Партизанские патроны. Часть 1.

В отечественной истории стрелкового оружия и боевых патронов к нему есть страница, которая интересна своей оригинальностью и не очень известна любителям темы.


Речь пойдёт о «партизанских патронах». Точнее о том, как во время Великой отечественной войны нашими патронщиками был разработан оригинальный метод переделки трофейных немецких патронов для стрельбы из отечественного оружия.

Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост

Трофейные немецкие патроны, а именно – винтовочный 7,92х57-мм «Маузер» и пистолетный 9х19-мм «Парабеллум» – приспособились переделывать для стрельбы из отечественного стрелкового оружия: первый – для 7,62-мм винтовок Мосина и СВТ, а также пулемёта ДП; второй – для 7,62-мм пистолетов-пулемётов ППШ и ППД, пистолета ТТ.


На рисунке выше парами изображены «герои» этой удивительной истории. Точнее, штатные отечественные и немецкие патроны с указанием их основных размеров. Отечественные слева, немецкие справа.


Даже первый, неискушённый взгляд на эти патроны говорит, что задача по превращению одних патронов в другие, мягко говоря, больше похожа на авантюру, чем на реальный технический проект. Особенно – учитывая особенности конструкции оружия. Попробуем в этом разобраться.


Имевшаяся до последнего времени по этому вопросу информация была разрозненна, не полна и не давала ясных ответов на все вопросы. В журнале «Оружие», № 6 за 2001 год была опубликована интересная статья Павла Столярова «Очумелые ручки: переделка патронов в полевых условиях‪‬». А в ноябре 2012 года Андрей Уланов (kris_reid) опубликовал в своём блоге Livejournal заметку, впервые представив публике обнаруженные им в архивах материалы по этой теме – Акт о результатах испытаний в апреле 1943 года переделанных немецких пистолетных и винтовочных патронов, а также более поздний Отчёт об испытаниях в мае 1943 года тех же патронов на Научно-Исследовательском Полигоне Стрелкового Вооружения Красной Армии (НИПСВО КА) в подмосковном Щурово.‬‬‬‬‬‬ Он же опубликовал интересную статью «Партизанский релоадинг».

Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост
Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост
Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост

Последним на сегодня, недостающим «кирпичиком», стала отдельная глава, посвящённая этой теме в первой книге четырёхтомной монографии «Боевые патроны стрелкового оружия».


Автор монографии, Владислав Николаевич Дворянинов, с конца 1982 года работал начальником ведущего в СССР и в России патронного отдела в ЦНИИТОЧМАШ, сменив на этой должности Бориса Владимировича Сёмина, который был непосредственным участником тех событий.

В его личном архиве и обнаружился любопытный документ – «Наставление к винтовочному ручному прессу для переделки трофейных патронов под отечественное оружие», выпущенное типографией издательства «Совецкая Беларусь» в количестве 500 экземпляров, содержание которой стало основой материала для главы в книге.

Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост

Итак, 1942-43 год. Идёт война. На оккупированных территориях действуют многочисленные партизанские отряды. Сначала спонтанно и разрозненно, но к этому времени – уже значительно более организованно и скоординировано. Для оперативного и чёткого руководства партизанскими формированиями, оказания им всевозможной помощи и снабжения, в мае 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Его возглавил первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко.


Кроме прочих, одной из основных задач штаба было обеспечение партизан всем необходимым для ведения боевых действий. В первую очередь – оружием и патронами к нему. Из истории хорошо известно, что партизаны испытывали в этом реальные и объективные трудности. Только лишь сегодня, издалека, рассуждая «здраво» и теоретически, можно с лёгкостью отправить бойцов «добыть себе оружие и патроны у противника». Конечно, партизаны всегда и во все времена добывали трофеи и с успехом их использовали.


