Музыка в авто
37 постов
37 постов
45 постов
4 поста
Я такие вещи и сам не знал...
Головоногие могут редактировать свою РНК.
Для большинства организмов справедливым является тот факт, что как только "матрица" выпущена, в РНК больше не происходит никаких изменений. Однако в мире головоногих все обстоит совсем иначе. Еще в 2015 году ученые обнаружили, что осьминоги, каракатицы и кальмары способны модифицировать собственную РНК уже после того, как она покинула ядро. Исследователи обнаружили, что процесс редактирования не является одинаковым: как правило, редактируемые белки являются нервными белками, а почти все участки, чувствительные к температуре, сильнее редактируются в холодной воде. Исследователи пришли к выводу, что редактирование РНК, по-видимому, является ответом на резкую смену температуры воды, а именно резкого похолодания.Также ученые обнаружили, что данный процесс происходит чрезвычайно быстро — значительные изменения происходят менее чем за день.
2. Голливудская «Звезда смерти» существовала на самом деле.
Во время холодной войны СССР действительно разрабатывал проект боевой космической станции с ядерными ракетами — проект «Алмаз». Некоторые модули даже запускались и имели пушку на борту!
Технические характеристики:
Масса: 18.55 т
Размеры: 15 м
Диаметр: 4,5
Мощность: 2,4 кВт
Источники питания: солнечные батареи 86кв.м
Ориентация: трёхосная
Срок активного существования: 30 мес.
Вооружение: крупнокалиберная пушка НР-23
Модификация ОПС («Алмаз-1»), была выведена на орбиту 31 марта 1991 года. ОПС оснастили самой современной на тот момент бортовой аппаратурой, а для защиты установили все ту же крупнокалиберную пушку НР-23. По задумке, на боевом посту станцию должен был сменить «Алмаз-2», но плачевное состояние экономики России после распада СССР не позволило продолжить развитие программы. По крайней мере, официально у нас на орбите боевых станций нет. Официально :)
3. Человеческое тело светится.
Мы испускаем слабое биолюминесцентное свечение — в 1000 раз слабее, чем может увидеть глаз, но камеры с длинной выдержкой его фиксируют. Свет связан с метаболизмом и даже меняется в течение дня.
Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату.
Они сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра по 10 вечера.
Обработка полученных изображений и показала: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть, испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. Более того, исследователи обнаружили, что сила человеческого свечения меняется в зависимости от времени суток. Ярче всего люди испускают свет в 4 часа дня, - говорит один из экспериментаторов Хитоши Окамура (Hitoshi Okamura) из Университета Киото. - Затем интенсивность падает, но все равно остается выше, чем утренняя. А сильнее всего светятся лицо, глаза и область в районе щитовидной железы. Каждый их квадратный сантиметр излучает примерно по три тысячи фотонов.
4. Мёртвый мозг «ожил» на несколько часов в лаборатории
Около 5 лет назад нейробиолог, доктор философии Йельской школы медицины Звонимир Врселья с коллегами потрясли медицинское сообщество новаторским экспериментом. Они извлекли мозг свиньи из туши, оставив его без кислорода на четыре часа при комнатной температуре, а затем подключили к устройству BrainEx. Результат оказался удивительным: мозг частично ожил.
Cогласно статье в Nature, cистема BrainEx закачивала в мозг специальную жидкость, заменяющую кровь. Она включала вещества, регулирующие уровень pH в клетках, препараты для предотвращения иммунных реакций и антибиотики. То, что произошло дальше, удивило ученых: серая кора головного мозга покраснела, клетки возобновили производство белков, а нейроны начали демонстрировать признаки метаболической активности, как это делают живые. Простыми словами, ранее мертвый мозг свиньи теперь вновь выполнял клеточные функции, но он не был сознательным. По словам доктора Врселья, то, что они с коллегами обнаружили, было весьма экстремально: мозг нельзя было назвать полностью "живым", но он также и не казался мертвым.
Во время эксперимента со свиным мозгом ученые убедились, что не происходит никакой мозговой активности, связанной с восприятием. Для этого команда включила в формулу седативные средства, которые предотвратили электрическую активность. Также ученые завершили эксперимент спустя 6 часов.
Этот эксперимент вызвал горячие дискуссии в научном сообществе. Доктор Ланс Беккер, эксперт в области реанимации, отметил, что результаты исследования ставят под вопрос традиционные определения жизни и смерти. По его словам, это «поворотный момент» для науки. По словам биомедицинского юридического эксперта из Стэнфордского университета в Калифорнии Хэнка Грили, если бы мозг человека медленно приближался к сознанию, это вызвало бы споры с этической, юридической и научной точки зрения.
Врселья сообщил изданию, что он и его коллеги "не намерены подключать кого-либо в момент смерти к своей машине BrainEx". Но то, чего они достигли на данный момент, является значительным шагом к доказательству того, что смерть мозга может быть не такой окончательной, как мы когда-то думали. Тем временем исследователи добились определенного успеха в поддержании мозга "клеточно активным до 24 часов", чтобы они могли тестировать методы лечения неврологических заболеваний. Они надеются помочь пациентам с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
5. Учёные сохранили сознание червя… в компьютере
В 2014 году проект OpenWorm создал цифровую копию нейронной сети круглого червя C. elegans (у него всего 302 нейрона). Круглый червь C. elegans для современной генетики является аналогом мухи дрозофилы для классических естественнонаучных дисциплин; он имеет одну из наиболее простых нервных систем, состоящую всего из 302 нейронов. Более того, изучена структура соединений между ними. Всего в организме червя чуть менее тысячи клеток, все они идентифицированы и описаны в научной литературе, поскольку C. elegans является популярным модельным организмом. Также полностью прочитан геном червя, описано множество мутаций, поведение червей и т. п. Эту «цифровую личность» поместили в робота на колёсах. В результате робот начал вести себя, как живой червь — избегал препятствий, реагировал на «еду».
Конечной целью проекта является полная модель, которая включает все клетки C. elegans (чуть менее тысячи). На первой стадии будет моделироваться передвижение червя, для чего симулируется работа 302 нервных клеток и 95 мышечных. На 2014 год были созданы модели нейронного коннектома и мышечных клеток. На сайте проекта доступен трёхмерный интерактивный анатомический атлас червя. Участники проекта OpenWorm также развивают платформу geppetto, предназначенную для моделирования целых организмов
Так как немного скучно, решил пообщаться с нейросетью Qwen на тему мозга и сознания, покопался в Сети проверяя факты и получился интересный разговор и выводы. Вопросов было много, ответов тоже. Переработал в удобоваримый вид и разбил на логичную цепочку. Сразу говорю, будет много букв :)
Итак, сначала общеизвестные факты:
Наши органы чувств воспринимают сигналы из "внешнего мира", с некоторой задержкой в 100–150 миллисекунд (мс).
Например, для зрения это дело выглядит примерно так:
Фототрансдукция в сетчатке (~30–50 мс)
Обработка в сетчатке (~10–20 мс)
Передача по зрительному нерву в мозг (~5–10 мс)
Обработка в зрительной коре (V1 и выше) (~30–100 мс)
Осознание (conscious perception)
К нейронам головного мозга информация попадает в виде некой сложной "кодировки". Например, по зрительному нерву одновременно приходит пакет из параллельных потоков информации от ~1–1.2 млн ганглиозных клеток.
Каждый тип ганглиозной клетки кодирует разные аспекты сцены (движение, контраст, цвет и т.д.).
Просто подать «пиксель за пикселем» от каждой палочки и колбочки — не сработает, потому что мозг ожидает структурно организованные паттерны активности, соответствующие биологическим принципам обработки. Т.е. в некий единичный пакет (паттерн), который практически мгновенно обновляется и отсылается в зрительную кору входит весь набор фактов о текущем состоянии сцены (движение, контраст, цвет и т.д.).
Далее мозг компенсирует задержку несколькими способами:
Предсказательные механизмы: он угадывает что будет дальше, особенно это касается движения.
В некоторых случаях мозг даже «переписывает» восприятие задним числом, чтобы создать иллюзию синхронности.
И вот, несмотря на обязательную задержку (просто потому, что наша "база" биологическая и построена на физиологических процессах, а они требуют некоторого времени), мы воспринимаем мир "в реальном времени".
Вроде пока всё понятно и в принципе логично.
А вот дальше намного интересней, потому что мы переходим другому состоянию мозга - сон.
Фазы сна делятся на:
NREM (Non-rapid eye movement sleep) - фаза медленного сна. Сознание почти полностью отключено: нет субъективного опыта, нет «я», нет восприятия времени.
REM (rapid eye movement sleep) - фаза быстрого сна. Сознание частично возвращается — но в изменённой форме: эмоциональное, нелинейное, без критического мышления.
С фазой медленного сна всё понятно - нас "выключило" из реальности. В этот момент идут "профилактические работы": восстановление и регенерация клеток организма. Наш мозг тестирует состояние внутренних органов и поправляет «сбитые настройки», готовя наше тело к новому дню.
А вот в фазе быстрого сна происходят очень интересные вещи:
Зрительная кора активна почти так же, как при бодрствовании.
Слуховые, моторные и эмоциональные центры (например, миндалевидное тело) тоже включены.
Но сенсорные входы от глаз, ушей и кожи подавлены (через тормозные механизмы в таламусе).
При этом мозг генерирует внутренние сигналы, имитирующие сенсорный поток.
Т.е. нас как бы "включили, но не до конца": мы «видим» то, чего нет, и воспринимаем это как реальное — пока не проснёмся.
Вывод из части 1: сознанию, похоже, «всё равно», откуда приходят сигналы — извне или изнутри, если только они структурированы «правдоподобно» с точки зрения принимаемых паттернов нейронами головного мозга.
Современная наука делит этот вопрос условно на 2 части:
«Включён ли человек?» (Бодрствование, сон, кома, наркоз)
«Что именно человек переживает?» (что вы осознаёте прямо сейчас: красный цвет, боль в ноге, мысль о завтрашнем дне и т.д.)
1. Системы, поддерживающие состояние сознания
Это 2 подкорковые структуры, которые «включают» кору, как генератор подаёт ток в лампочки.
Ретикулярная формация ствола мозга
Регулирует циклы сна и бодрствования.
При повреждении → кома или вегетативное состояние.
Таламус
«Реле» для почти всех сенсорных сигналов (кроме обоняния).
Во время сна таламус блокирует поток информации в кору («сенсорный шлюз»).
При наркозе или эпилепсии таламокортикальные связи нарушаются → потеря сознания.
Без активности этих систем кора «молчит» — даже если она цела, сознания нет.
2. Системы, формирующие содержание сознания
А вот тут всё намного сложнее, сознание не локализовано в одной точке, а возникает из-за взаимодействия между множеством областей. Пока есть 2 главенствующие теории (Global Neuronal Workspace Theory, GNWT) и (Integrated Information Theory, IIT). Желающие могут почитать. Если коротко, это задняя «горячая зона» коры (IIT) + префронтально-теменные сети (GNWT). Недавно, были опубликованы результаты 7-ми летнего исследования, которые вносят корректировки в эти две теории, добавляя к ним серьёзную недооценку роли сенсорных областей мозга.
Вывод из части 2: люди могут сохранять сознание даже при удалении значительной части мозга (например, при гидроцефалии). Это говорит о том, что сознание — свойство всей системы, а не конкретного «куска» ткани. Сознание — это процесс, а не место. Как музыка — не в одной струне скрипки, а в их совместной вибрации.
Где-то слышал интересную версию что: после каждого цикла сна просыпается немного другой человек (усваивается новая полученная информация за день), но информация об "обновлении файлов" стирается, обеспечивая иллюзию непрерывности сознания. И так по кругу, до конца жизни.
На самом деле происходит следующее:
В глубоком сне сознание почти полностью отключено: нет субъективного опыта, нет «я», нет восприятия времени.
В быстрой фазе сна сознание частично возвращается — но в изменённой форме: эмоциональное, нелинейное, без критического мышления.
При просыпании сознание «включается» заново — как компьютер после перезагрузки.
Фактически, между моментом засыпания и пробуждением нет непрерывного субъективного опыта. Сознание прерывается.
Хотя сознание прерывается, структура мозга остаётся той же:
Нейронные сети, кодирующие автобиографическую память, личность, привычки, убеждения, — не стираются.
При пробуждении мозг мгновенно восстанавливает «модель себя» на основе этой памяти.
Вы открываете глаза и сразу знаете: «Я — Иван, мне 30 лет, я в своей комнате, вчера был на работе…»
Это создаёт ощущение непрерывности, хотя субъективный поток сознания был прерван. Это как если бы вы выключили камеру: записи нет не потому, что её удалили, а потому, что не снимали.
Поэтому иллюзия непрерывности возникает не из-за «стирания», а из-за отсутствия разрыва в повествовании.
Вывод из части 3: смена периодов бодрствования и сна похожа на то, как программа при перезапуске загружает сохранённое состояние из файла. Сам процесс остановился — но данные остались. Непрерывность «я» — это не факт, а конструкция, созданная мозгом для стабильности и выживания.
На формирование нашей личности (характер, привычки, способности) влияет много факторов. Именно комплекс внешних и внутренних воздействий и делает из каждого индивидуальную личность. Самый просто способ проследить эти механизмы - однояйцевые близнецы. Так как различия у генетически разных людей отслеживать ещё сложнее, а тут вроде бы 2 идентичных организма.
Но не всё так просто...
Хотя они начинают с одинакового генома, уже в утробе начинаются различия:
Эпигенетика: химические метки на ДНК (метилирование, ацетилирование) меняются под влиянием микроокружения, питания, гормонов — и у каждого плода они уникальны.
Нейрогенез и миграция нейронов: даже в одинаковых условиях небольшие случайные флуктуации в развитии приводят к разной укладке нейронных сетей.
Синаптическая пластичность: после рождения каждый мозг реагирует на микроразличия в стимуляции — даже если близнецы растут в одной семье, их взгляды, движения, внимание слегка различаются.
Самое главное: случайные нейронные шумы. В мозге всегда есть стохастическая (случайная) активность, которая влияет на восприятие и память. Получается, что малейшие различия на старте экспоненциально растут со временем (эффект бабочки). Именно поэтому, даже абсолютный клон вашего мозга, с течением времени начнёт накапливать различия и это приведёт к тому, что он будет отличаться от "оригинала".
Однояйцевые (монозиготные) близнецы происходят из одной оплодотворённой яйцеклетки, которая разделилась на две эмбриональные линии. Поэтому у них:
100% совпадение ДНК (с редкими исключениями из-за соматических мутаций),
Очень схожее телосложение, черты лица, цвет глаз и волос,
Сходные нейрохимические профили (уровни дофамина, серотонина и т.д.),
Похожие темпераментные черты с самого детства (активность, эмоциональная реактивность, склонность к тревожности или общительности).
Исследования близнецов (особенно тех, кто был разлучён при рождении и воспитывался в разных семьях) показывают, что:
50–60% вариаций в чертах личности (например, по шкале «Большая пятёрка»: экстраверсия, доброжелательность, открытость опыту и др.) объясняются генетикой.
Интеллект (IQ) на 70–80% обусловлен наследственностью.
Даже странности в поведении, чувство юмора, выбор профессии или политические взгляды часто удивительно схожи.
Но структура укладки их нейронных сетей максимально похожа между собой, даже с учётом всевозможных флуктуаций. У генетически разных людей она очень сильно отличается. Это приводит нас к мысли, что структура и функционирование мозга — включая «укладку» нейронных сетей — действительно предрасполагают к определённому стилю мышления, эмоциональным реакциям и поведению.
Вывод из части 4: да, определённые нейронные архитектуры предрасполагают к чертам характера — и в этом смысле «основа личности» заложена биологически. Возможно (не, факт!), это проявляется в условном делении на "холериков", "сангвиников", "флегматиков" и "меланхоликов". Это может быть проявлением свойств определённых базовых архитектур нейронных сетей головного мозга. Но невозможно вырастить двух одинаковых людей, потому что мозг пластичен и зависит от опыта.
Помимо прямого вмешательства в нейронную архитектуру (которое пока гипотетично), существуют косвенные, но чрезвычайно мощные методы, которые уже сегодня позволяют направлять развитие личности по заданным векторам. Эти методы работают через среду, опыт, обучение и нейропластичность — то есть используют естественные механизмы формирования мозга.
Вот ключевые подходы, подтверждённые наукой:
1. Раннее окружение и сенсорный опыт (0–5 лет)
Мозг ребёнка в раннем возрасте чрезвычайно пластичен. В этот период закладываются базовые нейронные схемы:
Привязанность: стабильный, отзывчивый уход → развитие систем доверия, эмоциональной регуляции (через окситоцин, префронтальную кору).
Язык: ребёнок, слышащий 30 000 слов в день, развивает более сложные языковые и когнитивные сети.
Стресс: хронический стресс в детстве → гиперактивность миндалевидного тела, снижение объёма гиппокампа → склонность к тревоге, импульсивности.
Метод: создать контролируемую среду с нужным балансом стимуляции, безопасности и социального взаимодействия → сформировать «базовую настройку» личности (уверенность, любопытство, устойчивость).
2. Обучение и нейрофидбэк (нейрокоррекция)
Современные технологии позволяют тренировать мозг, как мышцу:
Нейрофидбэк (EEG-biofeedback): человек учится управлять своей мозговой активностью в реальном времени.
→ Повышает внимание (увеличивает бета-ритмы), снижает тревогу (усиливает альфа-ритмы).
→ Используется для формирования устойчивости, концентрации, эмоционального контроля.
Когнитивные тренировки:
— Тренировка рабочей памяти → улучшает исполнительные функции.
— Тренировка эмпатии через VR-симуляции → усиливает активность зеркальных нейронных систем.
Метод: целенаправленная нейрокогнитивная тренировка → перестройка функциональных сетей → изменение поведенческих паттернов.
3. Фармакологическая модуляция нейромедиаторных систем
Хотя это уже ближе к прямому вмешательству, оно остаётся косвенным, так как не меняет структуру, а меняет химию, что влияет на пластичность:
Селективные модуляторы дофамина/серотонина:
→ Могут временно или долговременно изменить мотивацию, склонность к риску, социальность.
Психоделики (псилобицин, ЛСД) в контролируемых условиях:
→ Вызывают «перезагрузку» нейронных сетей, разрушают жёсткие паттерны (например, при депрессии).
→ После переживания человек может радикально изменить ценности, приоритеты, самоощущение.
Метод: кратковременное химическое вмешательство → окно повышенной пластичности → «перепрограммирование» через последующий опыт.
4. Социальное моделирование и культурный иммерсив
Мозг учится через подражание и социальное подкрепление:
Идентификация с ролью: если ребёнка/взрослого постоянно помещать в среду, где поощряется определённое поведение (например, лидерство, альтруизм, дисциплина), он внутренне принимает эту роль (эффект «самореализующегося пророчества»).
Языковая среда: язык формирует мышление (гипотеза Сэпира — Уорфа).
→ Обучение языкам с разной грамматикой (например, будущее как «реальное» vs. «гипотетическое») меняет отношение ко времени и риску.
Цифровые среды: алгоритмы соцсетей могут формировать мировоззрение, предпочтения, даже политические взгляды — через подбор контента и подкрепление (лайки = дофамин).
Метод: погружение в среду, где нужное поведение постоянно подкрепляется → формирование устойчивых нейронных ассоциаций → «естественное» проявление желаемых черт.
5. Целенаправленный опыт через иммерсивные технологии
VR-тренировки:
— «Стать другим» (например, чернокожим в условиях расизма) → снижает предубеждения.
— «Пережить последствия своих решений» → усиливает ответственность.
Игровые механики (геймификация):
— Формируют настойчивость, стратегическое мышление, сотрудничество через систему наград и уровней.
Метод: создание контролируемых, эмоционально насыщенных переживаний → глубокое обучение через эмоции и телесность → изменение «модели мира» и «модели себя».
Не переписывать мозг — а создать условия, в которых мозг сам перестроится в нужном направлении.
Это работает, потому что:
Нейропластичность сохраняется всю жизнь (хотя и снижается с возрастом),
Мозг стремится к предсказуемости и подкреплению,
Повторяющийся опыт → укрепление синапсов → автоматизация поведения → «характер».
Пример: как «вырастить» лидера?
С раннего возраста — давать ответственность, поощрять инициативу.
Обучать эмпатии и коммуникации (через ролевые игры, VR).
Тренировать исполнительные функции (планирование, контроль импульсов).
Поместить в среду, где лидерство ценится и подкрепляется.
При необходимости — использовать нейрофидбэк для устойчивости под давлением.
Результат: не «запрограммированный лидер», а человек, у которого нейронные сети, поддерживающие лидерские качества, стали доминирующими.
Итак, на текущем этапе науки и техники, единственное что мы знаем о сознании - оно является проявлением комплексной работы различных отделов головного мозга. Определённой точки локализации в мозговой ткани нет. Мы можем его "выключить" (искусственная кома, наркоз), но не можем включить, если он выключился самостоятельно (естественная кома). Мы пока не можем расшифровать "кодировку" импульсов, которые поступают в мозг от внешних рецепторов (зрение, слух, осязание и т.д.), что бы влиять на восприятие реальности. Иначе смогли бы смотреть фильмы и играть в видеоигры с полным погружением и всем набором чувств своего тела. Наглядным примером такого "вмешательства" служат галлюцинации от приёма психоактивных веществ или следствие некоторых болезней. В таком состоянии мозг не может субъективно отличить их от реальности и это может вызвать тяжёлые расстройства психики (вплоть до суицида, потому что прекратить их самостоятельно, простым усилием воли, нет возможности).
На формирование личности влияет множество факторов внешней среды, вплоть до уровня кислорода, поступавшего к плоду во время беременности. В очень грубом приближении, окружающая среда и наследственность формирует тип характера, привычки и уровень интеллекта. Есть способы направлять развитие личности в нужном направлении, искусственно создавая условия для преобладания нужных черт характера. Часть этих методик находятся на грани человеческой этики и морали. Отличный пример, методы из романа Орсона Скотта Карда и одноименного фильма режиссёра Гэвина Худа "Игра Эндера". Там целенаправленно выращивали военного лидера для Человечества из детей. Жёстко, но эффективно, получая на выходе Главнокомандующего всеми вооружёнными силами и весь офицерский состав из менее подготовленных претендентов. И это не фантастика, подобные методики будут работать даже сейчас. Само собой, с маленькими детьми, у которых очень пластичная психика. Кстати, одна из подобных методик применяется в армии многих стран: кричащие по любому поводу на новобранцев сержанты и постоянные изматывающие нагрузки, вгоняющие человека в некое состояние постоянного угнетения :) Это не просто так, основная задача морально довести новобранца до некой точки "слома" (за этим зорко следят военные психологи) и из получившейся "болванки", уровень критического восприятия которой снизился до такого уровня, что готов принять любые психологические установки, "вылепить" бойца с необходимыми качествами. Этим методикам много веков и они прекрасно работают.
Кто знает, может быть через несколько десятков лет, мы сможем ложиться в капсулы виртуальной реальности и проживать интересные приключения с полным погружением или на основе изученных данных, создадим действительно осознающий себя и думающий как мы искусственный интеллект. А может, дойдёт и до цифрового бессмертия, время покажет :)
Продолжаем удивляться :)
1. Муравьи-дровосеки могут взрываться, чтобы защитить колонию
Некоторые виды муравьёв (например, Colobopsis explodens) имеют специальные железы с токсичной липкой жидкостью. При угрозе они сокращают мышцы до разрыва тела, разбрызгивая яд на врагов. Это называется автопоморфоз — добровольное самоуничтожение ради общего блага.
2. У осьминогов большая часть нейронов находится… в щупальцах
У осьминога ~500 миллионов нейронов — как у собаки. Но две трети из них находятся в руках! Это значит, что каждое щупальце может «думать» и принимать решения независимо от мозга. Представьте, что ваши пальцы решают, куда идти, пока вы спите.
3. Паразит Toxoplasma gondii превращает крыс в «влюблённых» в кошек
Этот паразит размножается только в кишечнике кошек. Чтобы туда попасть, он заражает крыс и перепрограммирует их мозг: вместо страха перед запахом кошачьей мочи, крыса начинает испытывать… влечение. Она сама идёт к кошке — и становится лёгкой добычей.
Кстати, этот паразит может жить и в людях (через кошачий помёт или сырое мясо). Некоторые исследования связывают его с изменениями поведения, риском шизофрении и даже… любовью к кошкам.
4. Венерина мухоловка «считает» прикосновения, прежде чем убивать.
Это не просто ловушка — это целый биологический процессор.
Чтобы захлопнуться, ловушка должна почувствовать два прикосновения к волоскам на внутренней поверхности в течение 20 секунд.
Это предотвращает ложные срабатывания (например, от дождя).
После захлопывания, если жертва продолжает шевелиться, растение «считает» ещё до 5 прикосновений — и только тогда начинает выделять пищеварительные ферменты.
Вывод: мухоловка помнит, сколько раз её «потревожили», и решает — стоит ли тратить энергию на переваривание.
5. В Австралии однажды объявили войну страусам...и проиграли
В 1932 году в Западной Австралии фермеры столкнулись с нашествием эму (гигантских птиц). Птицы уничтожали урожаи. Власти отправили армию с пулемётами.
Результат? Эму победили. Они были слишком быстрыми и рассеянными. Операция провалилась.
6. Есть пещера, где дождь идёт вверх
В пещере Винд-Кейв (Wind Cave) в Южной Дакоте (США) из-за разницы давления воздуха воздушные потоки настолько сильны, что капли воды поднимаются вверх по стенам — создаётся иллюзия «обратного дождя». Местные племена лакота называли её «местом, где дышит Земля».
7. В Шотландии до сих пор можно получить титул «Лэрда» за £20
Компании вроде «Intotheblue.co.uk» продают участки земли в Шотландии размером с ладонь (1 кв. фут). По старинной традиции, владелец земли может использовать титул «Лэрд/Леди [Имя] of [Место]». Это не официальный дворянский титул, но юридически вы — землевладелец и можете так себя называть. Многие покупают это как подарок. Да, ты можешь стать Лердом за чашку кофе.
8. Есть остров, где все жители — потомки одного кораблекрушения
Остров Питкэрн в Тихом океане населён потомками мятежников с корабля «Баунти» (1789 г.) и таитянок. Сегодня там живёт около 40, и почти все носят фамилии Christian или Young — прямые потомки участников мятежа. Это одна из самых изолированных и генетически однородных популяций на Земле. Кстати, они усиленно ищут новых сограждан :)
9. Существует принтер, который печатает… еду
Компания Natural Machines создала Foodini — 3D-принтер, который выдавливает пасту, шоколад, тесто и даже фарш слоями, чтобы создать пиццу, пасту или десерт.
А в Японии уже печатают суши и рамен.
Да, ты можешь «скачать» рецепт пирожного и напечатать его на кухне.
10. Существует книга, с переплётом… из человеческой кожи
Это называется «anthropodermic bibliopegy». В XIX веке некоторые медики переплетали книги кожей умерших пациентов (иногда — с их согласия!). Одна из таких книг — «Des destinées de l’âme» («О судьбах души») в Гарвардской библиотеке. Анализ ДНК подтвердил: переплёт — человеческий.
Если понравится, могу сделать серию из постов.
1. Скелет внутри мокрый.
Слово «скелет» древнегреческого происхождения и переводится – «высушенный». Связано это со способом его получения – высушивание на горячем песке или солнце. :)
Да, кости — это живая ткань, пронизанная кровеносными сосудами и содержащая воду (около 20–25% массы кости). Так что даже самые «сухие» кости внутри нас — влажные.
На фото в электронный микроскоп мы видим костный мозг и окружающую его костную ткань.
2. Мы состоим из звёздной пыли.
