Трезво жили на Руси

Трезво жили на Руси,
У крестьянина спроси:
Было некогда гулять (бухать),
Надо сеять и пахать,

Рожь, пшеницу убирать,
Выпасать коров и коз,
Убирать у них навоз,
Корм к зиме заготовлять,

Деток малых подымать,
Свою землю защищать:
У крестьян не счесть трудов -
Было им не до пиров!

Трезво жили на Руси,
У историков спроси.
Пили сурицу* и мёд*,
По четыре раза в год:

В Коляду* и на Купало*,
Когда солнышко верталось*.
В Масленицу* и Овсень*,
Когда тьме равнялся день.

Азъ* скажу и буду прав:
Водкой был настой из трав
На воде, на родниковой -
Признак нации здоровой!

Сотни лет с тех пор прошли…
И в четырнадцатом веке
Итальянские купцы
Аквавиту* завезли,

Взяли и настойку спирта
Тоже водкой нарекли,
Изменив на тошнотворный
Смысл напитка благотворный!

А народ её не пил,
Он трудился, трезво жил.

Царь Иван Васильевич Грозный*
Поначалу был серьёзный,
Свой народ оберегал,
И для пришлых иностранцев

Немцев, бриттов, итальянцев
Он на Балчуге, на топи
(В низком месте, на болоте)
Слободу обосновал

И назвал её «Наливки».*
Пили там не только сливки.
Чужеземцы - люд баблатый,*
Деловитый и развратный

Развлекался, напивался,
За оградой оставался.
Так и шло бы до сих пор
И остался б тот забор,

Если б не извечный враг*
Человеческого рода.
По прошествии похода*
Царь Иван завёл кабак -
Зло для русского народа!

Получив царёву плату
И опричник*, и казак
Торопились не в пенаты*
А как раз в царёв кабак

Возвратить в казну оклады
Те, что выдавал монарх.
«Грех, скорбел Иван, а надо -
У казны нужда в деньгах».

С тех времён в царях засело:
Пьянство - выгодное дело,
Глупость власти до сих пор
Выше гималайских гор.

Магомет* умнее был:
Избегая злую долю,
Он собратьям запретил
Потребление алкоголя.

Бережёт навек Коран*
Трезвость братьев-мусульман,
А у христиан вино
Богом якобы дано.

В Русь отрава полилась,
Трезвых спаивала власть.
Честь и ум терял народ,
Принося казне доход!

Даже кроткий царь Алексий*,
Подавив кабацкий бунт*,
Отменив кабак, повесил
Новый, кружечный* хомут.

Чтоб крестьянин дома пил
То, что в кружале* купил.

Но посуды не хватало,
Роскошью она была,
И поэтому вернули
Снова пьянство в кабаках.

Пётр I*- бражник* знатный,
За границей побывал,
Научился жить развратно,
Пьянку силой насаждал.

Приучал и к табаку -
То, что вредно мужику.
Пётр хотел, чтоб как в Европе,
Потакали все утробе.

Взял он западную моду
В лавках водкой торговать,
Мол, сподручнее народу
Выбирать и покупать.

Штабеля бутылей в ряд,
В них залит спиртовый яд*.
Отравляй себя, народ!
Но зато казне - доход.

После третьего Петра*
При Екатерине II (два*)
Кабаков открылась тьма,
Что давали треть дохода
Для роскошного двора.

Изрекла царица прямо:
«Легче править людом пьяным».

И князья, бояре бойко
Понуждали пить людей.
На народное здоровье
Им плевать, доход важней.

Довели людей до точки,
Разорили до лаптей
И, выкатывая бочки,
Зазывали: «Только пей!»

Вот порвать порочный круг
Наш народ решился вдруг:
Отказавшись от «подарков»,
Он зарок* давал: «Ни чарки!

В братства трезвости* вступал
И в общинных приговорах*
Так решенье принимал:
«Лавки винные убрать
И вином не торговать!»

