6

Проблемы вековой давности в карикатурах современников

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, КЛАПАН-ТО ОТПУСТИТЕ («Вампир» №6, 1906 г.)

Жандарм (самодержавие) крепко-накрепко зажал на котле государственной машины клапаны свободы и не дает через них вырваться наружу народному гневу. Рабочий дает иронический совет "его благородию" отпустить клапан.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ («Вампир» №7, 1906 г.)

дает яркую иллюстрацию, какие возможности правительство предоставляло для предвыборной агитации в Думу. Черносотенная и казацкая расправа грозная всякому, кто осмелился бы раскрыть рот против правительства. Свобода агитации была предоставлена только Союзу русского народа, единственным избирательным лозунгом которого было “БЕЙ ЖИДОВ, СПАСАЙ РОССИЮ!”

СВОБОДА СОБРАНИЙ («Стрелы» №1, 1905 г.)

Картинка, показывающая, как на деле осуществляется обещанная манифестом 17 октября свобода собраний: щеголеватый гвардейский офицер с ротой забитых солдат расстреливает загнанный в угол свободный митинг.

ОРЕЛ-ОБОРОТЕНЬ ИЛИ ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ («Жупел» №1, 1905 г.)

Карикатура худ. Гржебина изображает двуличие царского правительства. На рисунке изображен двуглавый орел (герб самодержавия) с надписью посередине "Конституция". Эта торжественная вывеска предназначалась для западной европы.

- Перевернувши рисунок, видим Николая II в короне, с когтями вместо эполет, показывающего народу вместо конституции голую заднюю часть тела.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ  («Стрелы» №1, 1905 г.)

Иллюстрация к данной манифестом 17 октября неприкосновенности личности: казак скачет по улицам и направо и налево нагайкой хлещет по "неприкосновенным" личностям обывателей.


СВОБОДА ПЕЧАТИ  («Стрелы» №1, 1906 г.)

Иллюстрация к данной манифестом 17 октября свободе печати. Редактор должен осуществлять свободу печати под постоянным наблюдением жандарма, готового всякую минуту обрушиться на него с длинным бичом полицейских наказаний (арест, штраф, закрытие газеты и т.п.)

СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ, ГДЕ ЖЕ ВАША СЛАВА («Жупел» №1, 1906)

Набросок В. Серова знакомит с одной из бесчисленных уличных уличных расправ с населением. Набросок сделан с натуры из окна мастерской проф. Матэ в Петербурге в 1905 г. Правительство изображало солдат, как храбрых защитников родины. На картине эти храбрые молодцы мчатся в атаку на безоружную толпу. "Где ваша боевая слава?", - с насмешкой восклицает художник.

ФОКУС С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ («Вампир» №5, 1906г.)

изображает Витте в виде фокусника и его помощника Дурнова с нагайкой в руках. Карикатура высмеивает правительство, старающиеся скрыть при помощи думы широко практикуемые им в стране виселицы и расстрелы.

ПОБЕДОНОСЦЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ («Паяцы № 1).

Константин Петрович Победоносцев, обер-прокурор святейшего синода, в течение двух царствований был бессменным советником и вдохновителем самодержавия. Поэтому-то самодержавие, изображенное в виде перепуганной мартышки, ищет спасения от угроз и насмешек народа (фигуры по бокам рисунка) на черепе Победоносцева.

Сам Победоносцев равнодушен к угрозам революции и с "общественным мнением" обращается как с нюхательным табаком: чихнет - и дело кончено.