Телесный облик Саурона в Третьей Эпохе

Всем привет. Как-то миллион лет назад я уже рассказывал о том, каким Саурон был на самом деле, ибо образ большого желтого глаза, способного отапливать Норильск - это буквально визуализация метафоры, которую придумал Профессор, чтобы показать, как воля Саурона  душит всех вокруг. Плюс к этому, он менял тела чуть ли не как перчатки, и с каждым разом облик его становился всё криповее. А вот почему так, почему в итоге он потерял возможность вернуться в фанфиках российских писателей, и почему пылающее Око - его символ, расскажут и покажут со ссылками на первоисточник ребята из группы "Всё о Мире Толкина".

Телесный облик Саурона в Третьей Эпохе Толкин, Властелин колец, Саурон, Око Саурона, Длиннопост, Яндекс Дзен

Саурон, будучи повержен, неизменно развоплощался. Он был духом, правда, из меньших, но всё же «ангельской» природы, по этому он не принадлежал к числу тех, чья природная суть — иметь материальное воплощение. При желании он мог «самовоплощаться»; но воплощённая форма скорее уподоблялась нашим одеждам, нежели нашим телам, разве что больше, нежели одежда, выражая собой желание, настроение, волю и функции, см. Письмо Толкина №200.

Также про принявших материальное обличье духов подробно рассказывается в эссе "Осанвэ-Кента".

«Сказано, что чем дольше использовалось хроа, и чем более одинаковым оно было, тем больше возникала связь с ним, и тем меньше было желание его сменить. Словно одежда, вскоре перестающая быть украшением, и становящаяся (как это называется на языках и эльфов, и людей) 'привычной', повседневным гардеробом. (...) Воплощённым приходится иметь дело с самой жизнью хроа, - к размножению и питанию. (...) Таким образом, еда и питье связывают (...) необходимое условие, что если тело сделано, то дух должен обитать в нём, и подчиняться тем же законам, что и Воплощенные разделяя все их нужды».
(c) Осанвэ-Кента.

Немного про падение

Ниже пойдёт цитата про падение Мелькора, но она также прямо касается и его слуг из майар, что пошли по его пути разрушения.
«Он также рассеял свою силу для контроля над своими агентами и слугами, так что в конце, сам по себе и без поддержки, стал слабым существом, поглощённым ненавистью и неспособным восстановить своё прежнее состояние, каким он был до падения. Даже своей видимой формой он уже не мог управлять, и не мог уже скрывать своё уродство, и она показывала зло его разума. Также было и с его главными слугами, как мы увидели в поздние дни: они стали привязаны к формам своих злодеяний, и если эти тела у них отнимались или уничтожались, они исчезали, до тех пор, пока снова не восстанавливали своё прошлое обиталище, в котором могли снова продолжать свой путь по пути зла, с которого не могли свернуть».
(c) Осанвэ-Кента.

Что может случиться после падения?

«Саурон (...) пал ниже точки восстановления чем когда-либо, хотя ранее он восстанавливался».

(c) История Средиземья. 10 Том. Часть 5. Кольцо Моргота. Преображённые Мифы.

Про первую утрату телесного облика Саурона

«Но Саурон не был смертен, и, хоть его прежнее обличье, в котором он являлся людям и причинил им столько зла, было прекрасным, теперь оно было утрачено для него, тогда дух его восстал из глубин, и словно чёрным ветром перелетел тенью над морем, возвращаясь в Средиземье и Мордор, что был его обителью.
Там, в Барад-дуре, он снова использовал своё Великое Кольцо и затаился, безмолвный и мрачный, пока не сотворил себе новое обличье — воплощение злобы и ненависти, что мало кто мог на себе выдержать взгляд Ока Саурона Ужасного».
(с) Сильмариллион. О Кольцах Власти и Третьей Эпохе.
«Хотя Саурон и умалился до «духа ненависти, гонимого тёмным ветром», полагаю, то, что этот дух унес с собою Единое Кольцо, от которого теперь в значительной степени зависела его способность подчинять себе умы, сомнению не подлежит. В результате катастрофы Саурон, разумеется, «потерпел крах»; он умалился (затратив огромное количество силы на то, чтобы обратить Нуменор ко злу). Ему требовалось время на восстановление собственного тела и на то, чтобы установить контроль над своими бывшими подданными. Гиль-галад и Элендиль атаковали его прежде, чем владычество его утвердилось заново в полной мере».
(c) Письмо №211.

Про вторую утрату телесного облика Саурона и третье воплощение в Третьей Эпохе

Тень, что зависла над Великим Зеленолесьем, была тенью Саурона, а не одного из Улайри (Кольцепризрака), как думали Мудрецы, и являлась свидетельством его возвращения. Это случилось где-то около 1000 г. Третьей Эпохи. Явился он со стороны земель Рун (Востока), где долгое время скрывался после поражения в войне Последнего Союза, и обосновался в южной части леса, на холме Амон Ланк. Там Саурон набирает достаточно сил и возвращает себе зримый облик. После чего то место получило название Дол-Гулдур, а лес стал называться Таур-э-Ндаэделос ("Лес великого страха"), Таур-ну-Фуин (Лес под тенью) и Темнолесьем. Вокруг новых владений Саурона всё наполнилось злой волей, среди деревьев стало темно и угрюмо даже днём, а воздух там стал тяжёлым и неподвижным, и злые создания поселились в этом лесу. Местные жители стали страшиться этот лес, распространяя слухи о зле, тогда-то Саурона и прозвали Некромантом:

«И наконец, вышел сам Саурон, и бился он с Гиль-галадом, и Элендиль пришёл к нему на выручку, и оба они были смертельно ранены, но и Саурон был повержен, а его телесная оболочка – разрушена». (с) История Средиземья. Том 6. Возвращение Тени.
«Саурона низвергли Гиль-галад, король эльфов, и Элендиль – владыка Запада. Оба они погибли в бою. Исильдур, сын Элендиля, отсек Саурону палец с Кольцом и взял Кольцо себе. Это подсекло Саурона под корень: дух его отлетел и много долгих лет пребывал неведомо где, прежде чем тень его приняла новое обличье и поселилась в Темнолесье." (...) "Я видел последний бой на склонах Ородруина, где Гиль-галад умер, и Элендиль пал, и Нарсиль сломался под ним; но и сам Саурон был тогда повержен, и Исильдур срезал Кольцо с его руки рукояткой-обломком отцовского меча, и объявил его своим собственным». (…) «Некоторые здесь наверняка вспомнят, как много лет назад я сам решился проникнуть к дверям Некроманта в Дол-Гулдур и тайно изучать его пути, там я убедился, что опасения наши оказались верны. Он был никем иным, как Сауроном, нашим врагом с давних времён, вновь обретшим облик и набирающим силу». (c) Властелин Колец. Братство Кольца. Часть 2. Глава 2. Совет Эльронда.
«Гиль-галад и Элендиль пали в битве с Сауроном. Исильдур, сын Элендиля, срубил кольцо с руки Саурона — и сила покинула Саурона, а дух его бежал во тьму». (...) «Некроманту»: так именуется он, роняющий мимолетную тень, как предзнаменование, на страницы «Хоббита» (...) "На обширный первозданный лес, Великое Зеленолесье, расположенный к востоку от верховьев Великой Реки, падает тень; тень растет, лес становится Мирквудом, т. е. Темнолесьем/Мрачнолесьем. Мудрые обнаруживают, что источник её — Чародей («Некромант» «Хоббита»), чей потаенный замок находится на юге Великого Леса. [Лишь в промежутке между «Хоббитом» и продолжением к нему обнаруживается, что Некромант — это Саурон Redivivus [воскресший (лат.) — С.Л.], стремительно набирающий силу и обретающий зримый облик. Обманув бдительность, он возвращается в Мордор и в Тёмную Башню. — Прим. авт.]». (c) Письмо Толкина. №131.
«После битвы с Гиль-галадом и Элендилем Саурону потребовалось немало времени на «воссоздание», дольше, нежели после Низвержения Нуменора.(потому, полагаю, что каждое «восстановление» использовало часть внутренней энергии духа, которую можно назвать «волей» или действенным связующим звеном между неуничтожимым разумом и существом и воплощением его представлений). Невозможность «воссоздания» после уничтожения Кольца достаточно очевидна с «мифологической» точки зрения в самой книге». (c) Письмо Толкина №200.
