Приморская шишка. Смотрящие

Автор материала: Александр Хитров


Первый работодатель на деревне


Село Мельничное Красноармейского района начали строить в 1971 году для лесопромышленного комплекса. Леса хватило ровно на 30 лет. После вступления в силу нового Лесного кодекса в 2007 году леспромхоза не стало. Предприятие расформировали, и более 380 человек остались без работы.


За последние тридцать лет в стране поменялись власть и законы, случились несколько кризисов. Приморье пережило саммит АТЭС в 2012 году, ежегодные восточно-экономические форумы. У нас создавались территории опережающего развития, оффшорные зоны... Приморский край впитал многомиллиардные вливания. Одна лишь глубинка так и осталась в стабильной безработице. Лес - это единственное, что осталось у местного населения. И тот рубят на корню.


Сейчас в Мельничном проживает около 500 человек. Все так или иначе связаны с шишкой, лесом и золотом. Только если после одних ничего не остается, кроме пустыни или, в лучшем случае, пеньков, то другие видят выгоду в сохранении леса. Сруби дерево сегодня - завтра ты с него ничего не получишь. Начни мыть золото в этом ключе - завтра его не будет. Не будет и нерестовой рыбы, собственно, и рыбалка будет скудной. С шишкой дела обстоят иначе. Шишкарю не выгодно чтобы лес был вырублен, ему важен кедр, его обилие. Чем больше кедрачей - тем больше шишки, соответственно, больше заработок.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Недалеко от Мельничного есть лес, который ближайшие десятки лет не тронет рука дровосека - это мельничная орехово-промысловая зона. Арендатором является Олег Александрович Юшкин, председатель правления ООиР "Сидатун".


ЦЕНЗУРА!


Мы мчимся по ухоженной лесной дороге мимо сопок, речек, следов старых советских рубок. Сворачиваем с основной трассы и оказывается в густом лесу. Дорога заметно сужается, ехать становится сложнее. Автомобиль шкивает и потряхивает. Наш путь лежит в посёлок на орехо-перерабатывающую базу Юшкина. Она находится в трёх-четырёх часах езды от Мельничного.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

База, или посёлок, представляет из себя просторную площадку среди вековых кедрачей. Несколько домиков: хозяйский с кухней и шестью кроватями, ещё два жилых строения поодаль, баня, большая столовая человек на 30, подсобные помещения, склад. В середине просторной поляны стоит тяжелая техника.


Разговор продолжается, но уже за столом, где кроме нас сидят и те, кто приехал работать (иными словами, шишкари). Олег Александрович приехал сюда в этот раз просто отдохнуть от суеты, да нервы подлечить лесом и не только.


ЦЕНЗУРА!!!

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Шишку люди добывали и при советах. Она всегда стоила дорого, вот только основным этот вид заработка назвать было нельзя. Со слов Юшкина, на валке леса в 1977 году за год зарабатывали до 6000 рублей, в то время как на орехе эта же сумма набегала за два месяца. Тогда всё сдавали в леспромхоз: и шишку, и мясо, и мех, и другие дикоросы. Государство так или иначе помогало не только выживать, но и жить сельчанам.


Сейчас леспромхоза нет. Есть лишь частники, которые предлагают ну очень низкую цену за килограмм ореха или шишки. Проще продать китайцам. Наши соседи не стоят на месте в развитии технологий. Шишку они перерабатывают уже более 40 лет. Основная фабрика находится в Даляне, основным покупателем ядра является американская фирма Коско, которая экспортирует его по всему миру, в том числе и в Россию.


ЦЕНЗУРА!!!


Стоимость ореха растет из года в год. Если в 2017 году килограмм стоил 350 рублей, то в 2018 - уже 440. Цену задают китайцы. Именно их, по мнению губернатора Приморского края Олега Кожемяко, нужно выдворять с лесов, с полей.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

ЦЕНЗУРА!!!


В новый закон Олег Александрович не верит, точнее, в его реализацию. Инициатором называет управление охотхозяйства.


ЦЕНЗУРА!!!

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Пока одни пытаются выдворить местное население из тайги, другие дать на лапу выдворяющим или смотрящим, краевая казна теряет большие деньги. Ведь шишку скупают китайцы, а этот оборот не задокументирован. Это черные деньги, идущие мимо кассы. Правда, есть и положительная сторона - деньги видит местное население. Если бы они шли через муниципальные власти, кто знает, что в итоге получил бы простой работяга, а что чиновник?


"Шишка — это жизнь, это деньги. Есть деньги — живет деревня, живет семья, живет страна", - подытоживает Олег Юшкин.


С одной стороны, контроль за сбор и экспорт кедрового ореха нужен. Нжны сроки, регламентирующие пребывание человека в лесу. Нужны ограничения объема, чтобы не грабить тайгу целиком, а что-то оставлять и животным. Ведь именно этим и руководствуются, со слов героев репортажа, сотрудники охотхозяйств. Правда, ещё упоминаются шишкари-верхолазы - это те, кто лазит на самый верх дерева и сбивает шишку. Пользуются при этом когтями, которые якобы портят кору и губят дерево.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Медведь-шатун ага, закогтисная нога


Дмитрий, шишкарь-верхолаз, также проживает в селе Мельничное. Вот только шишку собирает сам, привлекая лишь небольшое количество людей. Во время нашего визита он как раз собирался тестировать на деле новую вибромашинку и строго-настрого запретил её фотографировать, чтобы конкуренты не скопировали. Сам он собирает шишку, используя когти, и ничего плохого в этом не видит.


"Я уже 20 лет работаю на заготовке ореха, - рассказывает Дмитрий. - В-первую очередь, для меня это спортивный азарт. Это я про лазать по кедрам. Я профессиональный кедролаз. Меня по-разному называют коллеги, один говорит: "Белка-летяга"; другой (это негласное мое прозвище): «Медведь-шатун ага, закогтистая нога». Закогтистая нога потому, что в когтях лазаю. Кто-то говорит, что это вредно, но я думаю, что решение принимают те, кто более наученный, кто может принять какое-то решение. Я каждый раз лазаю практически в одних и тех же местах. Лазаю постоянно именно в Красноармейском районе. Все эти кедрачи вижу из года в год. Я очень сильно люблю дерево это, очень хитрое дерево, интересное".

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Из Мельничного мы на двух автомобилях выехали в сторону Рощино, где-то свернули на лесную дорогу и, проехав ещё с километр, остановились. Еле накрапывал снег, ветра не было, мороза не ощущалось. Мужики, выгрузили свои тюки с необходимым оборудованием: вибрационная машинка, цепь и ещё какая-то приблуда. Машинку, которая весила, судя по всему, килограммов 50, водрузили на самого поджарого товарища. Дмитрий поднял голову вверх и долго всматривался в уходящие в небо макушки кедра. Махнув рукой в сторону чащи, он стремительным шагом засеменил с крутого косогора. Все пошли за ним.


В этом районе шишку собрали давно. Сегодня цели что-то заработать у мужиков нет, им просто нужно протестировать вибрационную машинку. Спуск по косогору выдался нелёгким, земля промерзла и была покрыта тонким слоем снега, который из-за перепадов температур превратился в ледяную горку. Мы то и дело поскальзывались. Больше всего досталось тому, кто нес само устройство, его постоянно поддерживали под руки.


Так, мелкими перебежками от дерева к дереву работяги пытались стрясти то, что осталось не тронутым. Принцип действия простой: прислоняешь аппарат к стволу, с помощью цепей, палки и русского мата плотно фиксируешь его. Дальше просто крутишь за ручку. Внутренние кулачки при вращении создают вибрацию.


Ствол и в самом деле начал вибрировать: на нас посыпался снег с кедровых лап, сухие ветки. Ни одна шишка так и не упала. То ли примерзли к макушке, то ли были ещё зелеными, то ли аппарат не оправдал надежды.


