Daemor

Daemor

На Пикабу
поставил 6683 плюса и 34 минуса
Награды:
5 лет на Пикабу
205 рейтинг 1 подписчик 5 подписок 1 пост 0 в горячем

Как я отдала 2,5 млн руб "службе безопасности банка". Почти

В прошлый понедельник меня почти обманули мошенники.

Почти - потому что я повелась настолько, чтобы оформить на себя кредит наличными почти на 2,5 млн руб.

Чем больше дней проходит, тем всё более и более стыдно становится. Как я вообще могла на такое повестить??

Вроде, правила все понятны, но почему?...


Цель этого поста одна: знать, что так бывает. Потому что те, кто реально в это дерьмо влипает, часто никакие детали не рассказывает. Почему? - Чувствуешь себя пзд каким идиотом.


Специально перечитала статью https://66.ru/news/society/239734/, и поняла, что провели меня по классике.

Проблема в том, что в процессе этого не осознаешь. Стоит только на мгновение поверить мошенникам и испугаться за свою финансовую безопасность, и... ой всё.


Один только бонус из всего происшествия: в какой-то момент я реально чувствовала себя шпиЁном. Под прикрытием.


Содержание (когда спокойно посидишь, подумаешь и соотнесёшь все факты) в сухом остатке не оставляет никаких иллюзий: это мошенники.

Но форма. Форма меняет всё, особенно если банковская или юридическая сфера не близки.

Что такого было в форме, что заставило мозги отключиться?

0. Нулевой звонок, который заставил верить.

1. Давали информацию пошагово и дозировано

2. Повторяли одно и то же как заговор, как гипноз, по 3-4 раза. И ведь то были длинные спичи!

3. Давили на все болевые точки: безопасность, деньги, нежелание ощущать себя плохим человеком, чувство долга, страх связываться с полицией в качестве обвиняемого... (Первый баг системы, которым мошенники пользуются - недоверие к полиции и нежелание связываться с ней буквально "пока не убьют".)


Первоначальный заход был изящным. Признаю.

Позвонил мне якобы сотрудник ВТБ и сказал, что данные мои скомпрометированы, и что в любой момент злоумышленники могут оформить на меня кредит. И такой заботливый-заботливый спросил: какими банками я пользуюсь, и где могла произойти та же беда.

А ещё сказал, что через 30-40 минут позвонит ещё один представитель их банка, и скажет, в какое отделение подойти, чтобы написать заявление на отказ от всяких кредитов.

Звонок был такой, после которого остаётся эмоция типа: "а, ну всяко бывает, как-нибудь прогуляюсь". Этот звонок ВООБЩЕ не вызвал у меня вопросов и сомнений. У меня же глобально ничего такого смертельного не спросили.

(К слову, никакого больше "звонка из ВТБ" потом не было.)


Итак, на этом фундаменте первоначального доверия начался шабаш.


Позвонил "сотрудник службы безопасности Альфа-Банка" и сказал, что "сейчас ведётся внутреннее расследование по факту кражи личных данных сотрудниками банка". С ним же мы "узнали" (а на самом деле я сама прочитала в приложении, дура), что "ах, у вас есть предодобренный кредит".

И я сама же озвучила сумму.

Дальше начался цирк с конями, сотрудниками безопасности, старшими менеджерами, капитанами полиции, руководителем отдела, снова с "полицией"...

Один звонок наслаивался на другой, я то и дело ставила один звонок на удержание и продолжала общаться.

И так 2,5 часа.

Представляете, какой объём безумной информации вываливается на голову неподготовленного человека?


И тут второй баг системы: обычный человек, чтобы узнать, что там с его кредитной историей, должен делать запрос на госуслугах и ждать до суток ответа. Более того, только один раз в год можно сделать такой запрос бесплатно. Дальше - плати.


То есть зайти и по-быстрому удостовериться, что на тебе ничего лишнего не висит, да ещё в момент, когда тебе второй-третий час ездят по ушам, просто без шансов.


Идея простая и тупая: человек оформляет на себя кредит на максимальную сумму, забирает всё наличными, а потом эти наличные закидывает на карту мошенников.

А легенда - красивая: чтобы защититься от злоумышленников, которые вот-вот как прибегут и как оформят кредит на моё имя и заберут деньги, надо это сделать за них. И чтобы не платить проценты, а ещё и моральную компенсацию сверху получить, надо срочно перевести деньги на особый счёт.


Ага, особый, как же.


...Где-то в процессе всего этого безумия, "капитан полиции" скинул мне фото своего удостоверения, чтобы доказать свою "реальность". А потом начал сыпать угрозами: что я могу стать соучастницей экономического преступления, если не буду следовать "протоколу".

