Мировые бренды, которые выросли в кризис (текст+видео)
Благодаря эпидемии Коронавируса и самоизоляции многие бизнесы закрылись или перешли в энергосберегающий режим. Но там, где одни теряют и банкротятся, другие растут. Самое время вспомнить о мировых брендах создание и рост которых пришлись на самые тяжелые времена.
Adidas и Puma.
Окончание Первой мировой войны. Германия. Убитая экономика, огромные репарации странам-победителям, гиперинфляция, безработица.
В это мягко говоря непростое время семейство Дасслер открывает пошив обуви. Выпускают домашние тапочки и ортопедическую обувь для спортсменов-инвалидов. Верх шьют из списанной военной формы, а подошву делают из старых автомобильных покрышек.
В 1924 году братья Адольф (Ади) и Рудольф официально регистрируют «Обувную фабрику братьев Дасслер». Ади занимается производством, Рудольф продажами.
В 1925 году Ади шьет первые в мире футбольные бутсы с шипами, а в 1928 году немецкие спортсмены выступают в них на Олимпиаде.
Бизнес растет и перед Второй мировой у братьев уже две фабрики, которые ежедневно производят более 1000 пар обуви в день.
Но во время войны нацисты конфискуют предприятия, а братьев отправляют на фронт. Спустя год Ади возвращают на его же фабрику производить тренировочную обувь для немецких солдат. А Рудольф попадает в плен.
После Второй мировой войны братья фактически заново поднимают семейный бизнес. Они снова производят обувь из остатков военной амуниции.
В 1948 году братья ссорятся. Причина конфликта не разглашается. Каждый брат забирает себе по фабрике. Обувной бренд Дасслер умирает, а вместо него рождаются два новых. У Ади - Адидас, т.е. Ади Дасслер а у Рудольфа - Руда, которая вскоре будет переименована в Пуму.
Согласитесь, что ни время, когда появился Дасслер, ни время, когда открылись Адидас и Пума, нельзя назвать комфортными для бизнеса.
LEGO
“Великая депрессия” — экономический кризис, который начался в 1929 году, длился 10 лет и затронул США и Европу. В результате кризиса промышленность была отброшена на 30 лет назад, рождаемость упала, а развитые страны получили 30 миллионов безработных.
В 1932 году, в разгар кризиса, Датчанин Оле Кирк Кристиансен теряет работу. Фабрика, где он работал, закрывается. В это же время умирает его жена и он остается один с четырьмя детьми.
Но горевать некогда, нужно зарабатывать деньги и кормить детей. Оле Кирк родился в бедной семье, работал всю жизнь плотником, и накоплений, чтобы переждать кризис, у него не было. Он ищет новую работу, но ничего не может найти.
И тогда Оле Кирк открывает свое дело. Производит деревянные изделия: табуретки, стремянки, гладильные доски и , самое главное, игрушки. Скоро игрушки становятся главным продуктом Оле Кирка. И в 1934 году его компания получает название ЛЕГО. От датского словосочетания “Играй хорошо”.
Компания Лего не только откроется в кризис, но и переживет несколько очень сложных периодов. Например, в 1942 году пожар уничтожит большую часть фабрики. Но Кристиансен восстановит ее и сделает производство масштабнее прежнего.
Сегодня конструктор Лего есть почти в каждом доме, и в него играют не только дети, но и ностальгирующие взрослые.
Sheraton
Во время “Великой депрессии” появляется еще один всемирно известный бренд. 1937 — год рождения международной сети отелей Шератон.
Братья Хендерсоны и Роберт Мур активно инвестируют в ценные бумаги, но довольно быстро переключаются на недвижимость. Выкупают и модернизируют отели.
Они ожидают, что именно недвижимость станет активом, который восстановится быстрее других после кризиса. Так и происходит.
В 1937 году открывают первый отель в городе Спрингфилд, а в 1939 году - еще три отеля в Бостоне.
В 1949 году компания приобретает две гостиничные сети в Канаде и выходит на международный рынок.
Сегодня Шератон - одна из крупнейших в мире сеть отелей. Делит первое место с другим известным брендом — Хилтон.
А знаете откуда появилось название Шератон? По названию одного из первых отелей сети, который создатели Шератона выкупили, но сменить вывеску не смогли , так как это было слишком дорого.
Hyatt
Шератон — не единственный гостиничный бренд, который появился во время кризиса.
В 1957 году случается первый послевоенный экономический кризис. Страдают США, Великобритания и другие капиталистические страны. Производство снижается, а безработных становится 10 миллионов человек.
Во время кризиса предприниматель Хайятт фон Ден покупает отель рядом с международным аэропортом Лос-Анджелеса. Он вскоре продает его Джею Прицкеру.
В 1967 году, Хаят открывает первый в мире отель с атриумом. А к 1969 году в сети уже 13 отелей на территории США и первый международный отель в Гонконге.
К 2016 году Владельцы Hyatt попадают в ТОП-10 самых богатых семей США. Состояние династии оценивается в $29 млрд.
Интересно, что у династии Прицкеров русские корни.
Николай Яковлевич Прицкер, русский эмигрант, перебрался в Америку в конце 19 века. Первые заработанные деньги он вложил в юридическое образование, а первые заработанные юристом деньги инвестировал в недвижимость. Деловая хватка передалась его потомкам.
Starbucks
1987 год запомнится 19 октября, “Черным понедельником”. Днем, когда промышленный индекс Доу-Джонса упал сильнее всего за всю историю - на 22,6%. В кризисный, 1987 год, открывается сеть кофеен Старбакс.
Сам бренд Старбакс появился раньше, в 1971 году. Но именно в 1987 году открывается тот Старбакс, который мы знаем. Говард Шульц, бывший сотрудник компании, выкупает ее и кардинально меняет концепцию. Превращает Старбакс из сети магазинов в сеть кофеен.
1990 году Старбакс открывает 84 кофейни в США и Канаде. В 1992 году размещает акции на бирже. А к 2002 году кофейни работают уже на пяти континентах.
Говард Шульц еще будучи сотрудником компании хотел превратить Старбакс в сеть кофеен. Предлагал реализовать концепцию “третьего места”. Пространства, кроме дома и офиса, куда люди приходят пообщаться, попить кофе или доделать рабочие дела. Но тогда его идея не встретила поддержки собственников. Они считали ее бесперспективной.
Кризис подходит не только для открытия бизнеса, но и для его развития. Важно использовать антикризисную стратегию основанную на четырех принципах.
Подробнее об этих принципах смотрите в нашем видео