PAYDAY по-аргентински. Часть 2
Читайте ранее:
Перед началом ограбления, ребята встретились утречком, выпили кофе, нанесли на кончики пальчиков клей-момент, чтобы, когда он затвердеет, скрыть отпечатки. Про перчатки тоже не забыли — всё это часть плана и перестраховки, а то мало ли чего в запаре и нервяке случится. Затем они отправились к цели на двух угнанных автомобилях — на одной Марио и Пацан, на другой Фернандо и Док, а фургон уехал к месту конечного сбора. Бето к банку привезла жена. Инженер Себастьян работал один — он должен был заранее выйти к вырытому туннелю, подготовить лодки, забраться в подкоп и ждать, когда ребята возьмут банк и подадут сигнал по рации. После он пробьет стену в хранилище, соберет «пушку» и дело за малым — вскрыть ячейки.
Первым в банк зашел Бето — в докторском халате, со стетоскопом, с париком на башке и маской, ну чисто врач. За ним следовал Док в розовой рубашке и лыжной маске. Ребята достали пистолеты, объявили об ограблении и уложили всех в пол. Игра началась.
Следующий ход был за Марио и Пацаном — на украденной машине они заехали на подземную парковку банка, перекрыли и заблокировали выход, достали из багажника сумки с «Мегапушкой» и другими инструментами и поднялись к своим друзьям наверху.
Фернандо до поры до времени оставался в украденной тачке, припарковав её у входа в банк, — специально, для вида, чтобы полиция думала, что на этой машине они приехали, на ней же и сбегут. Ну или попытаются. После чего отправился в банк — он был одет в халат, бейсболку, лыжную маску, парик и солнцезащитные очки. Бедный Бето сперва не узнал, отчего схватился за оружие и побежал в его сторону, думал, что это какой-то левый залетный тип, который сейчас испортит всю малину.
— «Я увидел, как кто-то подошел к банкомату. На нем была шапка и комбез. Хватаю его, а это Фернандо. Не признал с ходу».
Теперь, когда все были на месте и роли определены, в игру включился Инженер — по сигналу он разрушил стенку хранилища, проник внутрь, собрал пушку и начали вскрытие… «пациента». Остальные должны были отвлекать полицию и тянуть время.
Копы тоже не сидели сложа руки — на место происшествия прислали самого опытного аргентинского переговорщика, который был во всей стране. Звали его Мигель Анхель Силео — майор спецподразделения «Сокол» полиции Буэнос-Айреса.
— «Мы припарковались как обычно. На месте нас ввели в курс дела. Мне дали номер телефона, с которого грабители вели связь.Я сел в фургон вместе с напарником, он прикрывал меня, как щит. Я набрал номер, и грабитель начал объяснять, мол, ограбление пошло не так, и они оказались в ловушке. Они не причинят никому вреда, но и в тюрьму тоже не хотят»
Мистер грабитель говорил:
— «Слушай, приятель. Я 15 лет отсидел в Сьерра- Чика. Так что давай разберемся быстро и без лишних трудностей»
Анхель вспоминал:
— «Помимо слов, я, как и все переговорщики, я обращаю внимание и на невербальные знаки, жесты. Это человек сидел, скрестив ноги. Его поза не соответствовала тому, что происходило в тот момент. Когда грабители берут заложников, они как правило нервничают, кричат и матерятся»
Мистер грабитель говорил:
— «Послушайте. Послушайте меня. Подготовьте кризисный комитет. А дальше уж я разберусь с ситуацией. Хорошо?»
Анхель отвечал:
— «Я говорю: “Ладно, тогда отпустите того, кто больше всех нервничает"»
Мистер грабитель отвечал:
— «А я уже и так кое-кого отпустил. Полицейского, Уолтера Серрано. Это был жест доброй воли. Больше никого выпускать не буду. Всё!»
Анхель вспоминал:
— «Я отложил телефон. Взглянул на начальника, он на меня и сказал: “Дай нам время”»
Это время нужно было и грабителям.
Мистером грабителем, который разговаривал с Алихао, был… Луисо Марио Витетта Селланеса. Благодаря журналистам, своей харизме и подвешенному языку, а также стильному образу, «Человек в сером костюме» стал лицом ограбления.
Так, отпустив полицейского, они дали понять, что не полные отморозки. Ну и чтобы обезопасить себя — если бы полицейский решил играть в героя, всё могло пойти не так, как планировалось.
В какой-то момент среди заложников возник очень нервный дядька — он все время плакал, не мог сходить в туалет и тем самым раздражал остальных.
— «Мы буквально вышвырнули его за баррикаду»
Вместе с нервным мужчиной отпустили и беременную сеньору. Так, согласно плану Фернандо, у полиции будет повод думать, что есть прогресс, а с ним и время добиться самого благоприятного исхода.
— «Мы должны выглядеть нервными и глупыми, как будто теряем контроль»
Кроме того, согласно задумке, люди, наблюдающие за всем на улице и дома, должны были начать сочувствовать грабителям, мол, власти довели до ручки бедных работяг. Также в переговорах подчеркивалось, что они не хотят повторения «Мясорубки в Ромальо», они вооружены и если что, будут стрелять, — надо оставаться спокойными и не глупить.
Фернандо тем временем обложился рациями — по одной связывался с напарниками, а по другой слушал полицейскую волну. И была ещё одна — обычный китайский дешман, который продают по две штуки. С помощью одной такой, сканируя частоты, ему удалось поймать переговоры спецподразделения «Сокол».
— «Ты только послушай!» — обратился Фернандо к Марио.
— «Я слышал, как снайперы посылали информацию руководителю операции, а тот говорил им в ответ. Я слышал, как они сказали: “Вижу того, что сверху. А я — того что внизу”. Значит, если их командир даст им отмашку, мы мигом получим по пуле в лоб. Согласитесь, ситуация была напряженная».
Быстренько позвонив куда надо, ребята потребовали убрать снайперов, а то они тут кого-нибудь порешат. Правда, по словам переговорщика, был нюанс — убрать-то убрали, но не всех. Кое-где оставили. Правда, они всё равно не пригодились.
— «Уходим. План “Пицца”.»
Но всему рано или поздно приходит конец. Тянуть время и «безвыходное положение» слишком долго было невозможно — пора было закругляться. Попросив полицейских привезти шесть пицц и сообщив заложникам, что они пошли совещаться, а тех, кто будет рыпаться, — грохнут, ребята в полном составе ушли в хранилище.
За те два с копейками часа переговоров Инженер успел вскрыть 143 ячейки из 400. Осталось только чутка прибраться — всё хранилище было залито отбеливателем. Также местами разбросали пряди волос, спертые из парикмахерских, — чтобы запутать следствие. Всю добычу спустили в лодки, оружие бросили, вход в туннель заминировали, а саму дыру перед уходом прикрыли тяжелым шкафом, как будто тут никого и не было, если не считать разбросанные взломанные ячейки и кучку аккуратно собранного мусора.
На одну из заранее приготовленных лодок закинули груз, а на другой двинули сами. Правда, мотор у «ведущего» по каким-то причинам заглох, пришлось грести веслами. Но недолго — вскоре мотор «ожил» и остаток пути они преодолели с ветерком. Примерно через полтора километра они добрались до нужного люка, где уже стоял фургон с Крестьянином — загрузили добычу в фургон, подняв мешки с помощью заранее подготовленных лебедок, кое-как влезли туда сами и укатили к месту сбора, делить бабки.
Когда спецназ пошел на штурм, товарищи уже считали награбленное и наблюдали за происходящим по телевизору в прямом эфире. Или, по крайней мере, они думали, что это была прямая трансляция. Каналы освещали операцию с 30-минутной задержкой, так как предполагали, что банда будет наблюдать за происходящим внутри банка, и не хотели сообщать им о готовящемся налете. Так они хотели переиграть преступников.
Анхель вспоминал:
— «Дверь открылась, и мы вошли. В тот момент я думал, что иду в бой».
