Рефлексия или рефлекс

С 2000 года я занимаюсь проблемой рефлексии и рефлексивного мышления с публикациями в научных журналах и участием в научных конференциях. В этих исследованиях есть и прикладной, жизненный аспект.

Например, в одном из экспериментов мною было доказано и описано, что: уровень рефлексии человека тесно связан с его способом обработки информации (текст можно посмотреть здесь: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/razvitie-refleksii-kak-uslovie-perestrojki-cennostno-smyslovyh-sostavljajuwih.html).

Испытуемым предлагались тексты различной тематики и объема (процедура эксперимента не так интересна) и потом нужно было передать их содержание. При этом я установила, что некоторые люди передают смысл и, так называемые, смысловые кластеры» без искажений.

Вторая группа людей вносит свои детали, которых не было.

А третья группа, наоборот, постоянно «не замечает» важных, с точки зрения смысла, деталей и в своей интерпретации убирает их из своего изложения.

Так как была проведена целая серия таких экспериментов, то случайность исключалась.

Тогда я начала выяснять, а какие параметры в структуре мышления «отвечают» за такие «игры мышления».

Выяснилось, что значимым отличием этих групп был уровень развития рефлексии. Рефлексия – это способность формулировать и решать задачи на смысл. Не просто стереотипно рефлекторно* реагировать на происходящее и отбиваться от него, а самому осознанно и целенаправленно открывать для себя смысл в том, что ты делаешь.

Люди с высоким уровнем рефлексии обрабатывают информацию в том виде и объеме, в котором она к ним поступила. Они ее, безусловно, перерабатывают и фильтруют, но четко держат первоначальный контекст.

Люди со средним уровнем – добавляют от себя. Для них информации «недостаточно», они ее додумывают, приписывают другим то, чего они не говорили и не хотели сказать или написать. Как бы «делегируют» свои представления в полученную информацию.

И, наконец, люди с низким уровнем рефлексии обычно урезают полученную информацию. Оставляют только тот кусочек, который им актуален. И они искренне считают, что в таком виде ее и получили.

Вот и получается, что если Вы относитесь к группе с высоким уровнем рефлексивных возможностей, то Вы никогда не сможете донести информацию до двух других групп в том объеме, в котором Вы считаете необходимым. И, в результате, получите или какие-то обрывки, лишенные первоначального смысла, или так много привнесённых деталей, что за ними этот смысл тоже будет не найти.

Так себе новость – людей с высоким уровнем рефлексивных возможностей примерно 23 процента.

Но есть и хорошая новость: рефлексивные возможности можно расширить, а рефлексивные способности развивать.

* Рефлекс (лат. reflexus — отраженный)

Рефлексия или рефлекс Психология, Развитие, Мозг, Личность, Рефлексия, Психолог, Когнитивная психология, Эксперимент

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.