Учительская боль: БЕЗОПАСНОСТЬ
Я препод, и мне кажется важным говорить и писать о том, как работает образование в России. Потому что работает оно так себе. Вот ссылка на пост про опасность телефонов, а сегодня - про менее воображаемые опасности.
В новостях о школе дети в этой самой школе получают не образование, а увечья. То лоб-в-лоб столкнутся, то молотком друг друга ударят, то вынудят администрацию устанавливать ради безопасности камеры в туалетах. А то и просто один ребёнок падает на другого, а школа остаётся виновной.
Иногда ещё дети тонут и выпадают из окон. Но, к счастью, нечасто.
И вообще:
Это при том, что в целях безопасности современным детям, например, почти нельзя ходить в походы. Совсем нельзя - подходить к огню ближе пяти метров. Живой уголок нельзя из-за аллергий. Входить без учителя в класс нельзя из-за проводов. А учителя покрыты тоннами бюрократически непроглядной фигни про каждую активность дитяти. С подписями и фиотписями родителей.
Чтобы вести студентов колледжа в другой корпус на мероприятие, мне надо было проводить каждый раз им лекцию по ПДД и заставлять расписываться в специальном журнале. Каждый, сука, раз. Практически взрослых, сука, мужиков. Которые в свободное от учёбы в шараге время как-то умудряются сами передвигаться по городу и даже нарываться на неприятности.
Короче, требования к безопасности детей - запредельные. Иногда даже прям неразумные. И в лучших традициях отечественного образования, они ни фига не работают. А всё, что работает, делает это несмотря на усилия всех возможных инстанций.
С одной стороны - безопасность человеческого существования улучшается с каждым поколением. Это нормально, это прогресс. Сторожа не стреляют по школьникам солью, как в молодости моего деда. Петарды ребёнку купить труднее, чем когда учился в школе я. И вообще - к современным пластиковым качелям не прилипнуть языком на морозе. Особенно этой зимой.
И в этом смысле увеличение слоёв предосторожности - логично и правильно.
С другой стороны - если в закрытом помещении собирается тридцать подростков, а помещение остаётся безопасным - значит, это какие-то неправильные подростки. Потому что в школе люди разные и с противоположными мнениями. Потому что познание мира связано с желанием сунуть руки куда-то не туда. Потому что посоревноваться и подурачиться тоже хочется от души.
Было б неплохо, если бы в школе с детьми мог находиться взрослый, который останавливал конфликты, объяснить угрозы и вообще подавал пример.
И я думаю, все понимают, кто этот человек.
И в силу того, что учитель - человек, он не всегда способен удерживать в голове одновременно тридцать переменных. Тридцать что-то вечно хотящих, беспокойных и бегающих по коридорам переменных, если ещё точнее.
Адекватных варианта два: либо уменьшать количество учеников на одного педагога - либо выращивать генетически модифицированных учителей с супермозгами для суперконтроля. И на втором варианте, я полагаю, проще пилить бабло.
Но вместо уменьшения классов мы имеем обратный процесс. У меня есть знакомый классрук, у которого почти пятьдесят (!) старшеклассников. И нет такого, что он на всю Москву один ходит и седину преждевременную зарабатывает. Это - общая тенденция: даешь больше школы, даёшь больше классы! Больше нервов на местах, меньше - на постах!
И это не потому, что он решил надбавку получать. Хотя надбавка московская за классручество сопоставима с зарплатой препода в провинции. Я полагаю, что это потому что где-то кто-то ответственный за принятие решения принял его, не учтя всей специфики организации образовательного процесса.
Я понимаю, что новые рабочие места в школе - это затраты для бюджета. Но это ведь работа управленца - эффективно перераспределять ресурсы. А занимать учителя бюрократией и лишними ученико-часами (да, в школах зарплата зависит от ученико-часов) - это не самое эффективное расходование человеческого ресурса.
Потому что головой надо думать.