Самих заложников после штурма никто не отпустил — все были подозреваемыми. В тот же момент кто-то из полиции сообщил, что, мол, всего преступников было четверо, и они задержаны. Потом пришлось давать опровержение и оправдываться, дескать, полицию журналисты неверно поняли — задержанных нет, арестовывать некого.
Что до самих заложников, то после установления личности, всех отправили домой.
Во время полицейского обыска банка места преступления спустя некоторое время нашли дыру за шкафом, куда сдуло наличку. Полезли туда.
Там оказалась взрывная ловушка — вызвали саперов. Оказалось, что муляж.
Ну а товарищи грабители после дележки…
— «Мы распрощались навсегда»
Все поехали кто куда — домой, в путешествие или… горы. На этом история могла бы и закончиться, но…
— «Видимо, они люди не глупые. Но и в Министерстве безопасности, в системе правосудия и в полиции тоже есть весьма сообразительные сотрудники. Может, они ребята и умные, но уже совсем скоро они будут рассказывать о своих подвигах на нарах».
…Прошло два месяца. Расследование у полиции застопорилось и наверное, так бы и висело висяком, пока в участке не возникла Алисия Ди Туллио. Помните такую? Жена Бето.
Она всех и сдала, с потрохами. В том числе, и своего мужа. Вот это поворот, да?
— «Однажды я пришел домой и обнаружил, что сумка лежит не на своем месте. Более того, я заметил, что там порядком недостает денег. “Слушай. Ты что-то брала?” “Ну да, 5 или 6 маленьких пакетов”. Ага, и в каждом по 300 000 баксов. Прошло несколько дней. Я припрятал в ящике несколько фунтов. Открываю ящик, а их нет. “Это я их взяла”. Ну я ей и предъявил, мол, нечего трогать мои деньги. Завязался спор. Верни их — нет и так далее. Мы поругались и я ушел. Я забрал, что осталось, а она вызвала копов».
Журналисты потом писали, видимо, со слов Алисии, что это месть за любовницу мужа, но сам Бето (и следователи, что вели расследование, а также другие участники грабежа) отрицает эту версию — это просто жадная баба, которая успела пошантажировать и других участников ограбления, чтобы каждый заплатил ей по 300 000, но она закономерна была послана в жопу. Сама она пошла в качестве свидетеля.
— «Все эти байки про измену — сущий бред. Будь у меня другая, я бы оставил жене немного денег и слинял куда подальше. Я без жены и сына никуда, ну да ладно. Алисия-то думала иначе. Деньги она ценила больше, чем семью. Вот и всё. Таков был трагичный итог моей истории. Вернее, нашей».
Так как ребята сильно далеко не разъезжались, их быстренько заластали — последними взяли Марио и Фернандо: первый отдыхал с семьей в Уругвае, а второй всё это время тусил в горах в единении с природой, кушая консервы, тренируясь и слушая радио в палатке. Потрясли их чуток, наскребли немного денег и драгоценностей из банка и начали судить.
Тут немного отвлечемся. Помните Дока? А Пацана? Их Алисия опознать не смогла, так как не видела живьем. И если Пацана до сих пор не нашли — неизвестно, жив ли он вообще, то насчет Дока у полиции и журналистов только подозрения, которые к делу не пришьешь. Сам Док — уважаемый адвокат, который по доброте душевной отмазывает аргентинских преступников бесплатно и само собою, имеет влиятельных друзей. Но опять же — это всё со слов журналистов и авторов различных. Кто он, чем известен и на самом ли деле адвокат, на которого тыкают пальцем? А хрен его знает. Так как обвинения предъявлено не было и каких-либо интервью этот человек не давал, а подельники не раскрыли его личность, то и говорить тут не о чем.
Интересно так же то, что в последствии полиция преуменьшала влияние Алисии на ход расследования — дескать, они и так знали, кто грабители, всякие улики были уже на руках, осталось только всё аккуратненько собрать в папочку и арестовать ребят. Мы, конечно же, верим.
В итоге всем, кого поймали раздали солидные сроки — от 9 до 20 с копейками лет.
Рубен Альберто де ла Торре («Бето») — 15 лет тюрьмы;
Хосе Хулиана Саллоечаваррия («Крестьянин») — 10 лет тюрьмы;
Себастьян Гарсия Больстер («Инженер») — 9 лет тюрьмы;
Фернандо Араужо — 14 лет тюрьмы;
Луисо Марио Витетта Селланеса («Коротышка») — 21 год и 6 месяцев тюремного заключения.
Но, больше всех отсидел в итоге Бето — 8 из 15 лет. Видимо, за совокупность преступлений и предыдущие сроки.
Себастьян Больстер провел в тюрьме только год и ещё два находился под домашним арестом. Фернандо, планировщик всей операции, отсидел год, и это время он провел с пользой — скорешился с местными, обучал их каратэ и йоге. Марио отсидел четыре года, а в 2013 году был депортирован из Аргентины в Уругвай в соответствии с Национальным законом о миграции, где и осел, как свободный человек, открыв ювелирный магазинчик, завел молоденькую красивую жену, сыночка, а также личный бложик — в общем, жизнь удалась.
Всё это произошло из-за пересмотра дела и улик. Оказалось, что ребята использовали игрушечное оружие — раз пистолеты не боевые, значит, какой-либо угрозы они не несли, следовательно, столько лет им выписывать ни к чему (а как мы помним, во всяких Бразилиях и Аргентинах за кражу дают минималку) — короче, смягчающие обстоятельства. Я не знаю как работает аргентинское законодательство, но это буквальный вердикт из материалов дела.
— «Мы затрудняемся подтвердить степень тяжести правонарушения. Оружие, захваченное в ходе рейдов, не совпадает с тем, что они принесли в банк. Там была бутафория».
Впрочем, полицейский, который охранял хранилище, мамой клялся, что стволы, которыми в него тыкали, были настоящими, но эксперты и судьи его словам не вняли — основные доводы охранника и следователей были такими, мол, никто в здравом уме, зная, что в банке вооруженная охрана, не пойдет его грабить с игрушечным пистолетом. Но домыслы к делу не пришьешь, а экспертиза показала то, что показала.
Тут отмечу, что ребята и до ограбления были не бедные, а уж после могли позволить себе хороших адвокатов, чем они, собственно, и воспользовались — команда у них была сильная.
По выходу из мест не столь отдаленных все участники стали аргентинскими суперзвездами — с ними здоровались и обнимались обычные люди, с чем-то поздравляя, они охотно раздавали интервью, участвовали в написании книжек или сами их писали, продавали права на имена и фамилии в фильмах и даже участвовали в написании сценария: Фернандо Араужо поучаствовал в написании сценария к фильму по всем этим событиям «Эль робо дель Сигло» или «Афера века» (кстати, очень рекомендую, годнота. Да, какие-то события изменены там в угоду динамики, но в целом всё на уровне). Также все (основные) участники снялись в документалке от Netflix — «Из-под носа: Последнее великое ограбление» в 2022 году. Также это ограбление вдохновило создателей на создание сериала «Бумажный дом» — сам я его пока не смотрел, но в интернетах очень хвалят.
На основной же вопрос — где остальные деньги, ребята отвечали только загадочной улыбкой — говорили, не помнят, при аресте ударились головой и отшибло память. Мы, конечно же, верим, а как иначе?
Завершу эту историю словами «Бето»:
— «По правде говоря, никакие деньги не компенсируют потерянное время. За год я успеваю сделать многое, а за год в тюрьме я не сделал ничего. Когда понимаешь, сколько времени потерял, ты сетуешь, жаждешь мести и всячески страдаешь, снова теряя годы, а там и всю жизнь. Как по мне, оно того не стоит».
Берегите время и жизнь, пацаны и девчата. Всего хорошего!
The Clash — Bank Robber
Мой папочка грабил банки,
Но ни разу никого не ранил.
Просто ему нравилось так жить,
И нравилось воровать ваши денежки.
Для вас писал Алексей Шухартской. Помощь в корректуре и редактуре оказывала Жанна Канаева.





















Лига историков
18.9K поста54.6K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения