Есть такое мнение, что в жизни нужно попробовать всё. С Почтой России я уже имел дело по поиску посылок. Теперь настала очередь судебного процесса. К сожалению, буду рассказывать в общих чертах по причине того, что на Пикабу уже есть ситуация, когда на человека в ответ подали в суд. У меня нет такого богатого опыта, кроме того судебный процесс дело долгое, но не рассказать как проходит сейчас дело с моим участием, не могу. Помимо моментов с судебным процессом будет затронута работа территориального органа Роспотребнадзора, в который я также обратился. Речь будет идти о защите прав потребителей, тема которая довольно часто поднимается во все времена. Текста будет много, так что будьте готовы к прочтению.
Я оплатил товар, получил чек, номер заказа, подтверждение заказа, срок доставки и стал ждать, когда мне привезут товар. Так бы всё хорошо закончилось, но тогда бы не было данного поста. На третий день мне отменили заказ по причине того, что товара у продавца не оказалось в наличии и вернули мне деньги. На тот момент я расстроился, но мне посоветовали, что в моём случае я могу затребовать получения товара. Я решил так и сделать.
Первоначально я написал в поддержку торговой площадки, на что получил ответ о их не причастии к действиям продавца. Как оказалось не просто так. Согласно закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" в статье 12 пишется следующее:
2.1. Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Таким образом я обратился к самому продавцу. На сайте торговой площадки (агрегаторе) присутствует наименование юридического лица. Я нашёл информацию о юридическом лице, а именно их электронный почтовый ящик и юридический адрес (на будущее). Благо информация общедоступна.
Я написал по электронной почте продавцу с просьбой разъяснить мне причину отказа от поставки товара. Задал я такой вопрос не просто так, потому что опять же есть статья 310 гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит:
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Кроме этого согласно статьи 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"
В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
На что я получил ответ, что скорее всего товара не было в наличии и поэтому мне пришла отмена заказа. На что я сослался на пункты закона, а в ответ получит, что мы не можем вам отправить товар, т.к. его нет. Сам продавец, помимо торговой площадки, торгует ещё на разных сайтах и я решил сделать скриншот экрана с их официального магазина, который также существует, где товар присутствовал в наличии. На что я получил ответ, что могу заказать на их сайте данный товар. Такой ответ меня мягко говоря удивил и я разозлился, возможно кто-то среагировал бы по другому на данный ответ, но на тот момент у меня была такая реакция.
После такого ответа я составил претензию в адрес продавца, информации в интернете достаточно и отправил её продавцу со всеми необходимыми приложениями и ссылками на статьи законов. В претензии я также указал новый срок доставки товара и неустойку, которая может грозить при неудовлетворении требования.
Продавец получил мою претензию после того, как я проинформировал его по электронной почте, на что мне ответили, что претензия получена. Вечером этого же дня меня спросили, вернули ли мне денежные средства, на что я ответил, что вернули. На этом общение закончилось.
Т.к. денежные средства мне вернули и я понимаю, что любой товар стоит денег, за которые он продаётся, то я указал в претензии, что обязуюсь заново перевести денежные средства на их счёт в обмен на доставку товара.
Время шло, срок был поставлен две недели и как вы понимаете, срок вышел.
Я решил обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора по защите прав потребителей, но уже с исковым заявлением. Делать было не чего, стало уже понятно, что никто не собирается удовлетворять мои требования. Я встретился с местным юристом, показал ему все документы, он сделал небольшие правки в исковом заявлении и заверил меня, что шансы у меня есть, но если продавец докажет, что он действительно не мог доставить товар, то мне ничего не светит в связи с тем, что решение суда должно быть исполнимо. Вот это поворот, подумал я. Однако я могу воспользоваться помощью территориального органа Роспотребнадзора, чтобы он дал своё заключение по моему делу в суде, путём подачи ходатайства о привлечении органа к суду. После такого неоднозначного ответа я поправил исковое заявление, распечатал все необходимые документы, в том числе претензию, которая была частью приложений к исковому заявлению и отправил весь пакет документов продавцу. Параллельно я обратился в суд с исковым заявлением.
Для передачи документов в суд необходимо отправить ответчику (продавцу) полный пакет документов с исковым заявлением от истца (меня). Да теперь всё это делает истец. Кроме этого необходимо предоставить доказательство, что документы были отправлены, т.е. уведомление об отправке заказного письма с описью вложения и отметкой о получении. Само получение ждать не обязательно, достаточно приложить доказательство отправки.
Хочу также остановиться на том, что в случае, если вам не вернули деньги за предоплаченный товар до 100 тыс. руб., то достаточно обратиться к мировому судье по месту жительства или месту нахождения продавца. Если же вернули деньги, но вы хотите заново оплатить товар и получить его на руки, то такими делами занимается городской (районный) суд. Это очень важная разница, которая поможет сэкономить время на всей процедуре в дальнейшем.
По сложившимся обстоятельствам я подал исковое заявление в суд через неделю от назначенной новой даты доставки товара, а на следующий день я получил ответ от продавца о том, что согласно договора, который указан на торговой площадке, сбой который произошёл у продавца по причине высокой нагрузки и выгрузки отсутствующего товара не влечёт для продавца никаких юридических последствий. Продавец просит прощения и понимания, тем более денежные средства были возвращены. Такой ответ, как вы понимаете, меня не устроил.
В исковом заявлении я изложил свои требования ссылаясь на договор, который имеется на торговой площадке, Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463, статью 493, часть 1 статью 494, статью 424, статью 314, статью 310, пункт 3 статьи 426, статьи 2 Гражданского Кодекса РФ, статью 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме этого согласно статьи 151 ГК РФ и статьи 15 Закона "О защите прав потребителей" запросил компенсацию морального вреда. Пересчитал неустойку заново, на дату подачи искового заявления. Таким образом в исковом заявлении я потребовал доставки товара и оплата его мною, взыскание неустойки, морального вреда и попросил рассмотреть дело в моё отсутствие. Как по всей видимости оказалось зря. Лично у меня на данный момент складывается ощущение, что любое дело без адвоката, в наше время, даже казалось бы по защите прав потребителей будет заведомо с проблемами и с малым шансом на выигрыш.
Через 3 дня суд вынес определение о назначении суда, я получил повестку на назначенную дату в суд.
После вынесения определения я подал ходатайство по электронной почте на привлечение территориального органа Роспотребнадзора, о чём я в некоторой степени пожалел, далее поясню почему. Да, мы имеем право привлечь Роспотребнадзор для дачи заключения по делу согласно части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 8 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей"
Первый суд состоялся через две недели. Закончился он статусом, что рассмотрение дело начато с начала по причине вступления в процесс третьих лиц, коим оказался территориальный орган Роспотребнадзора и Торговая площадка, где я приобретал товар. Как оказалось, на суде никого не было. Продавец ходатайствовал о возможности не присутствовать на судебном заседании. Суд перенесли на 4 недели. Мне отправили очередную повестку.
После этого я решил созвониться с Роспотребнадзором для уточнения деталей, на что мне сообщили, что исковое заявление им пришлют, если не пришлют приложения, то со мной свяжутся. Конечно мне также сообщили, что обо мне уже особо не помнят, но это и логично, т.к. я обращался первый раз месяц назад, а также теперь, что шансы на выигрыш у меня достаточно низкие и в лучшем случае я могу получить компенсацию и что они постараются указать на статью об "упущенной выгоде". Это конечно меня сильно удивило.
Помимо повестки мне пришёл запрос о предоставлении данных о том, что я действительно оплачивал товар с карты и получил возврат денежных средств. С торговой площадки и продавца затребовали документы о проведении ими коммерческой деятельности и заключении договора о продаже товаров на сайте торговой площадки.
Как я узнал какие документы были запрошены? Всё просто, я написал очередное заявление в суд о возможности ознакомления с делом. И вот здесь всё пошло очень интересно. Первоначально мне дали дату для ознакомления с делом день в день с датой судебного процесса, немного позже всё же выделили время за день до судебного процесса. Перед этим я созванивался с Роспотребнадзором о получении ими повестки и завозил приложения к исковому заявлению, т.к. суд отправляет участникам процесса только исковое заявление без приложений. Мне сказали, что напишут отзыв об моём исковом заявлении. Я сообщил, что пойду ознакамливаться с делом, на что мне ответили, а зачем? Если продавец не прислал вам копию отзыва на исковое, значит и в суд он ничего не предоставил.
Подошёл день ознакомления с делом. Я примерно догадывался, что продавец не будет отсиживаться и я увижу что-то интересное, поэтому на его ответ я подготовил дополнительные доводы к своему исковому заявлению. Как вы понимаете я оказался прав, в деле было подшито возражение продавца на моё исковое заявление.
В возражении был аналогичный ответ на претензию, но в расширенной форме. Продавец сослался на договор торговой площадки о том, что технический сбой возможен и что его не стоит рассматривать как отказ Продавца от договора и что такая ситуация не порождает никаких негативных последствий для продавца и торговой площадки. Кроме этого в качестве доводов были представлено следующее: статья 1 421, статья 492, пункт 1 статьи 494, пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 433, пункт 2 статьи 497, пункт 3 статьи 497 Гражданского кодекса РФ и пункт 12, 13 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2463. Кроме этого пункты 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского Кодекса РФ. В конечно итоге продавец попросил суд отказать в мои требованиях полностью. Конечно же у продавца есть свой адвокат, который работает по доверенности.
На следующий день прошёл сам суд, на котором присутствовал только представитель территориального органа Роспотребнадзора. На следующий день я получил заказное письмо от территориального органа Роспотребнадзора с отзывом на моё исковое заявление, в котором ссылались на следующие статьи: часть 2 статьи 224 ГПК РФ, пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 10, пункт 2 статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей", пункт 12 Постановления РФ от 31.12.2020 №2463, статья 437, статья 435, пункт 1 статьи 454, пункт 1 статьи 456, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 450, пункты 1 и 2 статьи 458, пункт 1 статьи 308.3, пункт 1 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 396, пункт 2 статьи 455 ГК РФ, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54, Пункт 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 №7, а также пример похожей ситуации с односторонним отказом в судебной коллегии по гражданским делам верховного суда РФ. Тем самым Роспотребнадзор поддержал мои требования.
Через день я узнал, что суд отложили. На этот раз на 2 месяца. Я не знаю, как по закону считается 2 месяца, но фактически вышло 62 календарных дня.
Решил я узнать подробности судебного процесса и созвонился с территориальным органом Роспотребнадзора. По итогу я узнал, что представитель Роспотребнадзора был очень удивлён, что продавец представил возражение, а мне ничего не прислал, поэтому попросил отложить суд для возможности ознакомления с возражением и подготовки нового отзыва на возражение. Кроме этого на этот раз мне заявили, что дело должно быть выигрышным, но если что вы же не расстроитесь если проиграете? И тут меня в очередной раз добили.
Теперь я жду нового судебного заседания, деньги и бонусы я держу до сих пор на случай удовлетворения моих требований. Правда теперь у меня видение следующее, что защита прав потребителей не так проста, как может показаться на первый взгляд. Участие в суде без адвоката - это заведомо проигрышная позиция, даже если на вашей стороне, на первый взгляд, закон. Кроме этого привлечение Роспотребнадзора к делу, кроме положительных моментов, возымело несколько негативных, а именно увеличение времени на принятие решения судом. Лично у меня сложилось впечатление, что Роспотребнадзору не очень то и хотелось участвовать в моём деле, потому что я неоднократно получал ответ в том, что судебный приказ должен быть исполним и есть шансы, что я не получу товар. Всё не всегда так радужно, как хотелось бы и казалось ты следуешь правилам торговой площадки вносишь всю сумму и бонусы за товар, при этом нет никакой ошибки в цене, но тем не менее потом судишься с продавцом, где ещё не ясно получишь ты товар или останешься только с затраченными средствами на пересылку заказных писем ответчику, а их было минимум 2. К счастью при проведении судебного процесса по защите прав потребителя истец освобождается от уплаты судебных взносов и стоимость заключается только в цене: бумаги, конвертов, пересылки и затрат на дорогу.