Получение водительских прав в Китае. Личный опыт.
Всех приветствую. Хотел бы поделиться личным опытом оформления водительского удостоверения в Китае и немножко рассказать о местных особенностях этой процедуры, а также автожизни в Поднебесной.
Так как Китай не является участником Венской конвенции ООН от 8 ноября 1968 года, то он не признаёт водительские удостоверения других стран, в т.ч. и выдаваемые в России "Международные права" (это же относится к Гонконгу и Тайваню, но в статье пойдёт речь про материковый Китай или КНР)
На фото: китайские дороги на сегодняшний день являются одними из лучших в Мире - власти уделяют огромное внимание развитию дорожной инфраструктуры. Все крупные города буквально испещрены скоростными эстакадами вдоль и поперёк, после Питера и Москвы дорожную ситуацию в перенаселённом Шанхае или Гуанчжоу я называю: "отсутствие пробок" - вы не стоите, вы всегда едете, просто иногда не очень быстро. А вот в Пекине вам придётся постоять.
Получить местные права не очень сложно. Если вы не получали права в своей стране, то можете на равне с китайцами записаться в автошколу. Обучение обойдётся в среднем от 600 до 1200 долларов. Вам нужно будет сдать 4 экзамена:
1) Основная теория (аналог нашей теории) - в этом разделе вы должны изучить дорожные знаки, законодательные требования и т.п.
2) Площадка (всё как у нас)
3) Город (всё как у нас, только с учётом местных знаков\разметки\требований)
4) Теоретический экзамен, проверяющий вашу культуры и понимание основ безопасного вождения - в принципе, это дополнительный раздел основной теории - в вопросах будет множество картинок со стрелками и дорожными ситуациями, вам нужно будет выбрать правильный ответ.
Первый раздел вы можете готовить дома самостоятельно, четвёртый раздел, как и вождение, придётся изучать в автошколе с преподавателем. Курс займёт примерно 3 месяца. Для обучения в местной автошколе вам понадобится хороший уровень знания китайского, но специального сертификата или диплома требовать не будут. Нужен будет лишь паспорт с долгосрочной визой (или видом на жительство - от 6 месяцев) и временная прописка (делается за 10 минут в ближайшем отделении при наличии паспорта, визы и договора аренды жилья).
На фото: таксопарки и автошколы очень любят фольксвагены - крайне надёжные машины.
Элемент коррупции при сдаче сейчас практически исключён. Вам могут намекнуть, что неплохо бы скинуться на подарок инспектору - обычно это небольшая сумма или достаточно будет блока дорогих сигарет - это не даст вам явных преимуществ, скорее дань традиции, однако, такая традиция уже уходит в былое - достаточно одной простой жалобы и в отношении инспектора будет проведена проверка.
Ещё несколько лет назад я слышал о покупке прав (иностранцами) в южных регионах - стоимость была порядка 1000-1500 долларов. Думаю, что оно того не стоит - вы отдаёте деньги малознакомым людям и до получения бумажки в руки нет никаких гарантий, что вас не обманут.
В каждом из экзаменов нужно набрать свыше 90 баллов из ста. Вождение тоже оценивается по балльной системе - за ошибки и нарушения снимают баллы, притом, оценку за вождение на площадке сейчас зачастую выносит компьютерная программа - машина и площадка для сдачи оборудованы датчиками и камерами, которые фиксируют различные параметры и отклонения, т.е. по сути из четырёх только один экзамен вы сдаёте человеку - город.
Во время сдачи теории напротив каждого монитора стоит камера, которая фиксирует ваше лицо и руки, фотографии процесса сдачи прилагаются к бланку с оценками. (чтобы подтвердить, что это действительно вы сидели за компьютером)
Списать или воспользоваться внутриушным передатчиком с потайной кнопкой в такой ситуации невозможно. В билете 100 вопросов и их последовательность генерируется случайным образом.
Если у вас уже есть ВУ, полученное в вашей стране (именно в вашей стране), то вам достаточно:
1) Сделать нотариальный перевод паспорта, прав (лучше уточните в китайском МРЭО заранее - перевод не каждой нотариальной конторы они примут)
2) Иметь визу или вид на жительство сроком, не менее, чем на 6 месяцев (уточняйте - в некоторых городах требуют от года, в некоторых и 3 месяца достаточно)
3) Копию местной прописки (того города, в котором идёте в МРЭО)
4) Пройти медосмотр.
5) Сдать основную теорию (первый раздел)
Зал ожидания в китайском МРЭО - т.к. у них много народа, то количество приёмных окон иногда исчисляется десятками, очередь движется в разы быстрее чем, например, в Питере, где я провёл часы ожидания против буквально нескольких минут в Китае.
Для получения местных прав вам обязательно придётся воспользоваться китайским именем. Любое другое имя, написанное латиницей они не принимают, поэтому обязательно придумайте себе что-нибудь благозвучное , или попросите того, кто может с этим помочь, в противном случае нотариус-переводчик просто транскрибирует ваше имя и попытается записать его отдалённо созвучными иероглифами с русскими именами и фамилиями, как правило, получается полный треш.
На фото: американец по-приколу выбрал себе имя, которое переводится примерно как "очень крутой"
Обязательно возьмите у нотариуса 2 комплекта перевода вашего паспорта и прав - один вы отдадите в МРЭО, а второй оставьте себе - т.к. в правах у вас будет китайское имя, написанное иероглифами, а в паспорте, естественно, у вас будет ваше родное имя, написанное латиницей (и кириллицей, если вы из РФ). Иногда (например, в некоторых конторах по аренде) придётся доказывать, что оба документа принадлежат одному лицу, тут то нотариальный перевод вам и поможет подтвердить, что Васю Пупкина в Китае зовут 李小龙 и это его права. Помните, что на правах будет выбит номер вашего загранпаспорта. При смене загранпаспорта или места жительства не забудьте сообщить в полицию об изменениях в течение 30 дней.
Прохождение медкомиссии в моём случае было формальностью - тут же в МРЭО оплатил 8 юаней (примерно 80 рублей) и всё. Даже теста на зрение не проходил. Друзья из других городов говорили, что им приходилось ездить в специальные больницы и проходить полный осмотр. Моя жена отделалась лишь беглой проверкой зрения - тут как повезёт.
Кто сможет угадать, что показывает регулировщик?
При наличии элементарных знаний ПДД, вы сможете подготовиться к теоретическому экзамену за 3-4 вечера. Отличий довольно много, но все они заключаются в деталях, а не в принципах, например:
1) Скоростные режимы (город\трасса\магистраль - другие цифры, например, в городе при наличии разметки по умолчанию можно ездить не более 50, а на магистрали в левом ряду можно и все 120)
2) Полное отсутствие вопросов про трамваи, порядок оказания медицинской помощи травмированным, жесты поворота рукой
3) Категории имеют другую классификацию
4) По умолчанию можно поворачивать направо на красный (если нет запрещающего знака)
5) Абсолютно другие знаки регулировщика
6) Некоторые дорожные знаки отличаются от наших, впрочем, несмотря на отличия, они всё равно легко читаемы:
Думаю, очевидно, что это "Обгон запрещён"
Кстати, о языковом барьере: в том же Пекине вы можете сдавать на русском языке - достаточно попросить об этом перед сдачей. В небольших городах вам, скорее всего, предложат на выбор английский или китайский.
Говорят, что перевод вопросов на русский язык сделан весьма топорно с кучей ошибок, в сети можно найти файл с ответами на вопросы - некоторые знакомые стиснув зубы зазубривали этот машинный треш.
Любопытно, что когда вы приходите с правами из вашей страны в китайское МРЭО (и соответствующим переводом), то они не могут проверить их подлинность (ну то есть теоретически могут - нужен запрос в консульство или МИД, но никто этим не заморачивается, в т.ч. и аккредитованный нотариус, который делает заверенный перевод). Я знал людей, которые приносили хорошо сделанную копию и на её основании получали уже легальные китайские права. На всякий случай прокомментирую: это нарушение закона, вам может грозить уголовная ответственность за подделку документов государственного образца, а также лишение прав и запрет на получение новых прав сроком до 3х лет. Так же в случае наличия судимости в КНР в будущем вам может быть отказано во въезде.
Кстати, раньше запрет на въезд можно было обойти сменой фамилии и заменой загранпаспорта - с новой фамилией и другим номером паспорта для пограничных служб вы становились как бы другим человеком, но правительство приняло контрмеры - на пограничных переходах теперь снимают отпечатки всех пальцев, иногда ещё и сетчатку сканируют + для вида на жительство требуют справку о несудимости из вашего консульства.
Отдельно стоит упомянуть балльную систему: на период в 12 месяцев у водителя есть лимит в 12 штрафных баллов. За разные типы нарушений может сниматься от 1 до 12 баллов. При исчерпании лимита права автоматически аннулируются - добро пожаловать на пересдачу теории и нравоучительную лекцию.
Дорожная полиция почти никогда не тормозит машины, только в исключительных случаях, например, ваш автомобиль в розыске или объявлен перехват или вы пяный летите восьмёрками по встречке. За 10 лет мне так и не посчастливилось опустить окошко и пообщаться с инспектором.
Практически все нарушения фиксируют камеры - их много, очень много, они почти на каждом столбу, от них просто не скрыться и они видят всё: непристёгнутый ремень, мобильник, наезд на полосу и прочее. Даже в темноте и издалека.
Езда по китайским скоростным трассам среди зелёных холмов на рассвете может вызвать эффект эйфории. Это просто сказка.
Помните, что новичку со стажем менее года нельзя в одиночку въезжать на скоростные трассы - только в сопровождении водителя с опытом от 3х лет. Штраф до 200 юаней (2000 рублей). Но, как говорится, не пойман - не вор.
Цена платной дороги, в среднем, 3-5 рублей за км для легковушек, бывают и очень дорогие участки, вплоть до 20 рублей за км (но это, скорее, исключение)
Бензин дорогой - порядка 75 рублей за литр. Сами машины стоят не дешевле, чем в России - все более-менее приличные варианты начинаются от миллиона рублей, модельный ряд сильно отличается от того, что представлено на нашем авторынке. Тут вам и десятки неизвестных у нас локальных брендов, и всякие американские бьюики, редкие у нас альфа-ромео и модели известных марок, созданные для местного рынка: фольсваген маготан, фольсваген сантана и т.п. - выбор довольно большой, в целом, в силу хороших дорог и более тёплого климата паркетникам тут предпочитают седаны.
Аренда самой дешёвой малолитражки обойдётся примерно в 1500 рублей в сутки.
Ещё хочу сказать, что с российскими правами и на собственном авто жители приграничных городов ездят в Маньчжурию - там есть определённые временные и территориальные ограничения и есть определённая бумажная волокита, но это уже отдельная история.
На дорогах зачастую творится лютый треш
Что любопытно, у китайцев во многих городах очень низкая культура вождения - таксисты как-то приноровись к камерам и знают, когда можно спокойно нарушать, чем постоянно злоупотребляют.
Многочисленные водители скутеров вообще клали на разметку, цвета светофоров, знаки - они вообще клали на всё - старая бабка на мопеде может спокойно ехать по встречке на скоростной магистрали. Кроме шуток.
Водители автобусов разгоняются и резко бьют по тормозам прямо перед остановкой так, можно улететь вместе с поручнем.
Езда пьяным после похода в ресторан носит массовый характер, мне очень часто приходилось ездить с выпившими нуворишами - садиться в машину неохота, но отказываться было не совсем удобно по многим причинам.
Сейчас стало строже, поэтому у ворот баров и ресторанов часто дежурят "трезвые водители" - за небольшую плату они отвезут ваше тельце домой. Их легко отличить по наличию бейджика и складного электроскутера, на котором они возвращаются обратно.
В крупнейших столичных городах наибольшую трудность при покупке машины может вызывать получение прав. В Пекине выделяются квоты, что-то порядка 200 тысяч номерных знаков в год, и вам придётся стоять в очереди на номера, но даже получив их вы не сможете ездить каждый день - только по чётным или нечётным дням недели в зависимости от последней цифры вашего номера.
В Шанхае придётся платить пошлину за сам номер - размер пошлины может превышать стоимость новой машины, иногда стоимость номера превышает 700 тысяч рублей.
С подобными мерами вы столкнётесь в Гуанчжоу или Шеньчжене. Естественно, эти меры направлены на сокращение количества машин и борьбу с пробками. Интересно, что во многих городах, например в том же Шанхае вы можете абсолютно бесплатно получить "зелёный" номерной знак - они вешаются на гибриды и электромобили. В некоторых случаях при покупке электромобиля вы можете рассчитывать на частичную компенсацию его стоимости из государственного бюджета, вплоть до 40% цены покупки.
Электромобилей на улицах КНР становится всё больше и больше. В некоторых городах, например, в Шеньчжене весь автопарк городских автобусов переведён на электричество.
Приличный электромобиль можно купить примерно за 1,3 млн рублей - запас хода будет составлять порядка 300 км. У такой машины много плюсов, но есть и свои минусы, т.ч. это отдельная тема для разговора. Если кратко: в тёплом климате для не быстрой езды в пределах города и при развитой системе электро заправок вполне хороший вариант, но в России я бы ни кому не рекомендовал - при морозе сильно падает ёмкость аккумулятора, нет развитого сервиса электромобилей, в замкадье вы можете сутками ехать и не встретить ни одной электро заправки.
Конечно, среди электромобилей встречаются и такие образцы - но всерьёз их никто не воспринимает. Их покупают бабушкам и дедушкам чтобы ездить в магазин или забирать внуков из школы. Характеристики у них никакие - 50-60 километров запаса хода, 2-3 места и скорость в 40 км\час, но и стоит такое чудо 3-4 тысячи долларов.
Сегодня на этом всё, всем огромное спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно!
Если вам понравилось - можете посмотреть через мой профиль на Пикабу - там есть ещё около дюжины постов о Китае, некоторые с видео.
Жизнь пикабушников за границей
5.5K постов36.2K подписчик
Правила сообщества
— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова
— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики
— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)
Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.