«Однако многие думают, что бешеное их [орков багрового ока] нападение на Исильдура было отчасти деянием Кольца. Менее двух лет назад оно покинуло руку Саурона, и, хотя оно быстро остыло, оно всё ещё было полно его злобной волей и прилагало все усилия, чтобы вернуться к своему властелину (как и потом, когда он вернулся и воплотился вновь). И, хотя они и не ведали сказанного, орки-главари были полны желания перебить дунэдайн и взять в плен их предводителя». (c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Гибель Исильдура (Поражение в Ирисной Низине).
«Это была тень Саурона и знак его возвращения. Ибо, придя с пустошей на востоке, он поселился на юге леса, и медленно он рос и снова принял физическое обличие. На темном холме он основал свое жилище и окружил его своим колдовством; и все народы боялись Колдуна (Чародея) из Дол Гулдура, но всё же они не знали ещё, насколько велика была опасность, им грозившая». (...) «С тех пор самым бдительным был Митрандир, которого немало насторожила тьма, нависшая над Темнолесьем, ибо, хоть большинство считает, что эта тьма - дело рук Призраков Кольца, он опасался, что это было знамением скорого возвращения Саурона. И тогда он отправился в Дол Гулдур, но Чародей бежал от него, и на длительное время воцарился бдительный мир». (...) «Увы, наша догадка верна. Это был не один из Улайри, как многие считали долгое время. А сам Саурон, вновь принявший форму, и теперь он быстро набирает силу. И снова он собирает все Кольца; и ищет сведения о Едином и о наследниках Исильдура, если они всё еще живут на земле».
(с) Сильмариллион. О кольцах Власти и Третьей Эпохе.
«- Должно быть, это Минас Итиль, построенный Исильдуром, сыном Элендиля, - сказал Фродо - это Исильдур отрубил палец Врага.
- Да, на Черной Руке только четыре пальца, но Ему и четырёх вполне достаточно, – подтвердил Голлум, содрогнувшись. И он ненавидел город Исильдура».
(c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 4. Глава 3. Чёрные Врата закрыты.
«Особа пленника неприкосновенна, то есть забав никаких. Если с ним что стрясется – всей охране пытка и смерть. Караулить положено, пока Он сам за ним не пришлёт или не прибудет лично».
(c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 4. Глава 10. Выбор Сэма Гэмджи.
«Как только Саурон обнаружил, что Кольцо присвоено, ему оставалось только уповать на власть Кольца: на то, что претендент не сможет выпустить его из рук до тех пор, пока подоспевший Саурон им не займётся." <...> "Пришёл бы сам Саурон". <...> "Из смертных никто не мог противостоять ему - даже Арагорн. В поединке за Палантир у Арагорна было право собственности. И, кроме того, он проходил на расстоянии, а в истории, в которой допускается инкарнация великих духов в физическую форму, разрушительное воздействие их силы намного увеличивается при их физическом присутствии. Саурон, должно быть, был ужасен обликом. Он принимал форму высокого человека, но не гиганта. В предыдущих инкарнациях он был способен скрывать свою силу (подобно Гэндальфу) и появлялся в виде повелевающего фигуры огромной физической силы и в высшей степени царственного вида и облика».
(c) Письмо Толкина №246.

Итого мы имеем, что Саурон восстал, воскрес, обрёл, принял, восстановил себе физическую форму, зримое/видимое обличье, воплощение злобы и ненависти, форму злодеяний - которую он обрёл при падении, и которую не мог сменить, тело высокого человека, но не гиганта. Которого воочию видели Голлум и Гэндальф, который по словам орков сам лично иногда приходил к пленным и узнавал нужные ему сведения.


Собственно, ниже - самое основное про то, что же стало с Сауроном после:

«Если Единое Кольцо уничтожить, истребить, тогда сила Саурона растаяла бы, а само его существо умалилось бы вплоть до полного исчезновения, так что он превратился бы в тень, в жалкое воспоминание о злонамеренной воле. Но такой возможности он не рассматривал и не опасался этого. Кольцо не сумел бы уничтожить ни один кузнец, уступающий искусством самому Саурону. Его нельзя было расплавить ни в каком огне, кроме лишь того неугасимого подземного пламени, где оно было отковано, — недосягаемого пламени Мордора. И так силён был соблазн Кольца, что любой, кто им пользовался, подпадал под его власть; ни у кого не достало бы силы воли (даже у самого Саурона) повредить Кольцо, выбросить его или пренебречь им. По крайней мере, так он думал. В любом случае Кольцо он носил на пальце».
(c) Письмо Толкина №131.
«Кольцо Саурона — лишь одна из многообразных мифологических трактовок вкладывания своей жизни или силы в некий внешний объект, который возможно захватить или уничтожить, с губительными последствиями для вложившего».
(c) Письмо Толкина №201.

Глаза Саурона описываются в «Лэ о Лэйтиан» как «пылающие глаза» (“flaming eyes”) и «недремлющие пылающие очи» (“sleepless eyes of flame”). В «Утраченном Пути» люди Нуменора «боялись света его глаз» (“feared the light of his eyes”), в «Акаллабет», что содержится в «Опубликованном Сильмариллионе», уже после падения Нуменора, когда Саурон восстановил свою форму, говорилось, что «мало кто мог на себе выдержать взгляд Ока Саурона Ужасного» (“the Eye of Sauron the Terrible few could endure”).

В Третьей Эпохе Саурону потребовалось немало времени на «воссоздание» своей телесной гуманоидной формы снова (см. Письмо Толкина №200). Тем не менее, ему было совершенно необходимо это сделать. Как пишет Дж. Р. Р. Толкин о величайших слугах Моргота и о Сауроне в частности, они «связаны обличьем собственных злодеяний, и если тела их были отняты у них либо разрушены, то они пребывали в ничтожестве, пока не строили себе подобие прежнего обиталища, чтобы с его помощью следовать недобрыми путями, в коих закоснели» (см. Осанвэ-кента).

«Саурон, должно быть, был ужасен обликом. Он принимал форму высокого человека, но не гиганта».
(с) Письмо Толкина №246.

Но после падения у него не было возможности сменить это обличие, так как он был «привязан» к нему.

Однако же, в незримом мире присутствие Саурона ощущалось как глаз.

«Око — жуткое, растущее чувство присутствия враждебной воли, с неимоверной силой стремящейся пронзить покровы туч, земли и плоти и увидеть его; сковать его, нагого и обездвиженного, своим смертоносным взглядом».
(с) Властелин Колец. Часть 4. Глава 2. По Болотам.

Саурон появляется как Огненное Око в незримом мире, которое можно было почувствовать, но не увидеть (разве что посредством Зеркала Галадри,эль или Палантира, возможно, через Осанвэ). Это Око было волей Саурона, волей контролировать все и вся. Единое Кольцо же он создал для того, чтобы увеличить границы возможности этой способности.

Галадриэль говорит Фродо, что Саурон «денно и нощно тщится увидеть меня и проникнуть в мои думы. Но эта дверь пока еще для него закрыта». Фродо видит его в зеркале, чувствует на Амон Хен и по мере приближения к Мордору. Для него Воля Саурона все более и более отчётливо начинает ощущаться, что «завеса [...], которая всё ещё разделяла их», стала тонкой и хрупкой. Сэм тоже ощутил Волю Саурона, когда использовал Кольцо в Кирит Унголе. С Волей Саурона сражался и Гэндальф, будучи на большом расстоянии от Мордора, когда защищал Фродо, отводя Око Саурона от него. Армии Саурона тоже ощущали Волю Саурона, то же Око, даже если оно не было направлено на них. Вспомним момент падения Саурона: «Ибо направлявшая их Воля, что наполняла своих слуг злобой и яростью, поколебалась и, забыв о своих армиях, бросила их на произвол судьбы». Недаром Багровое Око является символом его власти.


Источник.

Источник.

За публикацию спасибо @Aer1on.

Средиземье - мир Толкина

4.4K постов11.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Бан/мут(на выбор модератору):

1. Маты, ругань, унижения в жесткой форме.

2. Троллизм и устраивание холливаров.

3. Расизм/притеснение меньшинств в острой форме.

4. Банхаммер недопустим! :)


С тобой мой меч, с тобой мой лук, с тобой мой топор.

Будьте вежливыми и уважайте русский язык.