Vaskou

На Пикабу
Дата рождения: 14 января
11К рейтинг 5 подписчиков 18 подписок 2 поста 0 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
8

О маленькой коллекции объективов СССР.

В 80-х годах прошлого века я познал радость фотографии, на тот момент ещё школьником я яростно снимал, сам проявлял и печатал фотографии, выбор фотокамер был не велик, отцовский «Зоркий-1» с объективом «Индустар -22», его же забавная камера «Вега» на 9-мм. плёнку фотографии с него получались отвратные, но сам факт владения таким фотоаппаратом завораживал. В самом начале пути удалось попытаться поснимать на странную камеру «Этюд» её мне в 80-м году бабушка подарила как первую камеру, так что знакомство с форматами у меня по факту началось со «среднего» , позже появился «Зенит-ЕТ» и купленный в самом начале 90-х в момент развала СССР за совершенно смешные деньги «Киев-19», был такой момент, когда зарплаты резко пошли вверх из-за обвала рубля, а в магазинах товары оставались по старым ценам. Эти две камеры у меня до сих пор как память.

Также удалось попользоваться камерой «Эликон-35С» которая оставила очень хорошее о себе впечатление, но к сожалению вышла из строя по причине того, что я, в очередной раз прочищая синхроконтакты (был там такой брак-синхроконтакты вспышки пригорали) не разрядил вспышку и замкнул случайно плюс конденсатора вспышки на плату управления, как сейчас помню : заглядывает отец в комнату и спрашивает : Ну что, получается ?, я-да и БАХ !!!!!!! после этого понял, что он «глазливый». До сих пор в памяти сидит название нужной микросхемы : КА1808ХК2, найти её в г. Севастополе не удалось, а про интернет знали только по слухам.

Я не мню из себя «великого фотографа» и просто снимаю понимая, что все мои фотографии интересны только мне самому.

После 2000 года у меня был перерыв, плёнка уже отходила, а приходящая цифра была стоимостью с «пол чугунного моста», так что нечто «цифровое» я купил только в 2006 г. Это была «canon 640» цифромыльница, которая тоже оставила очень положительное впечатление, «без изъяна и обмана надёжная как пружина от дивана» она до сих пор у меня в прекрасном состоянии и я ею пользуюсь на работе.

Второе дыхание у меня появилось в 2018 г. когда я по делам поехал в Москву и забыл «мыльницу», очень расстроился, как так, приехать в столицу и без фотоаппарата, тогда «поджавшись» была куплена «canon EOS 2000d», и вот тут понеслось, через полгода был куплен уже КРОП «посерьёзнее» - canon EOS 80d, а дальше-больше.

Именно купив цифрозеркалку КРОП я в полной мере ощутил, что ничего путного я в технике фотографии не понимал, ранее для меня понятия ГРИП, фокусного расстояния, светосилы объектива имели весьма условное значение, снимал на то что есть и всё, а тут появилась возможность этим варьировать, эффект от этого был очевиден, и в конечном итоге я стал обращать внимание на мануальные объективы.

Во-первых, радовала их цена, во-вторых у меня, в отличии от достаточно большого числа знакомых, не возникает трудностей в ручном управлении фокусировкой и диафрагмой, видимо сказывается опыт, когда автофокус это был «миф о загробной жизни», ну и в-третьих СССР выпускал очень интересные объективы, берёшь в руку и понимаешь, что это вещь.

На данный момент собралась небольшая, но для меня достаточная и интересная коллекция старой мануальной советской оптики об это я и буду дальше говорить.

Первые пробы, само собой, были на объективах от имеющихся в наличии старых «зеркалок», это Гелиос 44-2 и Гелиос 81Н

Гелиос 44-2 был весьма «уставший» огромные люфты и диафрагма в масле, он был разобран промыт, смазан и собран в первоначальное состояние, для переделки на CANON не потребовалось ничего кроме переходника м42/EOS.

Недостаток Гелиос-44-2 данного исполнение-отсутствие чернения торцов линз, это даёт снижение контраста на открытых значениях диафрагмы, но вот то, что этот объектив был «в одних руках» и как не странно это были мои руки, состояние линз при дотошном рассмотрении оказалось очень приличным, видимо сказалось то, что я никогда не лез «углом майки» протирать линзу с детства зная, что от этого они царапаются (отец обучил), а чистка проводилась в домашних условиях при помощи клизмы и мягкой ваты.

Гелиос 81н не потребовал вмешательства, кроме покупки переходника с байонета NIKON на CANON, дальнейшие тесты и пробы показали, что баланс белого на них слегка смещается в желтизну, что на ч\б плёнке даже было плюсом т.к. повышало контрастность снимка, а вот на «цифре» надо корректировать, считаю его наиболее удачным из всей линейки шестилинзовых Гелиосов, он и по паспортным данным один из лучших, но……….не интересный так как слишком правильный.

Гелиосы и сама оптическая схема объектива из шести линз в четырёх группах мне интересна своей «закруткой» пёстрого фона, я отлично понимаю, что это изъян конструкции, но этот же изъян и привлекает.

На местной барахолке мною был куплен удивительный экземпляр Гелиос-44 всего за 500 р. удивителен он тем, что имеет номер с четырьмя нулями, и самим корпусом ну и диафрагма с 13-тью лепестками и крайним значением 22.

Информации по данному корпусу мало, отличается от поздних механически кардинально. управление предустановкой диафрагмы у него происходит смешением кольца предустановки в сторону байонета, поворотом и фиксацией смещением в сторону передней линзы, «половинится» он не так как обычный Гелиос 44, а сдвинув кольцо предустановки к байонету и выкручиванием передней части, при этом внутри большая пружина создаёт некоторое препятствие для выкручивания. Жалею, что не фотографировал процесс разборки, но намучался я с ним сильно, пока не понял, как разбирается, разбирал со стороны байонета, а достаточно было прижать кольцо и раскрутить, был в очень нехорошем состоянии весь в пыли, смазка застыла, винтики проржавели, несколько поломались при разборке, не смотря на суточное замачивание в керосине.

А вот по линзам тут ещё один удивительный момент, все Гелиосы «желтят» это связано с цветом просветления и самого стекла, а этот имеет совершенно точную «цифровую» цветопередачу, и даже на просвет видно, что он минимально отдаёт желтизной.

Ещё на данном примере видно, то у объектива слева очень много пузырьков в линзах, что практически отсутствует в правом экземпляре. Опять же странно «правый» намного старше судя по номеру.

Я не сторонник мифических теорий и не думаю, что до 60-х годов на оптических заводах осталось трофейное цейсовское стекло, а то что было наверняка давно ушло на военные цели, но оптика тут замечательная, даже не смотря на посредственное состояние передней линзы, там, помимо микроцарапин видимых только в лупу, есть серьёзная царапина которую видно на фото. По резкости и по контрасту на открытой диафрагме он, не смотря на повреждения, самый лучший из имеющихся у меня экземпляров Гелиос-44.

На той же «барахолке» за 50 рублей !!! был куплен Гелиос 44-6.

Потребовал ремонта, так как кольца были свёрнуты и диафрагма не закрывалась. Ничего восторженного об этом экземпляре сказать не могу, микроцарапин-море, геликоид повреждён и полностью заедание при вращении устранить не удалось. Снимки делает вполне приличные, как говорят в интернете по разрешающей способности данные объективы в первых рядах, круче только 44-7 (из линейки 44-х конечно)

Главный «монстр» боке и закрутки это Гелос-40, мне его удалось купить за 10 500 в Симферополе в начале 2019-го года, не скажу, что за дёшево, но вполне для состояния оптики.

Состояние механики было плачевное, объектив 1965 года выпуска и вся смазка загустела, диафрагма еле открывалась, кольца были свёрнуты со своих посадочных мест линзы на 5- с микроцарапинами от протирки, но разобрался достаточно легко и без потерь, после смазки, чистки и восстановления чернения торцов линз (облезло за годы) и корпуса объектив порадовал всеми своими «широко разрекламированными» возможностями которые возможно вытянуть из него на КРОПе.

Есть у него изъян неисправимый, который я часто наблюдаю на примерах фотографий с других объективов, это «свиль» т.е. «нити» — «волокна» чужеродного стекла. Они отличаются от массы расплава оптического стекла по химическому составу и физическим свойствам, в частности по показателю преломления, проявляется в виде линий на кружках нерезкости и могут незначительно снижать контраст. Увидеть свиль можно рассматривая в лупу объектив на просвет под некоторыми углами наводясь на саму линзу, на фотографии проявляется при ночной съёмке в виде удлинённых лучей от ярких источников света, кстати такой же эффект даёт повреждение линзы в виде скола.

Здесь фотография свиля до глобальной чистки линз, так что пыль-не в счёт. Кстати о чистке: не стоит промывать линзы моющими гелиевыми средствами для мытья посуды или мылом (ну если только не хозяйственным из старых запасов), в их состав входит глицерин и в итоге мы имеем тонкий слой глицерина на всей линзе, путём проб и ошибок было выяснено, что лучше всего мыть раствором стирального порошка, идеально отмывает любые жировые пятна.

Так как данный объектив является художественным средством это малозначительно хоть и несколько досадно, это самый мой любимый объектив, хоть и применение у него очень «узкое», при его использовании важно чтобы камера умела отрабатывать выдержку 8000 и ISO минимум 100, иначе на природе в ясный день будет сильный пересвет, всё-таки 1.5 диафрагма это «очень светло»

Имеется ещё Гелиос 44 купленный за небольшие деньги (не помню уже) одним из первых из за 13-ти лепестковой диафрагмы, которая даёт совершенный кружок размытия при диафрагмировании, он в приличном состоянии ничего с ним не делал и не разбирал, лежит в коробочке как «эталон» , тоже желтит, вполне резкий, серийный номер с двумя нулями.

Все старые советские объективы с диаметром резьбы 39 мм. требуют подгонки под современный формат, чтобы была возможность фокусироваться на бесконечность, с CANON меньше всего проблем. рабочий отрезок Canon EF равен 44,00 мм, а рабочий отрезок старых объективов СССР на М39- 45,2 мм, переходники для М42 все рассчитаны на сопряжение с объективами с рабочим отрезком 45,5, в итоге получается, что для того чтобы на переходник М42 для CANON накрутить объектив М39 надо, помимо переходного кольца м39-м42, необходимо компенсировать 3 мм. Это делается очень просто-стачивая на шлифовальном камне юстировочное кольцо которое имеется в Гелиосах 44 и Гелиос 40. Про «прыжки с бубном» при установке бесконечности на NIKON я говорить не буду, это отдельная матерная история.

Перехожу к «монстрам»:

Будучи в поисках, я обратил внимание на линейку советских зеркальных объективах (ЗЛО-зеркально-линзовые объективы) разработал их гениальный советский оптик Б.А.Мокроусов, стоимость их сейчас не велика, хоть и в своё время они были очень дорогими, видимо для того чтобы всякие враги массово не скупали их и не фотографировали издали «не положенные секретности».

Был приобретён МС МТО-11СА за 6500 р. в отличном состоянии

Данный вид объективов помимо размера с двухлитровую банку интересен своей конструкцией и отсутствием хроматических аберраций, т.к. используются зеркала, отражающие свет, а не линзы пропускающие и преломляющие, так же объектив с фокусным расстоянием 1000 мм. по классической схеме будет иметь длину в районе 1 метра и вес соответствующий, а тут 24 см. и масса 1950 г.

Постоянная диафрагма 10 делает объектив тёмным и требует для работы штатив, иначе будет стопроцентный смаз из-за необходимости длинных выдержек, либо задирать ISO до запредела, когда детали будут теряться, кстати именно из-за этого в интернете о нём много нелестных отзывов, но те, кто в курсе, те просто молчат и фотографируют ехидно улыбаясь.

Конструкция очень простая смазывается геликоид элементарно, зеркала прижимными гайками надо затягивать до состояния что вот-вот сдвинуться, т.е. минимальная затяжка, причём укладывать в посадочное место после разборки надо тоже с проворотом и притиркой, чтобы если попали частички пыли их стереть в порошок, малейшие микронные сдвиги и перекосы зеркал сразу отражаются на общей резкости. Пытливые люди говорят, что можно убрать корректирующий блок линз у байонета и тогда повысится светосила и общая резкость, но думаю Мокроусов был не «школьник» и не зря пожертвовал светосилой и добавил в схему этот блок линз.

При обработке фотографий, в силу особенности зеркальной конструкции, требуется корректировка контраста, а в остальном объектив очень интересный и вполне рабочий.

Ну и чтобы вообще «ни с кем не здороваться» я приобрёл два ЗЛО по цене 5000 за пару.

Это 3М-5А-мс и 3м-6а

Конструкционно они схожи, только 3м-6а чуть больше и более светосильный, диафрагма 6,3 уже позволяет снимать с рук в солнечный день практически без смаза и на низких ISO

Ещё одна особенность данного типа объективов — это «кружки-бублики», т.е кружки нерезкости имеют вид бублика, тут уж на любителя, кому-то нравится, кому-то нет, меня не напрягает.

И вот подхожу к одному приспособлению, которое очень помогает при работе с мануальными объективами, это Видо-искатель, т.е приспособление для увеличения изображения на экране фотокамеры для более точной фокусировки.

Так как зрение уже далеко не класса «ОРЁЛ», то требовалось что-то где была «диоптриевая» подстройка, выбор пал на GGS Swivi S3 LCD, на славном сайте avito был найден лот за странные 1000 руб.

Это при том, что средняя цена в районе 5000, памятуя про то, что я в своё время профукал отличный «коллекционный» объектив Зенитар-ме1 только из-за того, что начал много вопросов задавать, я спешно связался с продавцом и купил лот с доставкой (т.е. деньги продавцу не перечисляются пока товар не принял покупатель от транспортной компании), ко мне пришёл этот «видоискатель» в полном комплекте с коробкой, ремешком, даже пакетики все были родные

Долго рассматривал и так и сяк, искал изъян-не нашёл, так и не понял от чего такая заманчивая цена видимо чудеса случаются.

Приспособление очень помогает при работе с мануальными объективами при ярком свете и в случае дальнозоркости.

Принцип в «двух словах»: устанавливаем на камеру, наводим на объект, включаем в камере увеличение 10х, корректируем резкость на объекте съёмки глядя в видоискатель, сброс увеличения, кадрирование-ХЛОП !!, снято.

Ну на этом пока всё что хотел сказать-написал, зачем я это всё написал? сам не знаю, «не в себе» видать , а может маразм близок.

В финале фотография одной забавной приспособы из СССР, штука предназначена для сотворения из фотообъектива подзорной трубы, к примеру установив туда объектив МС МТО-11СА получаем 111 кратное увеличение.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества