Итак, приступим.
Клиент принес на ремонт MacBook Pro 2012, предварительно уточнив: "Алло, здравствуйте! У вас есть BGA-станция?! Нужно поменять видеочип."
Принес, отметив, что ноутбук лежит в неисправном состоянии уже год, но отремонтировать необходимо срочно. Ну, *штош*, срочно, значит, срочно.
Предыстория такова: данный аппарат сдавался сначала в стандартный сетевой сервис (диагностиа 3500р, ремонт 10к и выше, результата ноль), а потом в обычный сервисный центр, где поставили диагноз "замена видеочипа".
После последнего сервиса, в котором побывал наш пациент, ноутбук вовсе перестал подавать признаки жизни.
Сначала вскрытие не показало ничего криминального, но с обратной стороны платы были замечены следы пайки дросселей возле видеочипа. Сопротивления на этих дросселях относительно «земли» были в пределах нормы (зачем их трогали - до сих пор загадка).
Ну да ладно.
Начал самую обычную аппаратную диагностику, а именно замер первичных напряжений, которые должны формироваться на плате (power sequence).
И заметил, что при подключении зарядного устройства, не поднимается ни одно напряжение, а основное питающее напряжение проседает до 2 вольт. И да, немного греется видеочип.
Пробежался мультиметром по всем дросселям относительно земли, КЗ нигде нет, но другой дроссель, также питающий дискретную графику напряжением 1.5 вольта (P1V5_GPU_S0_REG_R), звонится накоротко на основное силовое питание, то есть на видеочип шло 14 вольт (вместо положенных 1.5).
Виновником оказался пробитый верхний ключ (мосфет) в цепи питания видео.
Мосфет заменил, видеочип снял, так как после такого он скорее мертв, чем жив.
Пациент начал включаться, издавать типичный маковский гонг в динамиках, но без изображения (откуда ж ему взяться, ведь видеочип снят).
И вот настал момент, когда нужно купить видеочип, установить его и радоваться рабочей машине.
А теперь самое интересное.
Так как заказ срочный, чип (n13p-gt-w-a2) купили по соседству, (200-300 метров от нашей мастерской), в магазине комплектующих, где до этого много покупали запчасти.
Чипы у них без гарантии и возврату не подлежат, хоть и дороже, чем в других магазинах, где предоставляют нормальную гарантию. Но клиент был готов к риску ради скорости.
Купили чип и меня смутила его маркировка: на оригинале, штатном чипе, она нанесена как бы краской, а на купленном же выгравирована.
Запаяли чип, включаем и видим артефакты.
На всякий случай перекатали видеопамять. Все напряжения в норме. Чип новый. На что грешить? Подозрения упали на бракованный видик.
Ближе к вечеру пришел клиент.
Он (несмотря на рекомендации) предложил пойти в тот же магазин и купить еще один такой чип (снова на свой страх и риск).
*штош* Наш второй горе чип доставлен и запаян на плату.
Включаем и ….
Изображения нет вовсе.
В качестве пайки и отсутствия случайного снесения рядом расположенных элементов уверенность железобетонная (микроскоп в помощь и станция ТермоПро ИК-650 по термопрофилю).
Клиент не доволен, я не доволен, деньги потрачены и вернуть чипы нельзя.
На следующий день было принято решение купить чип в другом месте (привет, чипбук).
Чип приехал и что бросилось в глаза, так это маркировка на нем точно такая же, как и на штатном.
Чип запаял и о чудо, появилась нормальная картинка.
В системе определилось видео и ноутбук прошел все диагностические тесты.
Чипы и деньги за них в вышеупомянутый магазин с горем пополам вернули.
Мораль: используйте качественные запчасти, обращайтесь к проверенным поставщикам, которые дают гарантию. Тогда и клиенты будут довольны, и вы сыты.
Работу выполнил я, тег "моё". Клиент шарит и, думаю, будет не против :)
P.S. Фотки перемарка нет, так как работа выполнялась в спешке.