Тамплиеры . Часть 2 : Опора и взлёт
«Похвала новому рыцарству» (De laude novae militae)
Бернард Клервоский — человек, которому тамплиеры обязаны многим. В прошлой части мы закончили на том, что благодаря его влиянию и поддержке на Соборе в Труа рыцари обрели легитимность. Но на этом поддержка не закончилась — это был только первый шаг в плане гениального пиар-менеджера Средневековья.
Наверное, если не в большей, то в равной степени на становление тамплиеров повлиял трактат Бернарда «Похвала новому рыцарству». Он был адресован храмовникам. Это не просто письмо поддержки, а идеологический манифест — оправдание и прославление монаха-рыцаря.
Бернард Клервоский противопоставил рыцарство мирское, которое служит ради тщеславия и жажды земной славы, сражается ради грабежа и богатства, украшает себя дорогими доспехами и одеждами, — рыцарству Божьему, которое служит из послушания и смирения ради Христа. Они сражаются не ради наживы, а для защиты паломников и христианских земель. Их доспехи просты и функциональны, а помыслы чисты. Путь мирского рыцарства ведет к гибели души, а рыцарства Божьего — к спасению.
Более того, данный трактат затрагивал очень важный вопрос: а может ли монах убивать? Бернард утверждал, что убийство врага-неверного — это не грех, а злодеяние во славу Христову. Убивая язычника, рыцарь не уничтожает человека, а истребляет зло и порок. Враг мог бы убить или осквернить святыню, а тамплиер, убивая его, совершает акт милосердия по отношению к христианам.
Этот мощный пропагандистский инструмент прославлял служение в Святой земле, привлекал в орден тамплиеров новых членов, а также пожертвования и земли от знати по всей Европе.
Если говорить о мотивах и выгодах Бернарда, то начать, наверное, нужно с понимания того, что это было за время. А оно было явно не простое и крайне религиозное. Религия была фундаментом, каркасом и смыслом. Святой Бернард был просто образцом веры, вдохновляющим лидером.
В его портфолио, помимо «Похвалы рыцарству», очень много писем, трактатов, проповедей. Просто вникните в названия:
1. «О ступенях смирения и гордости» — этот труд написан для монахов.
2. «О любви к Богу» — тут всё и так понятно.
3. «О благодати и свободной воле» — это вообще философия.
4. «О поучении папе» — это для папы Евгения III, который был учеником Бернарда, на секундочку!
5. «О поведении епископов и обязанностях священнослужителей» — тут тоже всё понятно.
...и так далее.
Если почитать его житие (правда, стоит помнить, что написал его близкий друг Бернарда, да и в целом такие труды содержат только хорошее), то становится понятно: он был аскетом и провел жизнь в строгости, не преследуя меркантильных интересов. Спасение душ, защита веры, создание нравственного идеала — вот к чему стремился святой Бернард Клервоский.
Материальные выгоды, которые тамплиеры приносили ордену цистерцианцев в целом, а вместе с этим и престиж — но это был скорее побочный эффект. Уважаемые доны, помогая рыцарям, заодно делали пожертвования и в аббатства.
Куй железо, пока горячо.
Благодатная почва идеологического фундамента стала давать обширные плоды. Гуго де Пейн со своими сподвижниками путешествовали по Европе, принимали новых членов и получали щедрые дары.
Король Англии Генрих I предоставил тамплиерам земли и привилегии. Их первая резиденция в Лондоне вскоре разовьется в Новый Храм. Церковь Темпла — одна из самых знаковых и исторически значимых достопримечательностей Лондона.
Значительных успехов удалось достичь в Арагоне. Король Альфонсо I Воитель не имел наследников и в 1134 году завещал все свое королевство трем военным орденам, включая тамплиеров. Это завещание вызвало политический кризис. Знать Арагона и Наварры отказалась признавать власть военных орденов. В результате:
· В Арагоне трон занял его брат Рамиро II Монах
· Наварра отделилась и избрала собственного короля, Гарсию Рамиреса Восстановителя
Ордена так и не получили верховную власть в королевствах, но в качестве компенсации им были пожалованы огромные владения, замки и привилегии, что значительно укрепило их влияние, особенно рыцарей Христа.
Про Францию и говорить нечего— на своей родине удача также им благоволила.
Пока Гуго был в Европе, его рыцари в Иерусалиме продолжали нести службу. Они начали обустраивать свою штаб-квартиру на Храмовой горе (в здании мечети Аль-Акса) и получать в дар первые замки, такие как Баграс (Гастин) на границе Антиохийского княжества.
Дипломатическая поездка продолжалась примерно с 1127 по 1135 год. На момент возвращения в Иерусалим, Гийом Тирский — авторитетный хронист того времени — описывает, что орден тамплиеров насчитывал около 300 рыцарей. Это очень значительная сила. Рыцари (полноправные братья) были элитой, тяжелой кавалерией, каждый из которых требовал значительных ресурсов для экипировки и содержания.
Общая численность была намного выше. На каждого рыцаря приходилось несколько сержантов, оруженосцев и других служащих братьев. В целом цифра только из полноправных членов (не считая светских наемников и рабов) могла достигать 1500-2000 человек.
Эти силы были распределены не только в Иерусалимском королевстве, но уже начинали размещаться в недавно образованных командорствах в Европе, которые поставляли ресурсы на Восток.
Магистр мертв, да здравствует Магистр.
К сожалению, Великий Магистр 24 мая 1136 года умер в Иерусалиме, ему было около 60 лет. Точное место его захоронения неизвестно — это могла быть Храмовая гора, Церковь Гроба Господня или же Часовня тамплиеров в Иерусалиме. Однако ни в одном из этих мест его могила не была идентифицирована. Существует версия, что его останки могли быть утеряны или уничтожены после захвата Иерусалима Саладином в 1187 году.
Гуго де Пейн успел завершить свою главную миссию: превратить небольшую группу энтузиастов в признанный и быстрорастущий духовно-рыцарский орден с прочной базой в Европе. Он умер в зените славы, оставив своему преемнику уже не "орден бедных рыцарей", а мощную и богатеющую организацию, которой было суждено стать легендой.
Deus vult!
Лига историков
19.4K поста55.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения