Зачем вообще нужен дирижер?1
«А зачем нужен дирижер, если у всех есть ноты?» - этот вопрос оказался одним из самых популярных под моим прошлым постом :) И он, в общем-то, резонный: ведь музыканты умеют читать ноты, они их выучили. Так зачем тогда на сцене стоит человек с палочкой и активно жестикулирует, будто это от него зависит всё происходящее?
Если чуть-чуть углубиться в суть, то можно сформулировать это так: дирижёр нужен не только для того, чтобы все начали играть одновременно. Его задача в том, чтобы все играли одно и то же. Ведь сыграть по нотам и все вместе - это полдела. Очень важно еще и единое понимание, состояние и намерение.
Очень меткий пример мне предложили в комментариях под прошлым постом: представьте себе сто человек, которые должны одновременно рассказать одно и то же стихотворение. С выражением, в нужном темпе, с нужным акцентом на каждое слово. При этом каждый видит только свой кусочек текста. А теперь представьте, что каждый из них - талантливый артист со своим пониманием того, КАК нужно сделать. Представили, что получится? Не Пушкин, а какая-то каша. Вот и без дирижера то же самое :) Да, в нотах написано: здесь - piano, а там - forte. Но вы слышали, как разные дирижёры исполняют одну и ту же симфонию? Иногда кажется, будто это разные произведения. Потому что партитура - это карта. А дирижёр - тот, кто выбирает, по какой дороге мы пойдём, каким шагом и где сделаем остановку.
Так что дирижер не просто машет руками - он формирует музыкальное пространство, в котором всё звучит как единое, живое целое. Это тот человек, который должен свести произведение в одно музыкальное высказывание. Дирижёр управляет всем: темпом, динамикой, штрихами, балансом между группами. И, что немаловажно, он является связующим звеном между оркестром и происходящим на сцене. Ведь певец может на секунду замешкаться, чтобы набрать воздуха, а танцор может исполнять свои па чуть быстрее положенного. Музыканты этого не видят, а дирижер за всем следит, и именно он дает команды: здесь нужно притормозить, а здесь играйте чуть быстрее.
И еще один часто встречающийся в комментариях вопрос: можно ли играть вообще без дирижёра? Конечно, можно - точно так же, как можно плыть без штурмана. Но и плыть будет труднее, и, возможно, не туда.
Обычно дирижёр становится особенно необходим, когда в коллективе больше десяти человек. Есть ансамбли, где музыкантов и больше, а дирижёра нет - но почти всегда в таких случаях за кулисами всё равно есть человек, который готовит исполнение, продумывает концепцию, на репетициях формирует общее звучание. Потому что у каждого музыканта есть своё мнение на тему того, «как надо». И если не будет объединяющего центра, начнётся басня про лебедя, рака и щуку.
В советское время даже был эксперимент: оркестр без дирижёра, который назывался ПерСимфАнс, Первый симфонический ансамбль. В Москве и в Европе этот формат и сейчас существует, но это интересно именно как шоу. И как правило свободы исполнения эти форматы не имеют, так как музыкантам надо договариваться о каких-то компромиссах и усредненностях. К тому же в оркестре расстояние между музыкантами может быть больше десяти метров. И просто слушать друг друга там недостаточно - важно видеть, контролировать глазами, улавливать намерения. Поэтому игра без дирижёра - это скорее цирковой номер, чем полноценная музыкальная работа.
Так что в следующий раз, когда будете на концерте и увидите дирижёра, увлечённо машущего руками — не думайте, что он просто делает вид. Он в этот момент собирает воедино множество разных звуков, характеров и энергий, и превращает их в музыку, которая будет трогать волновать вас даже в том случае, если вы не знаете ни одной ноты :)

Лига музыкантов
4.6K постов5.1K подписчиков
Правила сообщества
Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.