Александр II* сорвался,
Приговоры запретил.
Вмиг народ на бунт поднялся,
Жёг заводы и крушил,

Кабаки громил и склады,
В землю выливал вино,
Знал: от водочного яда
Разорение одно!

Были призваны солдаты,
Бунт мужицкий подавить,
Вот она, царёва плата
За желанье трезво жить!

Поступил с народом грубо
«Добрый» Александр II,
И об этом Добролюбов*
Написал и Лев Толстой*.

Ну, а дальше, слава богу!
Отрезвел монарший трон.
И к (19)14–му году
Разрешил сухой закон*
Царь светлейший Николай*,
Бог его поселит в рай!

И когда утихло пьянство,
Вмиг исчезло хулиганство,
Драки, буйство, грабежи.
В семьях - мир и постоянство,
Вновь налаживалась жизнь.

Захотели люди вечно
Трезвость быта сохранить,
Но Госдуму* быстротечно
Приказали распустить.

Принудив царя отречься*,
Расстреляли всю семью
Неповинных, бессердечно…
Камни к небу вопиют!

Новый вождь* России, всё же,
Хоть врагом царя и был,
И Державу покорёжил,
Трезвость людям сохранил.

Да, народ привык жить трезво
За одиннадцать-то лет*!
Убедился, зелье - мерзость
И причина многих бед.

Дальше голод был и войны,
Но не пьянствовал народ,
Воевал и жил достойно,
Было дел невпроворот.

И страна, восстав из пепла
Возродилась, поднялась,
Отстояв весь мир, окрепла,
Первой в космос ворвалась!

Но недуг страшнее брани
Ожидал нас в тишине -
Это пьяные собранья
На работе и в семье.

В ту «застольную»* эпоху
Возвратилась пьянки грязь,
Стало муторно и плохо,
Вся страна перепилась.

Между тем случилось чудо,
И поступок этот мил:
Горбачёв*, хоть был иудой,
Но страну он отрезвил.

В СССР всего два года
Был полусухой* закон,
Сохранивший у народа
Жизней целый миллион!

В девяностые лихие
Правил Родиной алкаш*,
Пропил, продал пол-России,
Выпить был ему кураж.

Вымерли деревни, сёла,
Спились наши мужики.
Показатель невесёлый,
Если «рулят» дураки.

Пухнут кланы воровские…
И хоть Путин* «правит бал»
Но в обманутой России
Праздник жизни не настал.

Глупо ждать, мы сами в силах
Изменить судьбу, себя
Жить разумно и счастливо,
Трезво, весело, любя!

Пусть пылятся водки, вина,
На витринах магазинов,
Спит от скуки продавец,
Дурости пришёл конец:

Доверху забиты склады
Алкогольным барахлом.
Никому его не надо,
Сбыта нет - закрыт дурдом!