Почти все атомы в нашем теле (кроме водорода) были созданы в недрах звёзд, которые взорвались миллиарды лет назад. Мы буквально сделаны из останков умерших звёзд.
3. Мы мигаем, что бы наши глаза не умерли от жажды.
Мигание смачивает глаза слёзной жидкостью, предотвращая их высыхание. Без этого наши глаза буквально бы высохли и перестали функционировать.
4. Каждый раз, когда мы глотаем слюну, мы едим своих бактерий, живущих во рту.
В 1 гр. зубного налета находится около 300 млрд микробов, а в 1 мл слюны их около 900 млн.
9 самых распространённых бактерий, большую часть которых, прямо сейчас можно найти в анализах мазка вашей ротовой полости:
-Streptococcus mutans -Является основным агентом, вызывающим кариес зубов. Бактерии разрушают твердые ткани зуба после того, как им получается сформировать колонию на поверхности эмали.
-Treponema denticola - это грамотрицательные бактерии из порядка спирохеты, вызывающие пародонтит. Основное их количество сосредоточено в пародонтальных карманах, где на фоне жизнедеятельности бактерий развивается воспалительный процесс. При активном течении пародонтита микроорганизмы обнаруживаются в огромном количестве.
-Trichomonas tenax - это паразит, который обнаруживается в полости рта, если человек плохо соблюдает гигиену. Также выявляется при инфекциях пародонта. Питается трихомонада другими микроорганизмами, а продукты ее жизнедеятельности разрушают мягкие ткани десны.
-Entamoeba gingivalis -это простейшие микроорганизмы. Некоторые ученые относят их к условно-патогенной флоре. Однако они приводят к развитию пародонтита, паразитируют в пародонтальных карманах и сосредотачиваются у основания зуба. У людей со здоровыми деснами простейшие встречаются нечасто.
-Сandida - это грибки, основные «жители» кишечника и полости рта. Относятся к условно-патогенной флоре, но при некоторых условиях способны вызывать различные заболевания, например, афтозный стоматит, определенные виды кандидоза.
-Actinomyces israelii - это палочковидные бактерии из семейства актиномицетов. Обнаруживаются в полости рта здоровых людей, но могут спровоцировать развитие кариеса.
-Campylobacter concisus - это кампилобактерии, которые заселяют ротовую полость и обнаруживаются в других органах. Они могут вызывать тяжелые заболевания.
-Veillonella parvula - эти микроорганизмы входят в состав нормальной микрофлоры. Но при определенном стечении обстоятельств они провоцируют развитие кариеса и пародонтита. Особую опасность имеют для сердечно-сосудистой системы: высокая активность организмов связана с развитием эндокардита.
-Fusobacterium nucleatum - это микроорганизм, ключевой компонент зубного налета, который играет ведущую роль в развитии заболеваний пародонта.
5. Мы все немного радиоактивны изотопами калия-40 и углерода-14, который есть в каждом организме.
Калий-40 – радиоактивный изотоп калия, образовавшийся незадолго до возникновения Солнечной системы и планеты Земля – около 4,6 миллиарда лет назад. В виду огромного периода полураспада калия-40 – 1,25*10^9 лет – он до сих пор частично сохранился и продолжает распадаться.Изотоп Калий-40 дает около 80% всей природной радиоактивности организма человека. Благодаря ему в организме человека весом 70 килограмм каждую секунду происходит примерно 4 000 радиоактивных распадов.
Оставшуюся часть излучает еще один природный радиоактивный изотоп углерод-14. Благодаря открытию физико-химика Уилларда Франка Либби — методу радиоуглеродного датирования — можно установить возраст практически любого объекта по содержанию изотопа углерода-14, который присутствует и в костях животных, и в Туринской плащанице, и даже в остатках еды первобытных людей. Метод Либби помогает бороться с подделками и устанавливать исторические периоды более точно — например, окончание Ледникового периода.
6. Нас можно назвать думающим облаком: тело на 60% состоит из воды, мы вдыхаем и выдыхаем водяной пар, пьём воду, потеем... По сути, мы — временно организованное облако воды и углерода, способное размышлять о себе.
7. Мы никогда не касались ничего на самом деле.
Из-за электромагнитного отталкивания между электронами в атомах нашей кожи и атомами любого предмета, мы всегда находимся на нанометровом расстоянии от «контакта». То, что мы ощущаем как прикосновение, — это силы отталкивания.
Тут же возникает вопрос: а что вообще можно считать касанием?
Есть надмолекулярное (механическое) взаимодействие, внутримолекулярное (химическое) - и то и другое замешано на электромагнитном взаимодействии атомов. При механическом меняется форма взаимодействующих тел, происходит диффузия - проникновение молекул, а при химическом - взаимодействуют атомы, образуя новые молекулы. Всё это наблюдается при касании пальцем предмета или жидкости: ткани пальца вдавливается или увлажняются, молекулы кожи и пота вступают в химическую реакцию с молекулами предмета или жидкости, которых мы касаемся. Если под «прикосновением» понимать, что два атома находятся в одном и том же месте, то два атома никогда не соприкасаются при комнатной температуре из-за принципа исключения Паули. Принцип исключения Паули — это то, что удерживает все атомы в нашем теле от коллапса в одну точку. С 95% электронной плотности атома, содержащейся в одной математической поверхности, мы могли бы сказать, что атомы не соприкасаются до тех пор, пока их 95% областей не начнут перекрываться. Интересно, что при очень низких температурах некоторые атомы могут быть помещены в одно и то же место. Результат известен как конденсат Бозе-Эйнштейна.
Опять же, атомы никогда не соприкасаются в повседневном смысле этого слова по той простой причине, что у них нет жестких границ. Но в любом другом смысле слова «прикосновение», которое имеет значение на атомном уровне, атомы, безусловно, соприкасаются. (Получилось немного заумно, но хоть как-то "по-простому" рисует картину происходящего на атомарном уровне).