Словом, тупейшая идея обрастает развесистой легендой, тебя держат на поводке-телефоне, и ты, сначала весь такой спокойный, развешиваешь трусишки на балконе, типа "ай, ну всякое случается", а в какой-то момент обнаруживаешь себя человеком с трясущимися руками в холле банка, который говорит: "У меня там кредит предодобрен. Вот я хочу его. И всё наличными. Сейчас".


В этой истории много изюма, и очередная его порция в том, как тебя тащат в банк, чтобы срочно оформить кредит.

Не физически, разумеется, всё исключительно по телефону.

Тебя не оставляют ни на минуту, чтобы не дать даже шанса сесть, подумать и хоть с кем-то связаться.

Инструктируют на 3-4 раза, как гипноз, что нужно сделать и как себя вести.

И прямо перед входом строго задают те вопросы, которые будет задавать сотрудник банка: надо «правильно» и точно ответить. Словом, отрепетировать.

Сейчас когда пишу это, понимаю, каким безумием всё выглядит. Но в моменте, свято веришь: да, сотрудник полиции и менеджер банка изо всех сил тебе, идиотке, пытаются помочь, а ты то и дело сыплешь обвинениями в их адрес.


Удивительно: как нынче просто оформить кредит. Всё, что надо:

1. хорошую кредитную историю,

2. паспорт,

3. тело, которое просит денег.

Фсё.


Удивительно, как сплетается психическая уязвимость с социальными багами.

Я бы долго и с сомнением смотрела на взмыленную девушку с грязной башкой, без макияжа, которая под закрытие отделения говорит: "налички мне! налички! и побольше!", залипает в телефоне, отводит глаза и явно нервничает.


Нюанс (и тут интересен был бы комментарий специалистов): мошенники попросили, чтобы я написала им фамилию-имя сотрудника, который оформлял мне договор.

Зачем им это? - Не представляю, но очень уж интересно.


И в конце концов в отделении мне любезно помогли снять все наличные с банкоматов. Да, двух. Потому что почти 2,5 млн рублей так просто в банкомате не водятся.


...И вышла я в ветреный и пасмурный вечер с горой денег за спиной.

На этом моменте давление усилилось.


Тут небольшое отступление: когда я ещё была дома, мне выслали «инструкцию» с порядком действий. Но только вот реального шанса ознакомиться с ней мне не давали. И каждый раз, когда я пыталась прочитать её, не понимала ничего. Это ещё один повод говорить про чисто цыганский подход, когда мозг перегружают информацией, и он выключается.

И вроде как есть официальная инструкция и протокол.

А реально ты не можешь ни прочитать её нормально, ни воспользоваться ей, потому что там ахинея.

Очень важно написанная ахинея, замечу!


Так что же меня всё-таки спасло? Когда я начала сомневаться настолько, чтобы не следовать указке? - В момент, когда у меня попросили код из SMS, присланный мобильным оператором.

В этот момент, когда внимание рассеяно и после того, как уже несколько кодов подобным образом сообщил в банке, это не вызывает неприятие.

Но краем глаза я заметила надпись, которую, наверное, уже все воспринимают как белый шум: "Ни в коем случае не сообщайте..." Ну, вы поняли.


И вот тут мне стало дурно и страшно.


Время - начало девятого вечера. Я еду в такси. В подмышке рюкзак с 2,5 млн рублей. Мне ссут в уши. И я только что сказала код, который никому говорить нельзя.

И переключаются. То один человек говорит со мной, то другой. Разумеется, всё под благовидным предлогом.

Слаженность - невероятная. Любой отдел продаж бы обзавидовался.


Последним шагом было: привязать карту моих "помощников" к Wallet, чтобы вот именно на неё, особым хитрым образом я могла бы положить наличку.


Улица, парковка, банкомат.

И я, с ощущением, что меня прижали к стенке. Я, которая уже добавила их карту в свой Wallet - оставалось только ввести sms-подтверждение... Я, которую как овцу вели почти 3 часа, заупрямилась.


К этому моменту я уже понимала, что происходит какая-то знатная х**ня. Но соскочить сама я никак не могла. Сложно описать это чувство. Как будто ты в заколдованном круге.


По ходу было немало шероховатостей, которые нет времени обдумать в процессе, но которые порождают вопросы и сомнения. Например, звук помех при звонке самого первого "специалиста из ВТБ" и первого "специалиста Альфа-Банка" были идентичными. Мелочь? - Мелочь. Настораживает? - Непонятно.


Так что же меня спасло? - Технически то, что я часть времени говорила через наушники, и могла параллельно хоть что-то искать, гуглить, писать.


И я вспомнила про удостоверение "капитана полиции". И про то, что есть у меня друг, который в силу своей должности может проверить: есть такой человек или нет. И это будет быстро. И точно.

То, что Лёша меня спас - ничего не сказать.

"Шли их на ***. Такого человека не существует", - это были лучшие слова за весь вечер. Нет, не так. Нарекаю их словами года!


Всё, с этого момента, я просто шла домой и разговаривала с другом, игнорируя вторую линию. ("Получен новый навык! "Игнор второй линии")


Ну, и последняя вишенка на торте от "специалистов группы внутренних расследований".

Я уже дома, понимаю, что это 100% мошенники, телефон звонит не переставая, я уже не беру трубки, блокирую все номера подряд.

Параллельно переписываюсь с поддержкой банка (блокирую нафиг всё, что можно заблокировать - не очень понимаю, зачем, но просто блокирую) и мобильного оператора (мысль о том, что получили доступ к моим данным и могут перевыпустить симку, сводит с ума).

И тут мне начинают звонить с телефона, который определяется как "Управление ГУ МВД по Свердловской области", и я такая, думаю "фууууф, сотрудники банка и оператора забили тревогу, и сейчас полиция подключится к этому ужасу". До этого, к слову, звонили типа из Москвы.


Поднимаю трубку, рассказываю как на духу всю ту дичь, которая произошла, а мне "сотрудник" говорит: "Вы что, не понимаете, это же внутреннее расследование, и вы обязаны следовать протоколу!" (Сука, матрица, реально...)

"Знаете, - отвечаю, - я тут подумала: я сама, на себя всё оформила, своими руками. В документах стоят мои подписи, и за всё это несу ответственность только я. А ещё у полиции есть два способа взаимодействия с людьми: они либо сами приходят, либо требуют, чтобы ты пришёл в отделение. По телефону никто подобное выяснять не будет. Когда на пороге моей квартиры будет полиция, вот тогда я поверю, что это не фейк".


И тут та самая вишенка: "Вы что, такие деньги просто ДОМА оставите?!"


На этом месте я так прикинула: забор, видеонаблюдение, консьерж, дверь в подъезд, дверь в квартиру...

"Да, - говорю. - Знаете, как-нибудь переживу. С деньгами. Дома".

Положила трубку и заблокировала и этот номер, десятый что ли, за этот вечер. Так что теперь, если кто захочет со мной из МВД связаться с того номера, вряд ли дозвонится.


История закончилась, и деньги я вернула в банк.

Мои потери чистыми составили 704 рубля за 1 день процентов по кредиту. Очень скромная цена за такой урок.


Но есть ещё что сказать. Какие особенности я ещё заметила. И на что настоятельно рекомендую акцентировать внимание, если у вас закралось подозрение, что вас дурят.


1. Когда очень долго с кем-то общаешься, и стараешься помочь, то паузы заполняются болтовнёй. Я много лет работала в тех.поддержке, и знаю, о чём говорю. За час такого общения можно узнать об увлечениях, занятиях человека, о наличии детей, о том, в каких парках он любит гулять и какие книжки читал в детстве. Это происходит как-то само-собой. Тут же никаких подобных разговоров не было, а любая моя попытка свернуть с темы, пресекалась. Никакой эмпатии. Осознаешь это только потом, пообщавшись с нормальными людьми, в том же самом банке.


2. Спич, который повторялся, про подделку номеров МВД: "да пусть кто-нибудь попробует номер госорганов подделать, я на него посмотрю".

Ахах, пранк Навального все помнят?

Слышите такое - можно смело слать. Подставить можно любой номер. Абсолютно любой.


3. Неполная информация. Никто детали нормально не рассказывает. На каждом этапе свой кусочек информации.


4. "Закрытое внутреннее расследование", которое якобы инициировал Центробанк. Сразу шлите лесом.


4. И совпадение: именно в этот день муж уехал в командировку. Не было рядом человека, который бы вырвал телефон из рук или просто физически остановил. Не знаю, совпадение или нет. Но если нет, значит, информационной безопасности просто не существует.


Самое кошмарное во всем этом то, что сейчас, когда я точно знаю, что это был развод, когда кредит, который мне был даром не нужен, закрыт, у меня до сих пор внутри сидит червячок сомнения. А точно-точно это не было внутреннее расследование банка? А я точно всё сделала правильно?

Вот это - и есть настоящая жесть. То, как эти ублюдки играются с психикой.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!