ПОЯСНЕНИЯ ДЛЯ СЛОВ СО ЗНАКОМ ЗВЁЗДОЧКА (*)
Азъ* старославянск., местоимение «я», вмещающее смыслы: человек, начало, исток, единый, бог, живущий и созидающий на земле и как обозначение говорящим самого себя.
Аквавита* в переводе с латинского «вода жизни», спиртовый раствор 30-50%, впервые завезён в Россию итальянскими купцами в XIV веке.
Алексий* царь Алексей Михайлович (1629–1676гг.), в роду Романов (раньше фамилий не было), прозванный Тишайшим, второй русский царь и великий князь из династии Романовых. Подавил кабацкий бунт в 1648 г., в котором участвовало свыше 500 человек, в том числе духовенство. Теперь спаивание населения перешло в государственные руки. Разрешение иноземцам на продажу спиртного выдавалось в знак награды или за большие деньги, после чего они пользовались широкими полномочиями и льготами по торговле табаком и спиртным.
Александр II* царь Александр II Николаевич (1818–1881гг.), в роду Романов, Император Всероссийский, прозванный царём-освободителем, подавил войсками трезвый бунт (1858–1860 гг.) в 32 губерниях. Отправлены в тюрьмы и на каторгу 11000 человек, 780 зачинщиков были преданы военному суду и зверски избиты шпицрутенами. За желание трезво жить – в тюрьму!
Алкаш* просторечн. тоже, что алкоголик. Подразумевается президент России Б.Н.Ельцин (1991-1999гг.). Сумасбродный реформатор, действовал в угоду Западу. Разогнал верховный Совет, наводнил Кремль агентами ЦРУ, развалил великую державу СССР, за копейки распродал народные богатства страны. Находился в алкогольной зависимости, публично позорил себя и страну пьяными выходками. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов 2011 году заявил: «При Ельцине не стало никакой демократии. Он войдёт в историческую память как один из самых страшных разрушителей и уничтожителей всех социальных завоеваний тысячелетнего государства».
Баблатый* просторечн., неологизм, означает обеспеченного человека, которого не интересуют проблемы общества, а только деньги (бабло). Богатый (корень слова Бог) означает, что человек богат богом, то есть высокими нравственными качествами, а не деньгами (баблом).
Бражник* пьяница, гуляка, человек, который проводит время в пьяных кутежах.
Братство трезвости* – объединение людей в борьбе за трезвость. В России первые братства трезвости появились только в 1859 году, во время антиалкогольного бунта. Эти общества трезвости стихийно возникли в Литве, затем еще в нескольких губерниях России. Однако они были сразу же запрещены правительством, защищавшим откупную систему, и закрыты. Одним из первых и наиболее успешным (за восемь лет число его членов превысило 1000 человек), стало знаменитое «Согласие трезвости», созданное в 1882 году в с. Татево Смоленской губернии пионером трезвенного движения в России Сергеем Александровичем Рачинским (1833–1902 гг.).
Верталось* возвращалось, начинало движение в обратную сторону. В Коляду солнце поворачивает на день и начинает прибывать, а в Купало солнце поворачивает на ночь и начинает убывать.
