Продолжение поста «Аллах - Бабах или первая (и единственная) исламская ядерная держава»2
У меня только один вопрос. Ядерные боеголовки со временем деградируют , арсенал требуется периодически обновлять, а для этого должен быть полноценный непрерывный производственный цикл от обогащения урана до утилизации просрочки. Дело это не быстрое и затратное. Интересно, 170-190 боезарядов это всё что они произвели или то, что поддерживается в боеготовности?
Интересный вопрос поднял @user9147730. Попробую чуть развернуть вместо сухого "это то, что поддерживается"
Ядерная боеголовка сложное инженерное изделие, которое требует: регулярной инспекции и реновации (refurbishment); замены нестабильных компонентов (особенно вторичного заряда); а иногда полной переплавки и сборки новой боеголовки, если старая исчерпала ресурс.
Плутоний-239 со временем превращается в плутоний-240, который увеличивает фоновую нейтронную активность и повышает риск преддетонации (об этом я писал ранее). Химическая и изотопная стабильность боеголовки начинает страдать уже через ≈20 лет. Уран-235 тоже нестабилен, но менее капризен, чем плутоний. Однако даже у высокообогащённого урана возможна деградация оболочек, образование коррозии, особенно если он соединён с другими химически активными компонентами.
Есть проблема и с термоядерной частью, которая содержит тритий — изотоп водорода с коротким сроком жизни (период полураспада ~12 лет). Поэтому тритий нужно регулярно добавлять/заменять.Иначе он теряет теряет эффективность.
Ну и по мелочи... всё остальное: взрыватели, детонаторы, кабели, электроника, взрывчатые вещества...
Потому-то, в идеале, и нужен постоянный производственый цикл, иначе страна теряет компетенции. Даже если нет срочной нужды делать новые боеголовки, надо производить тритий (который невозможно накопить впрок). Надо обогащать уран, поддерживать технологии разделения изотопов. Надо иметь плутониевое производство. Ну и заводы по разборке и сборке зарядов, инфраструктура хранения, инженеры, безопасность.
У ядерных держав это реализовано по-разному:
США не производят новых боеголовок, но поддерживают старые через программу Life Extension Program (LEP).
Россия обновляет боеголовки регулярно и имеет действующую линию сборки/разборки.
Франция и Великобритания поддерживают минимально необходимый цикл.
Китай наращивает всё с нуля и активно развивает весь цикл, включая ускоренное производство плутония.
У Пакистана в основном — ядерные боезаряды на основе урана-235, произведённого на центрифужных заводах. Есть подозрения на небольшое количество зарядов с плутонием, после ввода в строй реактора в Хушабе (где можно производить оружейный Pu). По оценкам на 2024–2025 гг. 170–190 ядерных боезарядов (цифра немного варьируется, но оно и понятно), из которых только около 100 — в боевой развёрнуты прямо сейчас.
Остальные либо на хранении, либо в стадии сборки/разделения (у Пакистана раздельная система хранения: заряд и носитель не соединены в мирное время).
Кроме того, подавляющая часть ядерного оружия Пакистана — маломощная, это упрощает работу по обслуживанию. И только этот момент позволяет такими темпами наращивать число ядрённых ББ, потому как на высокомощное. Лучше 200 «простых» боезарядов в условной готовности, которыми можно шарахнутьпо танкам или живой силе, чем 50 сверхтехнологичных, но дорогих и сложных.
Боезаряды стареют, а Пакистан не имеет высокотехнологичной промышленной системы их утилизации и замены, их удел "Текнолоджия", по крайней мере сейчас. Если цикл нарушится — например, из-за санкций, саботажа, внутренних кризисов — большие и страшные бимбы, готовые разъебать в паль всю Индию сразу, быстро превратится в груду опасного хлама. А ещё, с ростом числа зарядов сильно растёт риск потерь, хищений и всевозможных ЧП — особенно в стране с исламским радикализмом и слабым контролем за элитами.
