Тст
Телестудии будет полвека по весне. А сама Тарасова отметила юбилей на днях, в широком семейном кругу, ибо летели к ней видеопоздравления от подросших товарищей и из Парижа, и из Нью-Йорка (научила на свою голову), не говоря уже о двух российских столицах. Что же до самарских, то те не только звонили, но и приходили лично, нагруженные огромными букетами и еще большим багажом теплых слов. Шли посмотреть в глаза своей "телевизионной маме", как многие ее называют. Шли обняться, как было заведено в их пионерском детстве, и сверить часы доброты. Она же всегда повторяет, что "в человеке надо видеть только хорошее, плохое он потом и сам покажет...", и что "мир спасет не красота, а доброта". Будучи филологом по образованию, Лилия Тарасова, конечно, не спорит с Достоевским, просто пытается наполнить форму содержанием. И это ей отчасти удается.
Об огранке талантов и поиске алмазов, о телевидении и походах, о детях и взрослых, изменившихся за полвека, и о том, что осталось за кадром сотен передач "Товарища", Лилия Тарасова рассказала корреспонденту "РГ".
Лилия Ивановна, телестудия - это не вся ваша жизнь, были ведь и другие интересные сюжеты, и даже романы. Поделитесь...
Лилия Тарасова: Ничего больше не было. "Товарищ" - это и моя работа, и хобби, и сама жизнь. Даже когда у нас с мужем (Вениамин Григорьевич Яковлев - телережиссер, сооснователь ТСТ. - Прим. ред.) родились свои очень долгожданные дети, они иногда мешали. Странно звучит, но я отрывала их от себя ради студийных ребят.
Когда пришло решение, что вы будете заниматься детьми да еще в новом по тем временам телевизионном формате?
Лилия Тарасова: У меня в дипломе записано, что я филолог, преподаватель русского языка. И поэтому сразу после окончания Пермского университета я отправилась в Туркмению учить этому языку детишек. Мы, четыре девчонки, туда поехали по собственной инициативе, никто не заставлял, просто смотрели на мир широко открытыми глазами. Да и дети оказались талантливые, школу любили. Когда я хворала изредка, они приходили под окна и кричали "мугалым русдили" (по-туркменски - "учитель русского"), ты что, приехала учить нас или болеть?"
А потом поехала на каникулы в Пермь, познакомилась с человеком энциклопедической образованности и вышла за него замуж. На все хватило месяца (смеется). Но в свою школу я все же вернулась...
Муж позволил или вы всегда делали то, что считали нужным?
Лилия Тарасова: Именно так. Однако в Туркмении я остаться не смогла. Директор школы вызвал и сказал: "Лиля-джан, мы вас оберегали, но замужнюю женщину уже не убережем. Отправляйтесь к супругу". После воссоединения семьи мы с мужем и отправились в Березники - городок в Пермском крае, где создали первую детскую студию "Огонек", аналог "Товарища". Это была моя мечта, ведь я работала в детской передаче еще с пятого курса. И хотя мне по окончании университета прочили только аспирантуру, не могла ей изменить. К слову, я и замуж-то выходила то ли за Вениамина Григорьевича (он уже работал на телевидении режиссером), то ли за телевышку. Тогда я была совсем еще молодой, ноги, как сейчас, не болели, и мы вместе с ребятами ходили в походы на приполярный Урал, сплавлялись на плотах, помогали геологам искать алмазы и еще, вдобавок ко всему, старались заниматься каким-то общественно-полезным делом. Тогда были популярны плоты "Кон-тики", и мы тоже соорудили такой и поплыли по уральской реке. Помню, как через Пермский комитет Гостелерадио выходили на Интервидение, сюжет назывался "Пионерское лето в горах Урала": ребята карабкались по хребтам, и каждый нес в рюкзаке белую рубашку и галстук, чтобы в них предстать перед камерой на вершине.
А на Кваркуше были альпийские луга, куда со Свердловской области манси пригоняли оленей, а пермяки - телят. Мы когда на те альпийские луга отправились, договорились, что с воздуха нам сбросят провиант, но самолет покружил в небе, а детей не заметил. Остались бы все голодными, но тут манси подоспели и накормили нас мясом.
Вообще это было единственное детское телевидение на весь западный Урал, и встречали наших ребят, как космонавтов: мы ставили спектакль и, когда дети шли, их осыпали цветами. Нужна самоходка по реке? Пожалуйста! И не считали, сколько топлива для лодки на это уйдет, не важно, что сотрудники нас куда-то повезут, вместо того, чтобы работать. Были человечнее, что ли.
Почему же вы расстались с такой интересной работой?
