"Сладкая женщина" или Пустой карамелькой зашито в груди хрустальное сердце Мальвины
Появилось желание написать о фильме "Сладкая женщина"( 1977), реж. Владимир Фетин. Неделю назад я наткнулась на Ютубе на психологический разбор этого фильма, попыталась посмотреть, вроде интересно, но очень нудно. Плюнула я на эти разборы и включила сам фильм. И ведь смотрела не первый раз, но не оторваться.
И в первую очередь, конечно же, Наталья Гундарева! Первая главная роль, внимание, в 28(!!!) лет. А надо заметить, раньше она снималась в эпизодах, и о главных ролях даже не помышляла. И вот счастливый случай: Чурсина от роли отказалась, а предложила своему тогда ещё мужу молодую Гундареву, о театральных успехах которой уже говорили.
Когда Гундаревой позвонили с «Ленфильма», она решительно отказалась от кинопроб со словами: «А вы меня в жизни видели?.. Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду!" Хотя в этом фильме она на самом деле очень хотела сыграть. Но позже актриса объяснила: «Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли – это вряд ли».
Всё-таки ассистенту режиссера удалось уговорить актрису приехать на пробы – мол, даже если для этой роли она не подойдет, Фетин найдет для нее работу в других своих фильмах.
Но все опасения были напрасными – в кадре Гундарева выглядела легкой, грациозной, манящей и невероятно притягательной. Ее утвердили на роль тут же.( эта информация взята из открытого доступа)
Узнав об этом, актриса, по ее признанию, испытала просто «щенячий восторг». Она начала дорабатывать образ, придумывая ему все новые и новые черты.
Актриса наблюдала за теми женщинами, которые ей казались похожими на ее героиню, на улицах и в магазинах, пытаясь запомнить и воспроизвести их жесты, мимику, манеру двигаться и говорить. Гундарева вспоминала: «Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, – все хотелось втолкнуть в эту работу… Я уже видела свою «сладкую женщину»: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого… В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…».
( цитаты из интервью Натальи Гундаревой)
И надо отметить, ей это сполна удалось.
Абсолютно можно понять, почему она привлекала всех своих мужчин: обаятельна безмерно.
Правда, ни один из трёх ей никак не подходил: ни рафинированный интеллигент Ларик ( Корольчук), ни серьёзный Николай ( Вельяминов), ни наглый Тихон ( Янковский). Сейчас, возможно, такую женщину оценили бы по-другому, да и какой-нибудь инфантил с радостью бы пристроился рядом. Ведь, как говорит сама героиня, " у меня порядок, попить- поесть всегда приготовлено". Только внутри пусто.Как в карамельке без начинки. За её отношение к сыну... Ну, ей- Богу, руки чесались ( хотя я никогда не дралась) дать ей хорошего леща ( простите за сленг)
Другие герои тоже на своих местах: и властная мать героини( Маркова), и подруга героини ( Карпинская). Мужчины тоже хороши, никто не перетягивает одеяло на себя, пожалуй, только Вельяминов не до конца меня лично убедил. У него положительное обаяние, бесспорно, за отношение его героя к несчастному Юрке достоин уважения, но его конкретные претензии к героине не убеждают: "Ты некультурная! Всё ведь от этого!" Да, он пытался из неё вылепить совсем другую женщину, пытался заставить учиться, а когда его ожидания не оправдались, обиделся... Тихон, он же Янковский, обаятелен, но обращаться с женщинами не умеет. Слишком резок и дерзок, а главное, будто бы для него подобное поведение в порядке вещей. Может, поэтому с женой развёлся...
Но Наталья Гундарева- это что-то! Ну правда, в 28 лет сыграть и юную девушку, и мать взрослого сына, и быть такой убедительной... Бра-во!
Подобного примера я что-то в нашем кино припомнить не могу( если напомните, буду признательна)
А как она ест! Эпизоды с едой и Гундаревой- одни из любимых! Моментально разжигают аппетит, а мне, как человеку, не отличающемуся хорошим аппетитом ( прошу прощения за подробность) они просто как котику сметанка)
"-Что-то у меня в боку покалывает. Не печень ли?
- Жирного много на ночь ешь.
- Ну что, я должна себя в питании, что ли, урезывать?!( на этой фразе отправляет кусочек селёдки себе в рот и густо намазывает булочку маслом) Потрясающая сцена!
А как она мурлыкает "Мы с тобой два берега у одной реки", прохаживаясь по- мещански в отдельной квартире... Я с детства стала воспринимать её мурлыканье этой песни, как эталонное)
А заключительная сцена... Она- заплаканная, униженная, в квартире, набитой всяким дефицитом, ОДНА. И смотрит в окно, а там, напротив, крест из светящихся окон ( как в крестиках-ноликах). То ли это символ того, что нужно ставить крест на этой такой бесполезной жизни( не в смысле суицида), то ли уже символ принятого героиней решения о начале нового...
В общем, кто не смотрел,советую. А кто не читал оригинал, то прочтите, ибо первоначальный замысел несколько отличается от того, что показано в фильме.
Аня и Ларик ( отец Юры)
Аня и Николай
Аня и Тихон
Аня и сын ( Юра)

















