Про другую шахту 5.
В Аксу, в Капиталке (название шахты) у нас - была киндейка в каком-то помещении, которое было перегорожено на две части шлакоблоками. В одной части была наша киндейка, а в другой - поселились "ваххабиты". У каждой бригады - было своё название: "хлебовские", "батырхановские", "карагандинские", мы - " н-ские" (название города, откуда мы приехали). Названия бригад я изменил, но они похожи по звучанию - кроме "ваххабитов", "ваххабиты" - это ваххабиты.
Ваххабиты были непонятные: ни с кем, особо, не общались, бесконечно читали намаз, не бухали, не накуривались (хотя, наши ребята, частенько, палили их, как они курили анашу, прячась друг от друга), но никого не трогали, и их никто не не трогал. Они говорили, что 70% золота - они отправляют в какую-то секту, типа "аль каида". У них в киндейке, целыми днями, орал магнитофон - причём одна и та же кассета. На кассете мужской голос рассказывал, про "священный джихад", "неверных европейцев", аллаха. -"...Вставайте мусульмане! Во имя аллаха! Идёт священная война!" - я эту кассету наизусть выучил.
В нашей бригаде были казахи, русские, татары, башкиры, один немец, православные и мусульмане, и мы все побаивались их, и одновременно посмеивались над ними. Если, например, у нас заканчивались хлеб, тушёнка или капсуля, то мы лучше сходим и одолжим эти вещи у батырхановских или хлебовских, - нежели будим просит их у ваххабитов. А хлебовские на 90 метров выше нас. А батырхановские - ещё выше и дальше.
У каждого места, блока или тропинки, по которой ходили сваты - было тоже своё название: "Чайкина жила", "новогодняя жила", "ползучка", "красный аркан", "опасный блок" и т. д..Новогоднюю жилу так называли потому, что 3 года подряд, в том блоке, перед новым годом - обваливалась кровля и открывалась новая жила, которая давала много золота. Чайкина жила - место где погиб Чайка.
Ранее, шахтёры, добывая руду вырабатывали обширные "блоки" (незнаю - как правильно - у нас их сваты и шахтёры называли блоками). Жила - это пласт пирита и ещё чего-то, толщиной от двух до семидесяти см., который идет в глубь земли под углом, в среднем, 45 градусов. Шахтеры "гнались" за этой жилой снизу вверх. В результате выработки - получалось сильно наклоненое помещение в полтора -три метра высотой - блок. Потолок - кровля, пол - почва, стены - борт. Через равные промежутки, части жилы оставляли нетронутыми, эти части (целики) - были как бы естественными подпорками, которые подпирали кровлю. Сваты рушили эти целики, и частенько, рушилась сама кровля, лишённая подпорок. Падали большие камни (примерно 1куб. м.) - чемоданы. Падали очень большие камни - корабли.
Много сватов погибало из-за обрушений, падений чемоданов и кораблей.
Однажды, обвалилась кровля в одно блоке, и отрезало выход свату-отцу и двум его сыновьям. 4 дня, другие сваты их откапывали и, все таки, откопали: все были целые и невредимые. Пошли к стволу и когда ждали клеть, сват-отец попросил воды попить. Попил, потом упал и умер.
Ещё на моих глазах было: слух пошёл, что в "ничейном" блоке пруха поперла - ну и ломанулись туда, все кому не лень. И мы тоже. Как всегда, на этих жилах, в таких сучаях: шум, гам, кто-то орет - "это моё!" - "нет моё! Я первый это место занял". Тут-же - "бойся!" - все разбегаются, и бах! - взрыв, через секунду все куда-то карабкаются наверх, а дым - вытянутой руки не видать. И в таких случаях, было правило: не важно кто обпалил жилу, ты просто подбегаешь к месту обпалки, падаешь на живот, растопыриваешь руки-ноги, и всё докуда достают твои руки-ноги - твоё, теоретически - твоё.
И вот, в таком месте упал чемодан и раздавил мужику ногу ниже колена. Мы подбежали и чем-то перетянули её, а мужик орёт от боли. Нашлись советчики, которые предлагали: - "надо ему стакан водки дать, чтобы успокоился", - "надо его накурить" - забивая косяк - предлагал другой, - "у меня есть таблетки волшебные! Ща принесу". Потом, кто-то предложил "гениальный" совет - "надо его на гора выдать, в больницу отправить" - и все согласились.
После шахты я много где побывал и работал, видел всякое: и конфликты между работягами и драки, и пьянки, но такое отношение к человеку нигде не встречал. Думал - "как же так? - ведь это же люди! Живые люди! Не все спускались туда от хорошей жизни, не все были кончеными отморозками. Калечились, погибали, а про них говорили - "умер Максим - ну и хрен с ним!" - "Петя, когда, ты, откапаешь этого вонючку? - заебала эта вонь!" - (про свата, которого присыпало в блоке и, который начал разлагаться).
У нашей бригады была крыша плотная, ввиде важного начальника, который занимал важную должность на гора, поэтому мы чувствовали себя в шахте вольготно и слыли как "н-ские сумашедшие". Однажды, пришли к нам в киндейку трое и потребовали, чтобы мы овободили киндейку для их бригады. Очень грубили и кипишевали. Я ударил одного из них кулаком в нос, другого камнем по голове, третий убежал. Через несколько минут к нам прибежала толпа, человек 15 и отмудохали нас сильно. Меня утащили в какую-то киндейку и пиздили всю ночь, ожидая, как они говорили, "старшего", который решит мою дальнейшую судьбу. К утру пришёл "старший" и поволокли меня на гора. Наверху приехала наша толстая крыша и, как я понял, их крыша - ещё толще. Порешали они о чём-то, ещё раз меня отпинали и отпустили. Наша крыша сказала мне, чтобы киндейку мы освободили. Потом бывалые сваты сказали, что я ещё легко отделался, а мог бы всю жизнь бесплатно работать на них.
Я написал про самую грязь, изнанку, так сказать, другой шахты, чтобы было понятно, что такое "другая шахта".