Лилия Тарасова: Случилась беда, ну, или, говоря современным языком, оптимизация. В Березняки из Москвы пришла радиорелейная линия, и студию закрыли, отправив все оборудование в дружественную Албанию. Оставшись без работы, мы написали письмо в Гостелерадио, где нам предложили на выбор Читу или Куйбышев. "Не ездите в Куйбышев, там вся романтика выпита Жигулевским пивом". Друг так охарактеризовал нам этот город. Поэтому мы и отправились в Читу, но оказалось, что там уже есть детский редактор. А из Куйбышева тем временем вновь пришло приглашение, и мы, собрав последние деньги, купили билеты на самолет и прибыли в 1968 году на Волгу.
Обещанное сбылось?
Лилия Тарасова: Квартира оказалась комнатой в коммуналке. Да и встретили нас на куйбышевском телевидении не очень радушно. Детскую студию открывать никак не хотели, говорили, что "это режимный объект, а вдруг какой-то мальчик захочет сунуть пальчик в розетку..." Но Георгий Спевачевский (работал на телевидении редактором, потом возглавлял областной Комитет по телевидению и радиовещанию) нас поддержал, и новой передаче дали "зеленый" свет. Так что его я считаю крестным отцом "Товарища". Мы обошли с мужем все школы Безымянки (рабочий район Самары - Прим. ред.), рассказывали о своих замыслах, искали ребят с "горящими глазами". Знаете, у меня Вениамин Григорьевич был большой генератор идей, и многие передачи, которые сегодня идут на ТВ как кальки с западных, он уже тогда придумал, но не было ни материальных, ни технических возможностей. О чем люди разговаривают дома? Мы с мужем и дома все время обсуждали либо передачи, либо студийных ребят...
Как случилось, что на рубеже веков ТСТ не по-товарищески попросили из родного дома?
Лилия Тарасова: Пришедший в ту пору к руководству ГТРК человек решил делать из телевидения бизнес, а дети с деньгами не очень-то вязались. Он сказал, что снующие по лестницам дети его вообще раздражают, и предложил мне пойти к нему в советники, обещая утроить оклад. Когда я отказалась, просто
стал увольнять сотрудников детской редакции. Пришлось положить заявление на стол. Говорят, что сегодня он благополучно живет во Франции, пишет книгу про какой-то там крест и даже сожалеет о случившемся. Но толку-то в этом? Пропали годы, когда у меня еще было много сил. Мы 17 лет квартировали по кабельным каналам. Не скажу, что к нам там плохо относились, но зарплата доходила до 5000 рублей в месяц, а техвозможности - до "кидания каменных топоров в небо". И это при том, что ТСТ шесть лет подряд получала гранты от Гостелерадио, но все деньги и закупленное оборудование оставались каналам. Так что тенденция делать на детях деньги, увы, только нарастает.
Кто стал инициатором вашего возвращения в родные стены?
Лилия Тарасова: Конечно, одних наших чаяний было мало. Инициатором возвращения телестудии "Товарищ" на ГТРК "Самара" стала ее руководитель Елена Крылова, но вопрос решался на уровне губернатора Самарской области. Знаете, раньше, проходя мимо телецентра, я не могла сдержать слез. Казалось, что даже деревья шептали: "Ну как же так случилось?". И вернуться сюда было моей самой большой мечтой. И вот через 17 лет , в 2016 году, это случилось.
Значит, про красоту, спасающую мир, Достоевский был все-таки прав?
Лилия Тарасова: С гениями не спорят.
Мнение
Иван Демидов, выпускник телестудии "Товарищ", замминистра культуры РФ:
- Когда я говорю, что такое телевидения, я вспоминаю не программу "Взгляд", и не своих учителей из КВН или "Что, где, когда", не "Музобоз" и даже не работу по созданию православного телеканала "Спас". Я вспоминаю весенний день, когда четвероклассником пришел на конкурс в телестудию "Товарищ" и этот момент определил всю мою жизнь.
Егор Чичканов, выпускник телестудии, режиссер-постановщик :
- Если бы не телестудия "Товарищ", то ворота в тот мир, в котором я нахожусь, для меня были бы закрыты. Наша телестудия - это команда единомышленников, притом от совсем маленьких ребят до взрослых наставников. И это очень важно, что к 7-9-летниему школьнику, здесь относятся как к взрослому думающему человеку. Сейчас в стране дефицит умных людей и огромное спасибо ТСТ, что она этих людей разными путями находит и объединяет.
Главный продюсер одного из самарских телеканалов Алексей Крылов, признается, что главное событие в его жизни - то, "что в начале 70-х годов поступил и девять лет занимался в телестудии "Товарищ". Вместе с Лешей на телеэкране появлялся тогда и его лучший друг - блондин Ваня Демидов. В этом чубатом мальчишке на архивных кадрах теперь уже трудно узнать популярно ведущего "Музобоза", а ныне замминистра культуры России.