Первая в мире настоящая "фотография" атома водорода, полученная при помощи фотоионизационного микроскопа, видно распределение электронной плотности, которое полностью совпадает с результатами теоретических расчетов. Оригинал статьи представлен по этой ссылке.
На самом деле, очень интересный вопрос :) Рассмотрим его чисто утилитарно и гипотетически.
Так как я ленивый, а вопрос не сильно чувствителен к точности данных, то спросил нейросеть Qwen. И вот что получил:
Скорость нервного импульса в человеческом теле варьируется в зависимости от типа нервного волокна, но в среднем составляет от 1 до 120 метров в секунду (м/с). Наиболее быстрые импульсы — в миелинизированных двигательных и сенсорных волокнах — могут достигать около 100–120 м/с (примерно 360–430 км/ч).
Теперь рассмотрим виды смерти, при которых смертельное воздействие происходит быстрее, чем нервная система может передать сигнал боли или осознания в мозг. То есть человек не успевает почувствовать боль или осознать смерть, потому что разрушение мозга или нервной системы происходит быстрее, чем импульс может пройти от места повреждения до мозга (или внутри мозга).
Мгновенная декапитация (отсечение головы)
При идеальной, мгновенной и полной декапитации (например, гильотина в идеальных условиях) мозг теряет кровоснабжение и связь с телом почти мгновенно.
Однако исследования показывают, что сознание может сохраняться на доли секунды, но если разрушение мозга происходит быстрее ~5–10 мс, то болевой сигнал просто не успевает сформироваться.
Скорость механического воздействия (лезвие гильотины) может быть выше 10–30 м/с, что медленнее нервного импульса, но локальное разрушение мозга/спинного мозга может быть настолько полным и быстрым, что болевой импульс не генерируется.
Взрывная травма головы или полное разрушение мозга
При взрыве, направленном на голову, или при прямом попадании крупнокалиберной пули в мозг, ткань мозга может быть мгновенно разрушена со скоростью распространения ударной волны (в тканях — около 1500 м/с, как в воде).
Это значительно превышает скорость нервного импульса (~100 м/с).
В таких случаях смерть наступает быстрее, чем может возникнуть болевой импульс.
Испарение или полное аннигилирование тела (гипотетически)
В фантастике или при экстремальных физических условиях (например, попадание в чёрную дыру, ядерный взрыв в эпицентре), тело может быть уничтожено почти мгновенно — за микросекунды.
Скорость такого разрушения — тысячи или миллионы м/с, что намного быстрее нервных импульсов.
Попадание в зону сверхвысокой энергии (например, пучок частиц в ускорителе)
В редких несчастных случаях (например, Анатолий Бугорский, получивший дозу в ускорителе), повреждение может быть мгновенным и локализованным, но не всегда превышает скорость нервного импульса.
Однако если бы доза была смертельной и мгновенной — разрушение клеток происходило бы со скоростью ионизирующего излучения (скорость света, ~300 000 000 м/с), что гораздо быстрее нервного импульса.
Молниеносная нейтронная или гамма-радиация в смертельной дозе
При мгновенном облучении смертельной дозой (например, при ядерной катастрофе вблизи реактора), ионизирующее излучение распространяется со скоростью света.
Хотя смерть от лучевой болезни наступает не сразу, при экстремально высоких дозах (>100 Гр) возможна почти мгновенная потеря сознания и смерть в течение минут, но не быстрее нервного импульса.
Однако разрушение нейронов на молекулярном уровне начинается мгновенно, но это не приводит к мгновенной смерти.
Наиболее реалистичные виды смерти, превышающие скорость нервного импульса и не позволяющие человеку почувствовать боль:
Полное мгновенное разрушение мозга (например, крупнокалиберная пуля, взрыв в голове).
Ударная волна в тканях при взрыве (распространяется ~1500 м/с).
Гипотетические сценарии с участием световой или релятивистской скорости (ядерный взрыв в эпицентре, аннигиляция и т.п.).
В таких случаях смерть наступает быстрее, чем нервная система может сгенерировать или передать сигнал боли, и человек не осознаёт собственной смерти.
💡 Интересный факт: чтобы человек ощутил боль, сигнал должен дойти до мозга и быть обработан — это занимает не менее 10–50 миллисекунд. Любое воздействие, уничтожающее мозг за менее чем 10 мс, теоретически не будет воспринято как боль.
Есть из чего выбирать, согласитесь :)
Итак, представим ситуацию: вас каким-то образом забросили по очереди на каждую планету Солнечной системы. У вас есть стандартный скафандр (как у космонавтов на МКС), который защищает от:
Отсутствия кислорода (обеспечивает дыхание в пределах 6.5 - 8 часов),
Вакуума (поддерживает давление ~1 атм)
Экстремальных температур (в определённых пределах),
Радиации (частично),
Микрометеоритов (частично).
Однако он не рассчитан на:
Сверхвысокие температуры (>120 °C),
Сверхнизкие температуры (<−150 °C) надолго,
Очень высокое давление (десятки атмосфер),
Агрессивные химические среды (например, серная кислота),
Ураганные ветры или погружение в газовую атмосферу.
Итак, вы весь такой "заряженный", попадаете на...
МЕРКУРИЙ
В скафандре:
Выживание: Возможно кратковременно (минуты) в тени.
Проблемы:
На солнечной стороне температура +430 °C — скафандр перегреется, системы охлаждения не справятся → перегрев, отказ электроники, смерть от теплового удара.
В тени — −180 °C — система обогрева может проработать дольше, но энергии хватит ненадолго.
Нет атмосферы — это не проблема для скафандра.