Горбачёв* М.С.Горбачёв (р.1931г.), генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–1991 гг.), Президент СССР (1990–1991гг.), приведший к развалу страны по указке запада. Единственный плюс – ввёл закон трезвости (полусухой закон): потребление алкоголя за это время (с 1985 г. по 1988 г.) снизилось с 18 литров на душу населения до 4,8 литра. Снизилась смертность: за год умирало на 300 тысяч человек меньше. Преступность сократилась на 70%., детей рождалось на 400-500 тысяч в год больше, чем раньше. В период действия закона трезвости продолжительность жизни среди мужчин увеличилась на 2,6 года – до 63-х лет.
Госдума* имеется ввиду Государственная Дума IV созыва, которую 19 октября 1917 года Временное правительство окончательно распустило всего за 1 день до рассмотрения вопроса об установлении в России сухого закона на вечные времена.
Грозный* царь Иван IV Васильевич (1530–1584гг.), прозванный Грозным, из рода Рюриковичей, потомок хана Мамая по материнской линии, великий князь Московский и всея Руси в 1547–1584гг. После взятия Казани, вернувшись в Москву, открыл первый кабак для своих опричников, затем, увидев выгоду, стал открывать кабаки по всей Руси.
Добролюбов* Николай Александрович (1836-1861гг.) талантливый литературный критик, публицист, поэт, мыслитель. Написал статью «Народное дело.Распространение обществ трезвости», которую посвятил трезвому бунту в России в 1858-1860 гг.
Екатерина два* царица Екатерина II (1729–1796гг.), немка Софи;я Авгу;ста Фредери;ка А;нгальт-Це;рбстская, в православии Екатерина Алексеевна, прозванная Великой, Императрица Всероссийская с 1762 г. по 1796 г. На вопрос подруги, княгини Е. Дашковой «Зачем вы спаиваете россиян?» отвечала: «Пьяным народом легче управлять».
Зарок* клятвенное обещание, обет не делать чего-нибудь. Дать зарок не курить. Взять с кого-нибудь зарок не пить вина.
Застольная эпоха* годы «застоя» в СССР, примерно с 1964 по 1986 год.
Извечный враг* это бес, дьявол, чёрт, сатана, демон, внушающий какую-нибудь греховную мысль или желание. Понятие извечного врага имеется во всех мировых верованиях и религиях. Царь Иван Васильевич из рода Рюриковичей употреблял вино и знал пагубность этой привычки, но выгода от спаивания населения затмила его разум. Арабский пророк Мухаммед (Магомет) лично столкнулся с последствиями пьянства своих соратников и мудро внёс в священный текст Корана запрет в исламе на употребление алкоголя, изобретённого самими же арабами.
Итальянские купцы* в 1386 году из Кафы, центра генуэзских владений (Генуя-провинция Италии) в Крыму, в княжество Литовское шло большое посольство с торговым караваном через Москву. Именно генуэзские купцы и продемонстрировали московским боярам аквавиту – «живую воду». Второй раз генуэзское «лекарство» появилось в Москве в 1422 году, оно было признано собственностью князя Василия Тёмного, но к ввозу в Московское княжество запрещено. 14-летнему князю водка не понравилась. Однако, сама идея изготовления алкогольного зелья из спирта пригодилась.
Кабак* место розничной продажи водки, иногда также пива и мёда. Само слово «кабак»-татарское. У татар кабаком назывался постоялый двор, где продавались кушанья и напитки. Кабак «на балчуге» полюбился царю и из Москвы предписывали наместникам прекращать везде торговлю питьями в корчмах, а заводить «царевы кабаки» (около 1555 года). Есть версия, что кабаком называли высушенную тыкву, которую использовали вместо стеклянной посуды в питейном заведении. От «кабака» пошло и название «кабачок» - разновидность тыквы.

