Военная кафедра МИФИ
Недавно мне позвонили с военной кафедры МИФИ, на которой я преподавал в течение 12 лет, с просьбой написать небольшой рассказ о моей работе. Но вместо одного рассказа получилась небольшая серия рассказов о моей работе в МИФИ и о работе военных разведчиков, о том, как и для чего я стал писателем по приказу моего руководителя Александра Александровича Щелокова. А еще о моем последнем задании, выполнение которого растянулось на долгие двадцать с лишним лет. Увы, в разведке не всё делается быстро.
Предлагаю Вашему вниманию первую главу. Продолжение следует...
Замечательным преподавателям, сотрудникам и студентам МИФИ посвящается…
Глава 1. За несколько месяцев до МИФИ…
После Афганистана я получил предписание прибыть в Краснознамённый Среднеазиатский военный округ, где должен был пройти подготовку к следующей служебной командировке. В составе «студенческого стройотряда» нам предстояло отправиться в одну далекую страну для оказания помощи местному населению в сборе кофейных ягод и уборке кого-то ещё. «Стройотряд» у нас был небольшой, человек пятнадцать. Все «студенты» были старшими лейтенантами или капитанами, прошли Афганистан и командовали там различными разведподразделениями. По возрасту мы больше походили на аспирантов, чем на студентов. Но название «студенты» нам почему-то нравилось больше. Согласитесь, «студент прохладной жизни» звучит гораздо круче, чем аспирант, начальник разведки батальона или командир группы спецназа! По крайней мере, гораздо веселее.
Стало понятно, почему перед отправкой в Афганистан мой шеф Сан Саныч Щёлоков настоятельно рекомендовал мне подтянуть английский. В принципе я знал английский язык неплохо, тем более что в училище изучал его на курсах военных переводчиков. Но в Афганистане он мне едва бы пригодился, поэтому после полугодичного курса разведподготовки в Москве я ещё целый год усиленно зубрил фарси в 197-м отдельном батальоне резерва ТуркВО. Но раз Сан Саныч сказал, что надо, значит надо. Ведь война для разведчика, по его словам, это всего лишь стажировка перед выполнением настоящих, серьезных заданий. Поэтому разведчик должен не только успешно выполнять поставленные перед ним задачи, но и всегда учиться, и всегда возвращаться в строй. Это непреложный закон в нашей профессии. Так что в Афганистан я взял с собой не только русско-дари разговорник, но и самоучитель английского. Впереди у меня было двадцать шесть месяцев тяжелого командирского и солдатского труда, опасностей и жуткого недосыпа. И подтягивания английского. Тогда я ещё не знал, что в наше руководство любит многоходовые и долгоиграющие операции. И ещё перед командировкой в Афганистан, меня начинали готовить к «кофейной» и к другим командировкам.
Но вскоре началось «горбачевское» сокращение Вооруженных Сил и нашу командировку отменили. Все мои новые товарищи «студенты» написали рапорта на увольнение, а я остался ждать вызов в Москву. Нашу работу в Афганистане по линии Министерства обороны курировал генерал армии Шкадов Иван Николаевич из «райской» группы (Генеральных инспекторов МО СССР). Так что любые переводы разведчиков между военными округами в то время осуществлялись в течение суток. С началом «горбачевской оттепели» с этим возникли проблемы. И пришлось мне почти два месяца перекладывать какие-то бумажки в разведуправлении округа, в обеденный перерыв бегать в нашу штабную библиотеку, читать гимназический учебник истории Николая Герасимовича Устрялова, а вечерами гулять по Алма-Ате.
В январе 1989 года наконец-то пришел мой вызов в Москву. Я получил назначение на должность командира курсантского взвода в Московском высшем общевойсковом командном училище, которое сам окончил четырьмя годами ранее. Через полгода принял под командование курсантскую роту. В 1990 году я был избран в Совет народных депутатов Волгоградского района города Москвы. Первым делом поинтересовался у Сан Саныча, чем занимаются депутаты? Для меня это было новое и совершенно незнакомое поле деятельности.
Сан Саныч уточнил, в какую комиссию я попал?
― По культуре и образованию.
― Главная обязанность народного депутата ― делать жизнь своих избирателей лучше. Постарайся быть народным депутатом. Помнится, в школьные годы ты отвечал в комитете комсомола школы за гражданскую оборону. В том числе, за работу бомбоубежища, закрепленного за вашей школой. Опыт вашей подготовки по показанию медицинской и психологической помощи, довольно интересен. В курсантские годы ты организовал проведение уроков Начальной военной подготовки в подшефных школах силами курсантов старших курсов, которые знали стрелковое оружие гораздо лучше многих военруков. У тебя интересный опыт подготовки разведчиков. Всё это очень важно и со временем обязательно пригодится. Но учиться нужно до того, как это пригодится. Постарайся передать эту информацию своим избирателям. Передай им свои опыт и знания. Этим ты спасёшь многие жизни. И постарайся донести до них одну простую мысль, что наша история и наше образование ― это фундамент, на котором мы сможем построить сильную и процветающую страну. Но и защищать их нужно в первую очередь, ведь наши враги будут сильнее всего бить именно по ним.
Исполнять наказы Сан Саныча я буду до 1993 года, когда Советы народных депутатов упразднят. Новой России народные депутаты будут не нужны.
В сентябре 1990 года у меня снова «потекли ноги» (после осколочного ранения они всё никак не хотели заживать) и меня перевели в учебный отдел. Вскоре начальник училища предложил мне перейти на должность с меньшим объемом физических нагрузок. На выбор были предложены три должности ― в одном из управлений Министерства обороны, в Военно-инженерной академии и на военной кафедре в Московском инженерно-физическом институте.
В то время, одним из побочных эффектов горбачевской «оттепели» было налаживание контактов с нашими вероятными противниками: наши курсанты выезжали на учебу в Вест-Пойнт, американские кадеты учились у нас в училище ― со многими из них, мне часто доводилось общаться. Поэтому у меня было и четвертое предложение. Буквально за несколько дней до нашей беседы с начальником училища в Москву прилетел начальник штаба армии США генерал Карл Вуоно. Его помощник приехал к нам в училище и передал мне предложение от своего шефа ― преподавать в Вест-Пойнте.
Разумеется, я прекрасно понимал, что рано или поздно, нам придется столкнуться с США. И обучать тех, кто будет в будущем убивать моих друзей и товарищей, я не мог. Но выбор был не за мной. С тяжелым сердцем я ехал на встречу с Сан Санычем. Ведь не случайно же он заставлял меня учить английский. И предлагал поступить в академию Советской Армии.
Военно-инженерную академию и Министерство обороны он отмёл сразу.
― Вест-Пойнт? Некоторые говорят, что такие предложения бывают раз в жизни. Но это не так. Иногда нужно уметь отказывать. Раз ты интересен американцам, они сделают тебе новое предложение. Вест-Пойнт нам не интересен. Нацеливайся на Гарвард. А пока соглашайся на МИФИ.
(продолжение следует)
Александр Карцев, http://kartsev.eu

Авторские истории
40.4K постов28.3K подписчиков
Правила сообщества
Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего
Рассказы 18+ в сообществе
1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.
2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.
4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.