Итог: Выживание возможно только в тени и на короткое время (до 30–60 мин при идеальных условиях).
Без скафандра:
Причина смерти: Экстремальные температуры и отсутствие атмосферы.
Днём температура достигает +430 °C — мгновенные ожоги, испарение тканей.
Ночью — до −180 °C — быстрое переохлаждение.
Нет атмосферы → вакуум → закипание жидкостей в организме, гипоксия за 10–15 секунд.
В скафандре:
Выживание: Практически невозможно даже в скафандре.
Проблемы:
Давление 92 атм — скафандр раздавит, как жестяную банку (он рассчитан максимум на 1 атм избыточного давления).
Температура +465 °C — материалы скафандра (полимеры, резина) расплавятся или разложатся.
Атмосфера содержит серную кислоту — разъест внешние слои.
Итог: Смерть за секунды — даже лучший скафандр не выдержит.
Без скафандра:
Причина смерти: Атмосферное давление и ядовитая атмосфера.
Давление в 92 раза выше земного — тело будет раздавлено, как под глубокой водой.
Температура поверхности ≈ +465°C — мгновенное сгорание.
Атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты — химические ожоги и отравление.
В скафандре:
Выживание: Да, возможно — именно для таких условий и проектируются скафандры будущих миссий.
Преимущества:
Давление низкое, но скафандр с этим справляется.
Температура от −125 °C до +20 °C — система терморегуляции справится (с ограничениями по времени).
Атмосфера непригодна для дыхания, но скафандр обеспечивает кислород.
Проблемы:
Пыльные бури могут повредить оборудование.
Радиация выше, чем на Земле (но скафандр даёт лишь частичную защиту).
Итог: Человек может работать часами, как на Луне. Это единственная планета, где скафандр реально работает.
Без скафандра:
Причина смерти: Разрежённая атмосфера и холод.
Давление менее 1% от земного → вакуумоподобные условия → закипание крови и жидкостей.
Температура от −125 °C до +20 °C, но в среднем около −60°C — гипотермия.
Атмосфера почти вся CO₂ — невозможно дышать → гипоксия за 15–30 секунд.
В скафандре:
Выживание: Невозможно.
Проблемы:
Нет твёрдой поверхности — скафандр начнёт падать в атмосферу.
Уже на «уровне облаков»: давление быстро растёт, ветры >500 км/ч — скафандр будет разорван или раздавлен.
Температура и давление стремительно увеличиваются с глубиной.
Итог: Разрушение скафандра и смерть в течение минут после входа в атмосферу.
Без скафандра:
Причина смерти: Отсутствие твёрдой поверхности и экстремальные условия.
Погружаясь в атмосферу: сначала — ураганные ветры (до 600 км/ч), затем — растущее давление и температура.
На глубине — давление сдавит тело, а температура превысит тысячи градусов.
Атмосфера из водорода и гелия — нет кислорода → мгновенная гипоксия.
В скафандре:
Выживание: Невозможно.
Проблемы:
Аналогично Юпитеру: нет поверхности, ураганные ветры (до 1800 км/ч), рост давления.
Скафандр не предназначен для погружения в газовую атмосферу.
Итог: Разрушение и смерть очень быстро.
Без скафандра:
Причина смерти: Аналогично Юпитеру.
Нет поверхности — падение в атмосферу.
Экстремальные ветры (до 1800 км/ч — самые сильные в Солнечной системе).
Давление и температура быстро возрастают → раздавливание и сжигание.
В скафандре:
Выживание: Невозможно.
Проблемы:
Температура верхней атмосферы ≈ −224 °C — система обогрева скафандра не справится надолго.
Ветры до 900 км/ч.
Нет поверхности — погружение в ледяную/газовую мантию.
Давление быстро растёт.
Итог: Переохлаждение, разрушение от ветра или давления — смерть за минуты.
Без скафандра:
Причина смерти: Холод, давление и отсутствие кислорода.
Температура верхних слоёв ≈ −224 °C — одна из самых низких в системе.
Атмосфера из водорода, гелия и метана — нет кислорода.
При погружении — рост давления → разрушение тела.
В скафандре:
Выживание: Невозможно.
Проблемы:
Самые сильные ветры в Солнечной системе — до 2100 км/ч (сверхзвук!).
Температура ≈ −218 °C.
Скафандр будет разорван или выведен из строя мгновенно.
Итог: Мгновенная гибель при попытке «приземления».
Без скафандра:
Причина смерти: Сверхзвуковые ветры и экстремальный холод.
Ветры до 2100 км/ч — самые мощные в Солнечной системе.
Температура ≈ −218 °C.
Атмосфера без кислорода, давление быстро возрастает → гипоксия, раздавливание, замерзание.
В скафандре:
Выживание: Теоретически возможно кратковременно.
Преимущества:
Нет агрессивной атмосферы, почти вакуум — скафандр с этим справляется.
Проблемы:
Температура ≈ −230 °C — система обогрева исчерпает ресурс за 10–30 минут.
Очень слабый солнечный свет — солнечные батареи бесполезны.
Итог: Возможна короткая экспедиция (если скафандр специально адаптирован), но стандартный космический скафандр быстро выйдет из строя от холода.
Без скафандра:
Причина смерти: Крайний холод и вакуум.
Температура ≈ −230 °C — мгновенное замерзание.
Атмосфера крайне разрежена (почти вакуум) → закипание жидкостей, гипоксия.
Вывод: Единственное место в Солнечной системе (кроме Земли), где современный скафандр позволяет человеку работать в течение нескольких часов, — это Марс (и, с оговорками, Луна, хотя она не планета). Так что места будущих колоний и исследовательских станций определились сами собой.
Немного свежего в коллекцию.
Немного свежего в коллекцию.