Кабацкий бунт* в 1648 году вспыхнул «кабацкий бунт», потому что городская (посадская) ремесленная голытьба не могла уплатить кабацкие долги. Участвовало более 500 человек, 200 из которых – православное духовенство. Бунт был подавлен и, несмотря на народные протесты, в 1652 г. введена винная монополия.
Похода* третий поход Ивана IV со 150-тысячным войском на Казань был успешным, казанское ханство пало. По некоторым свидетельствам в Казани были Кабацкие врата, в которых победителей угощали алкогольным зельем бесплатно. Вернувшись в Москву, царь уступил просьбам своего окружения и на Балчуге завёл избу, где бы опричники могли пить и гулять сколько угодно и назвал эту избу кабаком. Когда кабаки стали приносить большие доходы, был издан специальный Указ, разрешающий посещать кабаки смердам и прочему люду. С этого момента у государства появляется винная монополия. Варить пиво, мёд и курить вино было запрещено, народ поневоле потянулся к кабаку и пьянство увеличилось. Появление царёва кабака в каком-нибудь месте сначала пугало народ, и он писал к царю: «Царь, вели снести кабак». И царь кабак сносил. В глазах народа кабак сделался чем-то проклятым. «Кабак, говорил народ, пропасть, тут и пропасть».

Коляда* древний славянский праздник, солнечный перелом, когда начинает прибывать солнечный свет, празднуют 21-25 декабря. Коляда имя Бога молодого зимнего солнца. Коляда у древних славян начиналась не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога (Корочуна), человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево - Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами (магическими узлами). Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигали вечером в присутствии всех жителей деревни. В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо, поднимая его на высоком шесте. Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками. Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков.
Коран* священная книга мусульман, книга учения Мухаммеда, мусульманский духовный и гражданский закон. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Согласно исламскому вероучению Коран был передан путём откровения пророку Мухаммеду и является словом Божьим и Последним Заветом для человечества.
Кружало* питейный дом при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем), где вино продавали на вынос.
Купало* древний славянский праздник, день летнего солнцестояния, вершина лета, самый длинный день и самая короткая ночь в году, праздновали 20-21 июня. С раннего утра перво-наперво чистили колодцы, днём с песнями готовили берёзовые веники, заготавливали волшебные травы. Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, всё вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.
Магомет* (571-632гг.) - арабский религиозный, общественный и политический деятель, проповедник единобожия, основатель и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии: именно Мухаммаду (Магомету) Бог ниспослал его священное писание Коран.
Масленица* (Комоедица) древний весенний славянский праздник, день весеннего равноденствия, праздновали 21-24 марта. Изгоняли, хоронили зиму – богиню мрака и смерти, встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы. Водили хороводы, пекли блины, обрядовое печенье (жаворонки), проводили обряды. Масленица длилась не менее недели.
Мёд ставленый - это старинный слабоалкогольный напиток на основе мёда (медовухи) путем медостава в закрытых дубовых бочках. Уже в конце IX века древляне и поляне умели готовить такой напиток. Мёд получался вкусным и полезным, он давал людям веселье и умиротворение без одурманивания. Процесс приготовления был чрезвычайно продолжительным и длился, самое малое, пять лет. Известны случаи, когда ставленый мед выстаивался 40-50 лет. По сути дела, люди ставили мед для будущих поколений, заботясь о свадебных церемониях своих потомков. Вкус меда зависел от срока выдержки, но иногда он был подпорчен дегтем, которым замазывались бочки. Кусочки дегтя могли попасть в мед, если доски были неплотно пригнаны. Выражение «ложка дегтя в бочке меда» происходит как раз от таких случаев. Мёд питный смотри Сурица.
Наливки* (немецкая слобода) – место поселения наёмных иноземцев в Замоскворечье, им разрешалось «курить вина» и варить пиво.
Николай* последний русский царь Николай II, Николай Александрович, в роду Романов (1868–1918 гг.), расстрелян вместе со своей семьёй большевиками в 1918 г. При нём был принят т. н. сухой закон (1914–1925 гг.), отменённый только после смерти В.И. Ульянова (Ленина). В результате число алкоголиков снизилось в 8000 раз, исчезло хулиганство, преступность уменьшилась на 47%, производительность труда выросла на 30-60%, повысились умственные интересы и запросы населения: читальни переполнены даже в праздники, посещаемость театров выросла на 30%, вырос спрос на различные образовательные курсы. Трезвый рабочий класс активизировал борьбу за свои экономические и политические права.
