Про Вячеслава Невинного

Сильно извиняюсь за долгое молчание перед теми, кто подписался на меня после постов про Про Хабенского и гастроли в Киеве и Про Чулпан, чёрный свет и отменённый спектакль. В жизни сейчас происходит много разного. За всеми заботами, писать ещё и разбираться с воспоминаниями... Вроде, дошли руки, наконец)

Я хочу написать серию постов про актёров и режиссёров, с которыми общался и работал на сцене. Не про всех, конечно) Про тех, кто больше остался в памяти. Про Табакова и Гафта. Про Юрского и Гундареву. Про Дорошину и Ахеджакову. И про Кирилла Серебренникова и Марину Зудину, например)

А сегодня хотел бы немного повспоминать про Вячеслава Невинного.

В моём детстве у нас на кухне, как и у многих, жил простой трёхпрограмный приёмник, который почти никогда не выключался. Кроме новостей, музыки и прочего по нему частенько передавали либо радиоспектакли, или просто чтение актёром какого-нибудь рассказа или сказки. И очень часто после них звучали слова "...озвучивал Вячеслав Невинный". Я тогда не имел представления, как он выглядит, но его голос и интонации стал различать быстро. Нравилось, ну прямо, очень!

Потом была "Гостья из Будущего")) Я не буду говорить за всех, но, лично для меня, Весельчак У - это что-то близкое к идеалу обаятельного злодея. При этом, получился интересный эффект: персонаж подсознательно воспринимается добродушным, хотя ни одного такого поступка в фильме не делает) А фраза: "Люблю местный кефир!" навсегда со мной))

А в 2001 году я, практически, внезапно, оказался на сцене МХАТа имени Чехова. В качестве "электроника Службы Электромеханики Отдела Компьютерного Управления Механизмами Сцены". Тут-то, я и познакомился с Вячеславом Михайловичем вживую. Его авторитет среди актёров был непререкаем. Причём, именно, как актёра. Когда он уже не ходил и не играл из-за болезни, на сборе труппы Табаков объявил, что под Невинного специально адаптирована пьеса и он репетирует дома. Буря оваций и вставший зал коллег!

Что-то подобное я встретил ещё только раз - отношение к Сергею Юрскому. Там, правда, мне кажется, уважение было чуть другого рода. Но, о нём я ещё напишу отдельно)

У Невинного было редкое свойство: когда он появлялся на сцене, что бы на ней не происходило, все зрители начинали смотреть именно на него. Хотя он мог просто, вроде бы, практически незаметно, появиться на заднем плане)

Тогда в репертуаре у нас был "Венецианский антиквар" по Гольдони. Откровенно слабый спектакль, но с совершенно шикарными декорациями и сценографией. Валерий Левенталь создал на сцене потрясающую Венецию. Практически полностью была задействована уникальная нижняя механизация мхатовской сцены. Визуально всё было более чем ок. А спектакль получился слабым( Табаков, только пришедший в театр, явно не планировал оставлять такое в репертуаре. И вот, Невинный и Виктор Гвоздицкий - ещё один классный театральный актёр, на репетициях стали пробовать довести спектакль до ума. Перетяхивали мизансцены, задействовали молодых актёров. Короче, делали режиссёрскую работу. Нет, шедевра, конечно, не получилось. А вот нормальный, крепкий спектакль за десяток репетиций - вполне. Я помню, герой Невинного должен был читать скабрезный стишок. Так вот, Вячеслав Михайлович каждый спектакль читал новый) А мы, работники сцены, толпились возле пульта помрежа и ржали) Но Табаков всё равно вскоре спектакль снял((

И маленькая история, напоследок. Вроде бы, её на публику не выносили)

Со слов бывших на банкете.

Гастроли МХАТа. Зима. Ханты-Мансийск, по-моему. Банкет после гастролей с организаторами. Шикарный зимний сад под крышей с пальмами и экзотикой. Один замечательный актёр (совершенно неважно, кто) в процессе употребления упивается до состояния "нассал в кадку с пальмой при всех")) Бережно взят и отправлен спать в номер. Веселье продолжается. Кто-то из организаторов поднимает тост за "Вячеслава Михайловича Невинного - великого актёра и человека!"

Невинный, немедленно, со своего места: "Да уж, в кадку не нассу!!"

Занавес.