор держит в голове всю картинку целиком, подчеркивая светом достоинства и скрывая недостатки.
3. Композиция, ракурсы, планы, мизансцены. Как использовать эти инструменты? Для экшен-сцен привычно видеть динамичную камеру, тряску и резкий монтаж. Его противоположность — спокойное, атмосферное видео — снимается со штатива: тут нужны длинные и крупные планы. Какие-то задачи требуют подчеркнуть детали: реквизит, руки, глаза. В другие случаях — важно подсветить масштаб помещения, добавить больше общих планов, чтобы усилить объем локации. Главная задача — сделать так, чтобы зритель не понял, что за камерой стоит оператор.
Композиция помогает донести до смотрящего, кем является герой видео: где он обитает, как себя ощущает, каким его видит мир. Камера — глаза художника, а ракурсы — часть истории, его способ общения со зрителем.
Как монтаж и цветокоррекция влияют на финальный продукт
Во время монтажа картинка обретает завершающие очертания задуманного результата. Видеоматериал красится, обрабатывается, усиливается эффектами и переходами, дополнительным текстом.
Цветокоррекция бывает разной и зависит от поставленной задачи. Цвет и свет неразрывно связаны и помогают манипулировать восприятием зрителя и его бессознательным.
Самое простое, что может символизировать цвет — это настроение. Мы давно привыкли к тому, что теплый свет ассоциируется с уютом, холодный — с одиночеством и тоской, а просто белый — со стабильностью и отрешенностью.
Это три основные палитры, с помощью которых проще всего обыграть настроение песни. Холодные оттенки помогут подчеркнуть душевную пустоту персонажа, а кадры с теплым светом хорошо сыграют роль флешбэков.
Есть и более художественные способы использовать цветовые палитры. Многие знают, что в фильме «Матрица» с помощью зеленого цветокора можно отличить, в каком мире происходят события определенных сцен: в реальном (холодный свет) или в мире матрицы (зеленые оттенки).
Как артисту подготовиться к съемке
Любые съемки требуют совместного креатива, доверия и понимания своей роли. Конечно, оператор и режиссер умело снимут вас, а визажист и стилист подберут яркий образ. Однако в кадре куда важнее энергия, которую вы излучаете. Если вы будете во всем сомневаться и чувствовать себя неловко — зритель обязательно это почувствует.
Богдан Прилуцкий советует начинающим артистам как можно чаще снимать самого себя. Важно знать свою рабочую сторону и понимать, что бы вам хотелось скрыть, а в чем вы, наоборот, максимально уверены. Чем больше времени в процессе съемки вы тратите на принятие себя, тем более скомканным получается результат.
Как заказать услугу рилсмейкера для артиста
За многие годы мы в UpSound успели реализовать все типы съемок. Однажды даже организовали съемку от первого лица во время прыжка с парашютом.
Все артисты, с которыми мы сотрудничаем — разные. У каждого из них свой путь и бэкграунд. И для каждого мы умеем создавать контент, подходящий именно им и их музыке. За нашими плечами успешные кейсы как для вчерашних фрешменов — например, альт-поп исполнителя KIRILIK. Так и для давно зарекомендовавших себя музыкантов — таких как поп-артистка Альбина Джанабаева.
Начать сотрудничество с отделом видеопродакшена UpSound можно с помощью услуги «Рилсмейкер для артистов». Оставить заявку можно, записавшись на онлайн-экскурсию в наш офис. На ней покажем вам всю внутреннюю кухню, подскажем полезные идеи и ответим о том, что еще вас беспокоит.