Новый вождь России* первый председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ульянов (Ленин), (1870 –1924 гг.), революционер, вождь большевиков, основатель СССР. В 1917 г. возглавил свержение самодержавия. Сохранил сухой закон, введённый при царе Николае II, сторонник трезвого образа жизни, практически не употреблял спиртного. Первым декретом Советской власти был Декрет о мире, вторым - Декрет о земле, но мало кто знает, что третьим декретом от 8 ноября 1917 года был Декрет о «сухом законе» в нашей стране.
Общинный приговор* постановление, решение сельского схода, крестьянской общины.
Овсень* (Авсень) древний славянский праздник осени, 22-23 сентября, день осеннего равноденствия (солнцеворота). В этот день выметали сор из избы, пекли пироги, собирали на застолье семью, пили чаи на ягодах и травах, приносили благодарность Предкам.
Одиннадцать-то лет* сухой закон в России продлился 11 лет с 1914г по 1925 г.
Отречься* имеется ввиду вынужденное отречение императора Николая II в пользу сына Алексея в 1918г.по настоянию близкого окружения и генералов-предателей.
Опричник* телохранитель, каратель, ратник, воин опричнины при Иване IV. Опричники приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской, скуфьи и чёрные подрясники.
Пенаты* устар., родной дом, домашний очаг. Вернуться к родным пенатам.
Пётр I* царь-император Пётр Алексеевич, в роду Романов, прозванный Великим (1672–1725гг.), первый Император Всероссийский (правил с 1682 г. по 1725 г.), познакомился с алкоголем в юности, в Немецкой слободе. Пьянствовал, приучая своё окружение к пьяным застольям, к табаку и западному образу жизни.
Полусухой* закон см. М. С. Горбачёв.
Путин* Владимир Владимирович (р.7.10.1952 ), президент России с 2000 г. Сторонник трезвого образа жизни, иногда употребляет алкоголь, значит, не является убеждённым трезвенником.
Спиртовый яд* - согласно ГОСТ 18300-72 этиловый спирт (алкоголь, этанол, С2Н5ОН) относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы. Это наркотический яд, необратимо парализующий клетки головного мозга. Алкогольные нарушения накапливаются в течение всей жизни. При отказе от алкоголя функции мозга человека полностью восстанавливаются за счёт его резервов не ранее, чем через 3 года.
Сурица* или сурья - древний энергетический напиток (питный мёд), настой из paзличныx тpaв нa мeдoвoй вoдe. Mёд дaвaл cлaдocть, углeвoды, кoтopыe лeгкo уcвaивaютcя, микpoэлeмeнты, кoтopыe выxoдят из opгaнизмa c пoтoм, и мнoгoe дpугoe.
В славянской мифологии Сурица солнечная Богиня радости, света и веселья. Супруга Хмеля. Выставляли напиток осуривать под лучами Ярилы-Солнца на три дня. Лёгкиe углeвoды, кoтopыe coдepжaтcя в мeду, cпocoбcтвуют эффeктивнoму бpoжeнию, чтo дoпoлнитeльнo oбoгaщaeт cуpицу ничтoжнo мaлым пpoцeнтoм aлкoгoля и нeкoтopыми пoлeзными бeлкaми и витaминaми. Пoлучaли вкуcный нaпитoк, кoтopый имeeт пoлнoe пpaвo нaзывaтьcя целебным.
Сухой закон* собирательный термин, включающий в себя частичный или полный запрет оборота растворов этанола (за исключением медицинских, научных и промышленных целей). В 1914 году в преддверии Первой мировой войны был издан императорский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкоголя на всей территории России. После революции, с приходом Советской власти борьба за трезвость была продолжена, сухой закон окончательно отменили только в 1925 г.
Толстой* Лев Николаевич (1828-1910 гг.) русский писатель, мыслитель, просветитель, публицист, классик мировой литературы, яростный противник пьянства, один из основателей трезвеннического движения. В 1887 г. создал в России первое в России влиятельное общество трезвости. Вступавшие должны были подписать декларацию «Согласие против пьянства», давая обет трезвости: во-первых, никогда не употреблять ничего пьяного и во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие. Написал 13 статей на антиалкогольные темы.
Третий Пётр* царь-император Пётр III, Пётр Фёдорович (1728–1762 гг.), в роду Романов, внук Петра Великого, Император Всероссийский, муж Екатерины II, правил в 1761–1762 гг., был свергнут своей супругой Екатериной II.
Чарка* посуда для алкоголя, а также русская единица измерения объёма жидкости, 1 чарка = 1/100 ведра = 123 мл.

Литература
Иван Гаврилович Прыжов. Очерки по истории кабачества. Москва, издательство ЭКСМО, 2008.
Николай Александрович Добролюбов, Избранные философские сочинения т.II, Москва, ОГИЗ государственное издательство полит. литературы, 1946.
Лев Николаевич Толстой, Для чего люди одурманиваются, Москва, статья 1890.
Александр Николаевич Маюров, Борьба с пьянством в России с древних времён до наших дней. Москва, Институт русской цивилизации, 2016.
Александр Николаевич Маюров, Собриология. – Харьков: МАТр, 2013.
Александр Николаевич Маюров, Как отрезвить Россию. Законы собриологии. М., 2011.
Владимир Иванович Даль, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство ЭКСМО, 2014.
Герман Львович Стерлигов, Учебник истории от Донского до Грозного, летописные своды, Москва, издательство ООО Принтхаус, 2022.

Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост
Трезво жили на Руси История России, Россия, Дурдом, Длиннопост

Борьба с вредными привычками

3.1K постов11K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещена реклама, пропаганда религиозных направлений и, естественно оскорбления пользователей или групп пользователей