Тыжпрограммист или кухня шаблонов говнокодера-фрилансера изнутри.
Алярм! Будет много терминов не понятных простым смертным (шутка). А так же текста без картинок.
Так уж случилось что я отдал большую свою часть жизни, работе с компьютером. Начиналось всё как у всех, игрушки, а как это устроено, освоение первых серьезных программ, обучением азам программирования, и так далее.
После к этому подключались и другие знания. Дизайн, верстка, рисование, веб и многое другое.
В последние 4 года, мне пришлось работать на себя из-за семейных обстоятельств, в результате чего я выпал на свободный рынок фрилансеров.
Потому я решил поделиться взглядом изнутри рынка фриланса.
Начал я с малого. Обратился на фриланс площадки рунета, и начал искать заказчиков. Сразу нужно рассчитывать на то, что, без портфолио ты никто, а с портфолио еще не факт что повезет найти заказчика. Результат? В любом случае придется занести денег на фриланс площадку для того, что бы, ты светился в топе.
Первыми клиентами, были всякие маленькие фирмы, из разряда рога и копыта, которым нужны были визитки, буклеты, брендбуки и прочее барахло. У меня два образования. Средне специальное - печатник, высшее - дизайнер. Но почти весь рабочий опыт, заложен в IT. Благодаря этому я имею вполне отличное представление о печати и полиграфии в целом, программировании и много другом.
Заказы выполнялись легко, сверстанные макеты отправлялись в типографии и я получал от заказчика маленькую выручку. Со временем мне подсказали, сделать себе набор макетов-шаблонов, и по ним лепить заказы. Тут то я и ступил на темный путь говнокодера, а мой кот печально посмотрел и сказал: пропал хозяин.
Но душа требовала большего.
Я начал рассматривать сегмент веб дизайна и веб программирования. Тут ценники были уже выше, но и обьем работы возрастал. Первое с чем я познакомился, так это с коллегами по цеху. На фриланс площадках, большую популяцию составляют именно не одинокие фрилансеры, а фирмы которые под видом фрилансеров ищут своих клиентов. Коллеги мне выдавали различные истории. Например одна маленькая фирма вебдизайна, купила в свое пользование 1с битрикс с лицензией и прочими плюхами. Наклепали шаблонов сайтов с интеграцией в 1с бухгалтерию, в склад, зарплату и прочие модули. И продавали шаблоны, просто меняя наполнение текста и изображений. При чем ценник за лицензию битрикса у них выходил где то 300 тысяч в год, а вот доход от 700 тысяч за 1 заказ.А таких заказов могло быть и по 5-6 в месяц. Работа не пыльная, сдача проекта происходит быстро. То есть расход окупался на 1000% если не больше. А главное, не один заказчик не замечал того, что все работы выполнены под копирку.
Другая фирма, вообще не парилась и просто покупала шаблоны с популярных развалов(рынков) шаблонов сайтов. И перепродавала с наценкой.
Второй по популярности вариант, это всевозможные комбайны построенные на Wordpress. Я ничего не имею против WP. Это отличная система, гибкая, простая, но очень геморройная в плане оптимизации. Но большинство фрилансеров лепящие сайты на WP это любители которые пару месяцев как влились во фриланс. В результате мы имеем ту же схему. Есть cms есть шаблоны к ней. Лепим по шаблонам, получаем гешефт.
Третий самый по моему жестокий вариант, это разработка с нуля. Сроки в 10 раз больше, по обьему работы, оплата абсолютно плавающая, но тут душа заказчика которая и так обычно, хочет большего чем способна оплатить, разворачивается на всю свою ширину. Тут и flash заставки, и бэкенд(начинка) самописная на Ruby, и конечно же тонны шаблонов на php и фреймворках.
Покрутившись в вебдизе, я потопал далее. А именно в разработку бекенда. Мне все таки интересно больше программирование а не рисование тонны шаблонов. Тут пришло первое разочарование. Первое, это кривая заработка. Если во фронтенде (оформление и многое другое), крутятся иногда поистине крутые деньги. Когда сумма заказа может варьироваться от 3 тысяч рублей до 2-5 миллионов.
То в бекенде к сожалению ценники скромнее а количество знаний нужных для бекенда в 10 раз выше. Я понимаю что фронтенд это не только дизайн, но еще и вполне серьезные разработки, администраторы баз данных, мобильные разработчики и многое другое. Но по сравнению с бекендом знаний требуется все таки меньше.
Как говорит хорошая пословица из мира бекенда: все, что происходит на сервере, остается на сервере.
Тут тебе и рендеринг, коммуникации, одностраничные приложения, универсальные приложения, тысячи фреймворков с самописным кодом, их тысячи карл! Они заполонили планету!
Обычно бекенд фриланс бывает трех типов: 1. Доработка чужого кода, 2. написание мелких модулей и приложений. 3. Разработка сервера с нуля.
Учитывая что в последние 2 года, криптовалютой, облачными вычислениями и прочими вещами которые в тренде, заинтересовались даже самые обычные обыватели, далекие от мира разработки. Добавьте к заказам, неадекватных людей "хотящих" свою криптовалюту что бы выйти в ICO и стать крутыми миллионерами. Либо фирмы которым на 30 человек срочно нужен свой блокчейн с баром и шлюхами.
Но оборачиваясь назад, я вижу всё ту же картину, как и с фронтендом. Фирмы и люди, лепят шаблонные загатовки а потом продают их меняя под нужды заказчиков. Я согласен с тем что это очень практично. Но когда ты ушел из фронтенда, пришел в бекенд, и обнаруживаешь в доверенном проекте, код который ты видел уже помоему тысячи раз в тысячи проектов, становиться страшно. Ведь это даже не велосипед и не костыли. Это мать его шуруповерт с приделанным молотком, молочным комбайном, миксером для взбалтывания яиц и сверху еще приделана выхлопная труба. Зачем? да что бы было! И представьте такого монстра, который обклеен сверху до низу, логотипами тысяч компаний. Потому что каждая из компаний сделавшая заказ, получает что? правильно! Шаблон!
Покрутившись еще немного в бекенде, я понял что тону, и хочу найти успокоение собственной души. Эдакий островок, где все по полочкам, где каждый знает как надо делать и в качестве душевной музыки на фоне играет: slade или judas priest.
Как говорил персонаж Ди Каприо: Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна.
У меня появилась идея писать софт самому и продавать его. Тут нужно сделать отступ.
Продавать обычный гражданин может что угодно, кроме оружия и наркоты, и до определенных масштабов доходов, налоговой будет абсолютно наплевать на гражданина.
Ну а какие у меня могут быть доходы с собственных программ. (Мем про продажи Winrar'а).
В поиске наиболее выгодного сегмента, я уперся в складской софт, софт для магазинов, софт для бухгалтеров. А поскольку в РФ все эти сегменты хочешь ты того или нет, упираются в единственно монополиста: 1C, пришлось заняться богомерзкой разработкой модулей и внешних обработчиков под нужды клиентов.
И что вы думаете я делал? Правильно! Заготавливал шаблоны с заказов! *дикий смех*
Набрав почти под 70 шаблонов, я просто перекраивал кнопки, куски кода и выдавал заказчикам что больше всего подходило под их: хочу уже вчера.
Деньги не сказать что большие, но свои 100-150 тысяч рублей в месяц я отбивал неспешно попивая кофий сидя в кресле под пледиком. Со временем оформив ИП(Но позже пришлось отказаться из-за сумасшедших налогов). По моему именно так и выглядит успешный фрилансер в головах людей. Конечно иногда попадались и интересные заказы. Например один человек попросил написать софт для микроконтроллера на основе raspberry, для управления функциями дома. Ну там, радио, включение и отключение света и тд.
Или как то раз, был заказ на софт для чпу станков. Цитируя заказчика: Как в Mach3 но только хитровыебанней.
К сожалению такие заказы редкость.
Но ведь все хорошее когда то кончается ведь так? Так же и ко мне, на порог моего дома, постучались ребята в белых рубашках, которые захотели поговорить о GameDev. Я не знаю кто дал мой адрес этим сектантам, но они поклонялись свиборгу и верили в грабеж караванов.
Говорить о геймдеве можно долго, но все можно свести в краткий итог. Геймдев делиться на два варианта: 1. Работаем за еду, хотим крутого художника, программиста и тд. А вы ради работы в портфолио помохите! Команды нет, начальства нет, организации и хоть какой то структуры нет. Но хотим делать игорь.
2. Обычные компании российского сегмента, которые либо занимаются перекраиванием чужого кода, это в основном издатели, которые покупают права на выпуск той или иной мморпг или браузерной игры в РФ, и допиливают продукт под наш сегмент. Либо это мобильные разработчики которых большинство. И все они лепят, либо 3 матч, то есть те самые шарики, камешки которые надо ставить в ряд, либо игры в жанре фермы, поиск вещей и тд. И очень редко бывает попадаются люди, желающие выпустить продукт под соцсети. То есть, все те бесконечные однотипные игры в абсолютно разных жанрах, которыми пестрят соцсети. Самый редкий зверь, это ребята выпускающие свой собственный уникальный продукт и святой батон! Они даже доводят проект до релиза!
И отгадайте что всех обьеденяет в геймдеве? Правильно! ШАБЛОНЫ! *безумный смех*. Эти люди просто берут чужие наработки либо делают свои и лепят из шаблонов однотипные игры. У некоторых даже интерфейс не меняется. Отдельным особняком стоят безумцы голодранцы, о которых я писал выше, то есть работающие за еду. Эти товарищи дай бог если сами что то пишут. Хотя бы что то. Но в большинстве это ворованные ассеты(материалы), в которые входит абсолютно всё, модели, графика, код и многое другое. То есть клоны клонов в которых материалы кочуют из проекта в проект.
Коротко резюмируя рассказ: товарищи разработчики, мы все в глубокой заднице, спасибо за внимание.
Конечно еще остались фирмы, которые пишут свои собственные продукты с нуля, остались разработчики которые пишут свой софт с нуля.Остались художники рисующие с нуля. Но в 90% сегменты фриланса состоят из шаблонов, потому что это проще, дешевле, быстрее. Ну а что заказчик? Заказчик не профессионал, он не увидит разницы.
Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что это был отличный опыт. Да фриланс действительно может приносить приличный доход. Но для этого вы сами понимаете, вам нужно очень много знать, очень много учиться, очень много общаться. В свою очередь фриланс полезен как промежуточный этап личного опыта. Он поможет избавиться от страхов. Развеет заблуждения. Поможет наработать портфолио, столкнуться с интересными людьми. Но как конечный этап развития, фриланс не подходит. Так как все к чему сведется жизнь фрилансера, это будут шаблоны, альбом шаблонов, холодильник забитый шаблонами, и кот который уныло будет смотреть на миску с шаблонами. А от такой однотипности творческий человек устанет очень быстро.
Ну а людям выступающим или планирующим выступить в качестве заказчика у кого либо, совет: Дорогие мои, любимые, хоть иногда смотрите на то, что вам подсовывают ваши подрядчики - фрилансеры. Потому что в большинстве случаев, заказчик даже не трудиться понять что ему втюхивают.
Спасибо за прочтение этого эпоса. Пойду коту скормлю шаблон.