Вибрационные машинки (шишкотрясы) упрощают жизнь шишкарям-верхолазам. Не нужно лишний раз тратить силы и время, чтобы залезть под самую макушку. А самое главное, это куда безопаснее. Единственное, шишка может на голову упасть, ну или медведь. Машинки экономят время, а его в нынешних реалиях остается так мало. О новом законе Дмитрий высказывается не лестно.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

"Любой закон удобен не всем, - делится своим видением Дмитрий. - А что касается сроков… А как их определить? Заготовка ореха идет именно тогда, когда он созрел, когда на землю упал. Каждый год орех зреет по-разному. В этом году шишка начала рыжеть уже 20 сентября. Из-за этого . начала падать, а люди не могли зайти в тайгу. Сыро еще было - сентябрь месяц, дожди там и так далее. Она начала гнить на земле, соответственно, стало падать качество ореха. Поэтому я считаю, что в данном случае закон не удобен. Лучше с первого сентября или хотя бы с 15. Потому что каждый год до 15 она все равно еще зеленая, не созревшая. Это касаемо сроков начальных. А касаемо конца - 15 ноября, я вообще не понимаю, из чего исходили - вот конкретно с 1 октября по 15 ноября. Хватит 45 дней, не хватит. Я понимаю одно, 15 ноября - это начало охотничьего сезона. Охотники идут капканить в лес, т.е. подготавливаться. Мы не мешаем этим охотникам абсолютно ничем. Зверь не пугается нас, он пугается другого - пожаров, тяжелой техники, которая заходит в ключ и начинает его ворочать. Он пугается, уходит, потому что это его кормовая база, его дом. А нас он не пугается. Мимо нас и медведи ходят. 15 ноября - это не правильно, можно было и продлить хотя бы до конца ноября. Ну а про когти. Я убежден, что вреда не приношу. Лазая по кедру и добывая орех, я добываю его наилучшего качества. Да, шишка падает, но учитывая нашу приморскую тайгу, шишка созревшая висит всегда наверху. Вот сейчас, например, первое декабря, и орех очень сладкий, вкусный, но он висит наверху. Поэтому, еще раз повторюсь, я за то, чтобы шишку добывать в когтях, но делать это профессионально. Да и в городах же есть такая профессия - гафферы. Вот они лазят по деревьям в когтях и срезают макушки, которые мешают зданиям и так далее. И они работают официально. У них есть профессиональные когти и допуски. Я вот тоже подумываю открыть какое-нибудь общество у нас профессиональных заготовителей ореха".


В 2013 году Дмитрий собрал свой рекордный урожай с одного дерева - восемь с половиной мешков шишки. Произошло это в ключе Фанцгоу, недалеко от села Мельничное.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

"Шишка для меня - это образ жизни, - напоследок говорит Дмитрий. - Это и хобби, и деньги. Если бы не было шишки, люди занимались бы всем подряд. А это уже плохо. Шишка дает заработок в любом случае! От пацанов до бабушек и дедушек. А если не будет шишки, то всем чем угодно будет заниматься и молодежь, и не молодежь. А это приводит порой к негативным моментам среди населения. Если оно сидит каждый вечер у печи и думает, как булку хлеба купить, это не очень хорошо в итоге получается. Кто-то лес начинает пилить, кто-то дрова воровать, кто-то еще что-то делать. Есть шишка - есть работа, есть поддержание здоровья в организме. Лес, тайга - это очень здорово. Добавлю: не выдумывайте плохих законов, пожалуйста. И нас зовите, когда что-то думаете. Просто наше мнение спрашивайте".

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Официальные мнения


По окончанию поездки мы встретились с директором департамента лесного хозяйства Карпенко Валентином Витальевичем. А чуть позже еще и с сотрудником лесного отдела Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы Евгением Лепёшкиным.


Встреча с Валентином Витальевичем проходила в холле краевой администрации. Из-за сильной занятости чиновника в нашем распоряжении было всего полчаса.


Валентин Витальевич также не в восторге от данного закона, точнее от столь сжатых сроков заготовки. Инициаторами закона называет природоохранные организации и департамент охоты (департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края).


"1 октября - это время, когда шишка падает. Но есть районы, где шишка может это делать и раньше, - объясняет Валентин Витальевич. - Поэтому мы приняли решение, что сроки увеличим. Начало сбора сделаем с 20-25 сентября, и все-таки по конец ноября. Инициатором изменений был Фонд дикой природы, центр "Амурский тигр" и сами охотники через департамент охоты. 15 ноября, когда начинается активный сезон, охотники идут массово в лес, а там есть посторонние люди - так называемые "шишкари". И под этим предлогом они не хотят их видеть, потому что распугивают им зверя с угодий. Охотники не терпят никого у себя в угодьях. Сейчас мы собираем недовольства граждан. Мы как власть должны, в первую очередь, руководствоваться не только целесообразностью сохранения того или иного ресурса, но и интересами большинства населения. Т. е. не должны 90% населения страдать в угоду 10%. Поэтому думаем к весне ввести поправки в закон, чтобы можно было собирать шишку до 30 ноября. Я понимаю, что охотники в этом плане палку перегнули. Прикрываются красивыми словами "сохранение тигра" - ну, ребята, сохраняйте, вкладывайтесь, кормите больше. С их слов, кабан - это основная кормовая база для тигра, и чем больше ореха, чем меньше его будут собирать, тем больше достается кабану. В этом случае, их логика, конечно, ясна и понятна, но я, со своей стороны, с этим не согласен. Например, в Пограничном районе нет кедрового ореха. Там не так часто урожай желудя, и им приходится подкармливать животных. А в таежных охотхозяйствах есть кедр, он тоже дает урожай. И вот его (урожай) любой ценой охотники хотят сохранить, чтобы самим меньше вкладываться в развитие биотехнических мероприятий и подкормку животных. Здесь мы входим в конфликт интересов. С одной стороны, есть охотники, но их меньшинство, а с другой стороны, люди, простые граждане, которые, занимаясь сбором кедрового ореха, имеют серьезнейший, существенный заработок для своих семей - и их большинство".

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

Для Амурского филиала WWF России кедр корейский не просто дерево - это отдельная программа, с помощью которой с 2010 года рубка кедра стала под запретом. Со слов Евгения Лепёшкина, кедр - это достояние природы, которое можно использовать во благо тысяч людей путем сбора кедрового ореха. Вот только законодательство пока не позволяет пользоваться этим благом в полном объеме без ухода на "теневую сторону". Всё из-за коррумпированной системы.


"Наш кедровый орех по сути обладает высочайшей конкурентоспособностью, - рассказывает Евгений. - И заводы перерабатывающие у нас есть - и на Дальнем Востоке, и в других регионах. Но в чем же дело? Все довольно просто. Наш предприниматель, работяга-сборщик, переработчик кедрового ореха – все они загнаны законодательством, что новым региональным, что федеральным, в темный угол нелегального промысла. Вывести без трудностей оплаченный государству ресурс не могут даже арендаторы лесных участков - уж очень коррумпированная система сложилась вокруг безобидного, но очень емкого на финансы кедрового ореха".


Евгений считает, что отсутствует прозрачность всех операций на уровне согласований. К примеру, тех же лицензий на экспорт ореха. "Была бы база данных всех правообладателей (сегодня арендаторов, а в будущем, надеюсь, просто всех, кто оплатил этот ресурс государству), - поясняет Евгений, - выдавалась бы лицензия на ее основе, и коррупция бы прекратилась. Предоставили бы выдавали право на заготовку любому желающему без привилегий – глядишь, и разборки с распределением мест своим и чужим ушли в небытие, а плата за ресурс пополняла бы лесные бюджеты. Также поменьше в такой социально острой сфере надо «играться» с запретами. Заготовка ореха и других даров леса – не рубка. В России заготовка этих ресурсов не превышает 3%, но именно абсурдные запреты и огульные обвинения простых работяг во всех бедах в лесу приводят к тому, что такая уникальная и перспективная в современном мире отрасль находится в загоне".

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост

За смену шишкарь может заработать до 20 тысяч рублей. Штраф за нарушение порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд (Законом Приморского края от 04.05.2018 N 279-КЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Приморская шишка. Смотрящие Приморский край, Россия, Primdiscovery, Длиннопост