Тахограф. ЕСТР/СКЗИ

Всем добрый день, друзья! Сегодня хочу рассказать о таком приборе, как Тахограф.

Тахограф - контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей.

В 2018 году существует 2 вида тахографов:
1. ЕСТР - «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» Т.е. так называемые международные тахографы, для работы с которыми перевозчик должен иметь международную лицензию и водитель должен иметь карту тахографа международного образца.
На нашем рынке ЕСТР тахографы в подавляющем большинстве представлены маркой VDO, а именно VDO1381.

2. Тахографы российского производства, с установленным блоком СКЗИ. (Система криптозащиты информации.)
В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. (За исключением международных перевозчиков)
Представлены такими производителями, как: Штрих, АТОЛ, Меркурий, ТЦА, Касби, VDO и так далее.

Остановимся подробнее на тахографах с СКЗИ. В чем отличие "наших" от европейских?
Самое главное отличие - наличие в "наших" тахографах блока СКЗИ.
Блоки СКЗИ если говорить простым языком - флешка на которую записывается вся информация с тахографа, а именно: скорость, координаты, данные водителя, время за рулем и нарушения.

Самое интересное: Срок жизни блока СКЗИ с момента активации составляет 3 года.
Через 3 года он подлежит деактивации и замене. Производитель блоков СКЗИ в нашей стране 1 и это ООО "Спецпроект-2". В дополнении к этому блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ. С ним ничего нельзя делать без лицензии ФСБ, его нельзя вывозить за границу, в противном случае это приравнивается к разглашению государственной тайны.
Как вы могли заметить, производители "наших" тахографов такие фирмы, как: АТОЛ, Меркурий, Штрих - все они ранее занимались и занимаются по сей день производством кассовых аппаратов и периферии. В кассовых аппаратах есть такая деталь, как Фискальный накопитель, который тоже подлежит замене раз в 2-3 года. Здесь можно провести параллель, т.е. ФН и блок СКЗИ - это почти одно и то же устройство.

Немного цифр.
- Для потребителя новый тахограф с блоком СКЗИ будет стоить в районе от 35 до 50 тысяч рублей под ключ на одно транспортное средство. (Сюда включена стоимость тахографа, активация блока СКЗИ, установка, калибровка)
- Для работы с тахографом требуется карта водителя. Карта водителя, как вторые права должна быть у любого, кто работает на транспортных средствах с тахографом. Ее стоимость в настоящее время 3.5-4.5 тысячи рублей. Она тоже выдается на срок 3 года, после этого делается заново.
- На каждом предприятии должна быть "Карта предприятия" для выгрузки данных с тахографа, это обязательная процедура, которая должна производиться не реже раза в 28 суток.
Ее стоимость от 4 тысяч рублей, но срок замены 5 лет.
- По истечении трех лет с момента первичной установки происходит замена блока СКЗИ, т.е. хозяин ТС попадает на: Демонтаж тахографа для проведения работ в мастерской, деактивацию отработанного блока СКЗИ, покупку и активацию нового блока СКЗИ (~16-18 тысяч), установку тахографа обратно на ТС после проведения работ и калибровка.
Вся процеруда вместе со стоимостью блока СКЗИ выходит от 18 до 22 тыс. рублей. И она проводится не реже раза в 3 года, а зачастую чаще.
- Также блок СКЗИ меняется при перепродаже ТС, изменении хозяина, изменении гос. номера.
- Калибровка тахографа также производится раз в 3 года обычно вместе с заменой блока СКЗИ, но также при следующих ситуациях: изменение колес транспортного средства, расхождение километража на тахографе и одометре. Стоимость калибровки составляет 3-5 тыс. рублей.

В отличии от тахографов с СКЗИ, ЕСТР тахографы калибруются раз в 2 года, но не требуют никакой замены каких либо блоков. И срок их эксплуатации несколько выше по личному опыту из-за качества исполнения.

В принципе на данный момент это все, спасибо за внимание, задавайте вопросы, а я задам свой.
Представляете какие деньги имеет государство со всего этого?
Почему в Европе стандарт ЕСТР прекрасно работает без каких-либо шифрований, а у нас нет?
Вопросы риторические :)

Блок СКЗИ стоимостью 16 тыс. рублей (в закупе) во всей красе:

Тахограф. ЕСТР/СКЗИ Лига автомобилистов, Автомобилисты, Тахограф, Минтранс, Не политика, Контроль, Поборы, Длиннопост