"Большинство людей оценивают музыку через эстетику. К примеру, вы слушаете третью симфонию Бетховена 1000 раз и решаете для себя - что хорошо, а что плохо, принять это или нет. Между тем, музыка - она за эстетикой."
- Теодор Курентзис
Какие ассоциации довольно часто возникают со словом "симфония"?
*большое*
*скучное*
*непонятное*
И это можно понять, ибо если мы, к примеру, покажем маленькому ребёнку "Алёнушку" Васнецова, для него это будет набор цветов - не более. Это
мы с вами знаем,
кто она такая и в чём её проблема. Мы понимаем контекст. И это действует для любого вида искусств: произведение ничего не значит без контекста, если только контекст (или его значительная доля) не является частью произведения (как, например, в классических литературных романах (не постмодернистских, с ними сложнее)). Таким образом, музыка как искусство - это не просто то, что красиво звучит. Как произведение искусства она должна содержать идею или отображать пережитый опыт, а иначе это действительно "просто то, что красиво звучит". Это очень важно осознавать, поскольку это даст нам понимание того, почему отдельные жанры музыки могут быть для кого-то непонятны.
Симфония как жанр появилась из оперной увертюры(инструментальное вступление). Сначала увертюры просто стали исполнять как самостоятельные произведения, а затем они стали полноценным жанром со своей канонической 4х-частной структурой.
Но хватит о скучном. Это так, для общего развития.
Теодор Курентзис - это тот самый "широко известный в узких кругах" дирижёр, который очень много сделал для культуры в нашей стране. Он, кстати, очень интересен как человек(
https://youtu.be/bPCTMmcRDM4). Сейчас он является художественным руководителем Пермского театра оперы и балета (Дягилевский фестиваль) и одним из самых востребованных (в мире!) дирижёров. Вместе со своим оркестром musicAeterna он стал настоящим популяризатором классики.
Когда мы ходим на концерт музыки условного Бетховена, мы в первую очередь идём не на самого Бетховена, а на его
интерпретатора. Да, композитор тоже играет роль, но она начинается и заканчивается на бумажной партитуре. То, что вы услышите, зависит от исполнителя.
Концерты musicAeterna - это не музей классики, это возможность каждый раз слышать что-то новое в старых произведения.
Недавно Курентзис с оркестром записал шестую симфонию Малера -
https://music.yandex.ru/album/5853032.
Почему это важно:
https://meduza.io/feature/2018/10/27/orkestr-teodora-kurentz...В 2017 году им была записана шестая симфония Чайковского -
https://music.yandex.ru/album/4736388.
А вот исполнение третьей симфонии Малера:
Но ведь мы помним, что музыка - она за эстетикой?
Чтож, давайте попробуем заглянуть. Естественно, недостаточно просто послушать другого дирижера. Малер и Чайковский - это конец 19го века, когда симфония достигла значительного уровня своего развития, если не апофеоза (можно поспорить, потому что Прокофьев).
Возьмём шестую Малера. Каков контекст? Трагическое мироощущение человека, живущего на рубеже 19 и 20 века; человека, прошедшего сквозь все тернии борьбы — усилие воли и отчаяние, отрешённость одиночества и веру в себя, на пороге свершения надежды ждёт трагический конец — такова идея.
1 часть: 3 темы: главная партия — скандированный ритм марша, как власть судьбы; связующая партия — хорал, аскетически-созерцательный, приоткрывает мир отрешённости от страдания; побочная партия — самозабвенно лирическая
2 часть: контраст „страшного мира“ сегодня и некогда уютного, а ныне — старомодного, вытесненного из жизни „вчера“
3 часть: традиционный лирико-философский центр симфонии
4 часть: волны на протяжении финала трижды достигают трагических кульминаций; помимо полного tutti, с литаврами и большим барабаном, Малер привлекает для них и тройные удары молота — как три удара судьбы. Скорбный речитатив тромбонов в конце звучит как последнее слово приговорённого, которое обрывается последним.
Шестая Чайковского немного проще для объяснения. Первоначально им была задумана симфония «Жизнь» в тональности Es-dur, над которой он работал весной и летом 1891 года. Однако оптимистическая концепция намечавшегося произведения его разочаровала и он оставил её сочинение.
После первого исполнения Шестой симфонии композитор, провожая свою кузину Анну Мерклинг, согласился с её предположением, что он описал ей свою жизнь:
"Ты угадала. Первая часть – детство и смутные стремления к музыке. Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья – жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, - это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор."