1147

Плотина. Часть 3. Чопики

Часть 1.

Часть 2.


Второй или третий день водолазных работ, общими усилиями нескольких водолазных групп все створы ворот отчищены. Ворота весом в 63 тонны опущены, насосы работают. Разведгруппы на низком старте. Вода прибывает.


СУКА! Она всё равно прибывает!


Тела погибших ждут родные и близкие. Спасатели ждут, когда уйдёт вода из коридоров уровней. А она всё не уходит. Не хочет отпускать Енисей свою добычу, не желает мириться с человеком. Показывает нам и всей стране, кто здесь хозяин настоящий. Доказывает, что «венец природы» всего лишь мелкая песчинка, которую он может с лёгкостью кидать своими водами, давить, рвать на части, уничтожать.


Шёл третий день работ.

Ввиду того, что уровень воды нихрена не падает, было созвано совещание, после которого разошлись старшины водолазных постов по своим лагерям и собрали своих водолазов. Так и в нашем лагере собрал нас наш водолазный специалист Валерий Вадимович. Расстелил на столе схему -  большая схема лежала как белая праздничная скатерть.

Вот только не для празднования склонились над ней головы спасателей - изучали мы схему, запоминали, впитывали, всасывали мозгом. Схему с собой под воду не возьмёшь, надо запомнить всё хорошо. Записать на пластиковом планшете. Дело в том, что вода, оказывается, прибывала через технологические отверстия в стенках створов. Автоматика за отсутствием электричества не смогла их закрыть изнутри - теперь придётся закрывать снаружи. Диаметр их был от 120 до 600 миллиметров. Глубины от 5 до 28 метров, количество порядка ста штук. Вот пока мы их все не закроем, вода и будет шпарить в помещения.

Хорошо, а чем закрывать-то? Жопой, извиняюсь?

Привезли заглушки. Чопики! Блин, сосновые чопики! И кувалды.

Ну хрен с ним со 120-миллиметровым, но 600!!! Его не то что забить туда трудно, его утопить просто не возможно!


Давай репу чесать. Думали, думали. Всё-таки коллективное мышление не такая уж плохая штука. А хитрость такая.

Уходит водолаз под воду. Как дойдёт до нужной «дырки», даёт сигнал верёвкой и ему спускают вторую верёвку. Саня и Юра выходят на катер после спуска. На конце этой верёвки привязан чопик, в метре над ним грузовой водолазный пояс или другой тяжёлый балласт, а ещё выше закреплена кувалда. Таким образом, при погружении чопик будет пытаться всплыть, а балласт будет тянуть его вниз. И когда заглушка опустится до нужной глубины, по сигналу водолаза спуск прекратится. А уж дальше водолаз вставит чопик в отверстие, и работая вышепривязанной кувалдой как маятником, забьёт его.

На словах легко, а на деле... А на деле мы подтачивали эти заглушки ножами под водой, так как делали их быстро и не везде соответствовали размерам. На деле мы не знали где брать людей, чтобы и тяжеленный трос держать, и водолаза страховать, и катер распирать.

Но! Все водолазы, работающие на той аварии, поставленные задачи выполнили! На четвёртый день вода начала потихоньку уходить. Наконец-то от насосов был смысл. Начали осушаться коридоры уровней, открывая спасателям ужас и хаос. Зашевелись спасатели, зашумел лагерь, приготовились разведгруппы. Надо было доставать людей. Надо было хоронить погибших.


Работаем, мужчины. Ищем.



Из книги Давида Силича "Записки спасателя".

Лига спасателей

1.1K поста3K подписчиков