13

Подработка для писателя, огонь, вода и время (эссе №2)

Трата времени

- написал кто-то под аудиоверсией моего рассказа. С возрастом я стал намного более уравновешенным и спокойным человеком, но тогда, неделю назад, я удалил этот коммент – обидно было.

С другой стороны, всё есть трата времени. Нехорошо, когда случается потеря времени. У всех нас его не так уж и много. Желательно избегать лишнего, чтобы оставить место чему-то ценному. Для каждого это что-то свое, но есть универсальные вещи, работающие на очищение жизни. Взять, например, информативность текста. Это соотношение между его объемом и сухим остатком – смыслом для читателя (будь то получение знания или эмоции). Я профессионально работаю с информативностью текста не только когда пишу книги. Пока что приходится подрабатывать.

Для издательства «АСТ» я иногда выполняю литературное редактирование. Это не про орфограммы и пунктуацию, здесь нужно исправлять речевые и фактологические ошибки, а иногда и всю структуру текста. Хрестоматийный пример несогласованности фразы: «Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа» (пусть будет «панамка», раз мы на Пикабу). Не буду утомлять тонкостями, но есть и менее очевидные проблемы текста. Они неявные для большинства читателей, но оставляют ощущение каши в голове (что негативно сказывается на информативности).

Недавно мне предложили более сложную задачу. Дали книгу уже корректированную и редактированную, которую нужно сократить на 30-40 процентов (благо текст нехудожественный). Вырезай, говорят, хоть целые блоки, убери второстепенное, но оставь важное и сохрани смысл. А текст отнюдь не водянистый (сокращение делается из типографских соображений).