В правительстве РФ работает и еще один выпускник студии - Денис Грищенко. А тихий и немногословный юнкор Александр Брод стал членом Совета по правам человека. Наверняка такая активная жизненная позиция произрастает из того, что в "Товарище" нет, и не было запретных тем. В отличие от школы или даже семьи, где подростков все время пытаются втиснуть в установленные взрослыми рамки, здесь им дают право говорить и показывать то, что они думают и видят. Главное - должно быть талантливо.
Ключевой вопрос
http://www.semenov63.ru/page_8.html
- За полвека через "Товарищ" прошло несколько поколений ребят, которые отличались один от другого. Как вам по-прежнему удается находить с ними общий язык и обнимать как родных?
Лилия Тарасова: Наверное, уже не так хорошо, как раньше, когда они делились со мной даже тем, о чем не хотели рассказывать друзьям и родителям. Но я стараюсь: их ведь в отличие от школы сюда никто ходить не заставляет, напротив, надо пройти серьезный кастинг - значит они находят здесь ту атмосферу тепла и увлеченности, которой не достает в большом мире. Дети сегодня колоссально изменились, они стали интеллектуальнее и злее. А значит, наша задача не столько их образовывать, сколько учить дружбе, доброте, любви. На телевизионную работу в будущем мы никого не ориентируем, но 80 процентов сами выбирают творческие профессии.
Просторный зал клуба 1905 года в Самаре едва вместил всех желающих отпраздновать праздник Альма-матер. К выпускникам прошлых лет - тем, кто смог вырваться из самарских, приехать из Москвы и Питера, прилететь из Германии и США - прибавились юнкоры нынешние. А еще чиновники с поздравительными адресами и депутаты с букетами. Все были настроены празднично и по-детски непринужденно. А потому, стирая возрастные границы, народные избранники на сцене не только произносили умные слова, но исполняли сальто, пели соло и дарили подарки со смыслом. Так основателю и руководителю телестудии "Товарищ" Лилии Ивановне Тарасовой вручили пионерский значок образца 1968 года - года основания телестудии. Иных вещественных доказательств внимания власти к уникальному детскому объединению, в виде грантов или путевок в "Артек", как это было в советское время, замечено не было. Зато было много того, что ни за какие деньги не купишь - юмора, креатива, дружбы и бесконечной признательности наставникам за лучшие годы жизни, проведенные в "Товарище".
За 45 лет телестудия воспитала более 2000 мальчишек и девчонок. Сменив три телеканала (рыночные менеджеры полагали, что на детях денег не сделаешь), сегодня детская телестудия базируется на канале "Губерния". А занятия проводит в гостеприимно приютившем ее самарском дворце детско-юношеского творчества. За что его директору, а по совместительству благодарному зрителю со стажем, Татьяне Бодровой отдельное спасибо. Штат самой телестудии минимален - кроме Лилии Тарасовой, здесь работают режиссеры Светлана Белебеева и Валерий Анненков, всю административную работу ведет Ольга Белебеева. И вот такими скромными силами они ежегодно производят около 40 телепередач и фильмов, имеют свою команду КВН, участвуют в социальных акциях, проводят тематические загородные смены и бескорыстно делают "белый пиар" другим детским коллективам.
А начался "Товарищ" с того, что 45 лет назад в Самару (тогда еще Куйбышев) приехала семейная пара - Лилия Тарасова и Вениамин Яковлев, и сразу решили "обзавестись детьми". После того, как с экрана объявили о наборе школьников, телецентр и его окрестности заполонили родители, мечтающие, чтобы их дети стали звездами экрана. Год от года эта "звездно-экранная" карусель набирала обороты. Конкурс, как в театральный вуз - 15 человек на место. Но пройти его - еще не значит стать "товарищем".
- Мы берем ребят от 7 до 17 лет уже подготовленных к напряженной телевизионной работе. Но надо, чтобы и дети приняли новичка. А дети, они каким-то особым чутьем чувствуют "своих", но если дружба и совместное творчества складываются - это надолго, - делится Лилия Ивановна.
Заслуженная артистка России Ольга Шебуева в телестудию "Товарищ" пришла под псевдонимом. Не хотела, чтобы ее взяли только за то, что дед по материнской линии был партийным боссом, а родители отца - известные актеры. Главных ролей в жизни Ольги Шебуевой было потом немало, но с особой теплотой она вспоминает те, что сыграла в детских телеспектаклях.
Самара | Samara
66 постов175 подписчиков
Правила сообщества
Нежелателен флуд, оскорбления участников, а также разжигание конфликта на политической и национальной почве.