Но перед тем, как судить о наилучших путях снабжения, надо представлять себе реальные потребности в патронах и реальные возможности добыть исправное оружие для них в требуемом количестве. Оружие всегда и во всех армиях положено было собирать на поле боя, утрата боевого оружия была серьёзнейшим проступком, за который сурово наказывали. Например, в немецкой армии даже за утерю запасного ствола к пулемёту полагался расстрел. Поэтому они носились в специальных чехлах с лямками, через плечо.


С другой стороны, ввиду огромного расхода патронов, снабжение ими осуществлялось в колоссальных количествах. Например, лишь за 50 дней Курской битвы нашими войсками было израсходовано полмиллиарда винтовочных и автоматных (точнее – пистолетных) патронов! Расходы германской армии были соответствующими. Поэтому добыть трофейные патроны было намного реальнее, чем оружие. И добывали, и рапортовали об этом в центр…


Как следует из архивных документов, лично начальник ЦШПД Пономаренко «выдвинул идею переделки трофейных боеприпасов для стрельбы из отечественного стрелкового оружия, использовав при этом все элементы трофейных боеприпасов: гильзы, пули, пороха и капсюля путём переобжатия пуль и гильз», а «работой по реализации выдвинутой идеи руководили гвардии подполковник тов. Гарбуз В.И. и инженер-подполковник тов. Трусов С.К.». Разработку технологии и практическую реализацию осуществили на Московском заводе №44 в Марьиной роще (филиал завода № 46 в Кунцево). Точнее, во вновь выделенном из него в 1943 году самостоятельном патронном ОКБ-44. В работах также принимали участие цех валового производства патронов непосредственно завода №44 и завод №304.


Идея наших патронщиков, в своей основе, была проста и оригинальна.


Немецкий винтовочный патрон переобжать так, чтобы он фиксировался в патроннике отечественного оружия скатом гильзы, а не шляпкой-закраиной, как наш штатный «мосинский» патрон 7,62х54-мм. Излишки гильзы отрезать. Пулю переобжать под наш калибр, порох использовать трофейный.

Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост

На рисунке синими линиями показаны места фиксации гильз обоих патронов в патроннике винтовки Мосина. Слева – наш штатный винтовочный патрон. Фиксируется выступом внизу гильзы – называемым шляпкой или закраиной. В центре – как располагался бы штатный немецкий винтовочный патрон. В этом эскизе допущена ошибка – диаметр немецкой пули больше, чем диаметр пульного входа в патроннике винтовки Мосина. Но некоторые знатоки утверждают, что стрельба немецкими 7,92х57-мм патронами из неё была «возможна и так», без переделки… Хорошо видно, что даже если «забить патрон до упора», он упрётся скатом гильзы и будет значительно длиннее нашего, выступая наружу и не давая затвору закрыться. Справа изображён переделанный трофейный патрон и, также синими линиями, обозначен способ его фиксации.

Партизанские патроны. Часть 1. Оружие, Патроны, Партизаны, История, Эксклюзив, Война, Снаряжение, Длиннопост

Немецкий пистолетный патрон и гильзу также переобжать, но «с изюминкой»: на переделанной пуле организовать ведущий поясок, который будет имитировать скат гильзы нашего патрона и фиксировать его в патроннике отечественного оружия. Также использовать немного переобжатую исходную гильзу с капсюлем и трофейный порох.

Для реализации этих идей использовать элементарный ручной пресс с достаточным усилием, набор матриц и пуансонов. Плюс приспособа для распотранирования и последующей сборки переделанных патронов. В принципе – всё реально осуществить, в том числе в условиях партизанского отряда.


Придумано-сделано-опробовано.


В апреле 1943 года состоялись, судя по всему, первые реальные испытания предложенного метода и отстреляны 1000 переделанных с его помощью патронов. Акт комиссии, подписанный всеми «основными» руководителями и исполнителями, был весьма положительным. В нём отмечалась безотказность работы оружия, нормальные начальные скорости пуль, хорошая кучность и пробиваемость, правильное давление пороховых газов. Для пистолетных патронов отмечалось, что «желательно снизить темп стрельбы за счёт уменьшения заряда, т.к. при большом темпе стрельбы обнаружено на 500 выстрелов 15 случаев застревания гильз между затвором и казённой частью ствола».


И выводы комиссии: «На основании результатов испытаний комиссия считает: вполне возможным переделку партизанами на местах трофейных пистолетных и винтовочных патронов для стрельбы из автоматов ППШ, ТТ и винтовки образца 1891/30 гг. Для решения вопроса возможности стрельбы из пулемёта ДП и винтовки СВТ, провести дополнительные испытания».


Разработчики, судя по датам архивных документов, весьма быстро провели доработку и улучшения в указанных направлениях, изготовили и подали на испытания 4200 штук винтовочных и 2000 штук пистолетных переделанных патронов. Испытания проводились на НИПСВО КА, в Щурово, Московская область, в начале мая 1943 года.


По итогам испытаний, 18 мая 1943 года был выпущен отчёт полигона «По вопросу испытания немецких винтовочных и пистолетных патронов, переделанных под отечественное оружие. На основании задания Арткома № 1204 от 23 апреля 1943 года, Научно-Исследовательским полигоном Стрелкового Вооружения К.А.».


Который читать без слёз невозможно. Видимо, мало кто ожидал такого провала и количества выявленных при испытании проблем… Если бы нам сегодня был доступен только этот отчёт, то кроме как драмой и авантюрой такую переделку назвать было бы сложно.


Что же выяснилось при этих испытаниях?


Во-первых, наружный осмотр переделанных патронов выявил, что они сделаны плохо – недопустимо большое количество пистолетных патронов с трещинами на пулях и гильзах, плохо закреплены пули и извлекаются усилием руки; винтовочные патроны плохо обжаты по дульцу, скат гильзы неправильной формы; по своим размерам те и другие резко расходятся с чертежами.


Во-вторых, начальные скорости пуль и давление пороховых газов как у переделанных пистолетных, так и у винтовочных патронов значительно ниже наших штатных патронов и требований отечественных ТУ.


В-третьих, количество задержек при испытании стрельбой из автоматической винтовки Токарева обр. 1940 года составило 100% для образца средней изношенности и 39,7% для неизношенной. Пулемёт Дегтярёва ДП «совершенно не давал автоматического огня». При стрельбе из пистолета ТТ выявлено до 14,3% задержек.


В-четвёртых, при испытании стрельбой из винтовок Мосина обр. 1891/30 г. выявлено очень тугое закрывание затвора, от 20 до 50% случаев; тугая экстракция стреляных гильз и необходимость применения шомпола для их выбивания из патронника (в 3% случаев); осечки при стрельбе из изношенной винтовки до 20%; «утыкание патрона и неотражение стреляных гильз, дошедшее в одной винтовке средней изношенности до 34,4% в общей сложности».


В-пятых, предоставленные на замену штатных, экстракторы для СВТ и ДП «сделаны небрежно, не удовлетворяют требованиям чертежей... два винтовочных экстрактора (из трёх) и один экстрактор для пулемёта ДП (из двух) сломались в процессе стрельб».


Вместе с тем, в отчёте отмечались и положительные результаты испытаний:


– прочность пульных оболочек и пробивная способность пуль пистолетных патронов удовлетворительна. Пробитие 3-х рядов 25 мм досок обеспечено. Кучность удовлетворительна;

– стрельба на безотказность работы пистолетов-пулемётов ППШ и ППД прошла удовлетворительно;

– пистолетные пули были уловлены в пакле, поясок у них исчез, пули были правильной формы, за исключением задка, где по диаметру они были меньше, чем у ведущей части и задок был несколько деформирован

Но этих «плюсов» явно было недостаточно для признания результатов испытаний положительными, поэтому выводы и заключение в отчёте были разгромными.


«Выводы [полигона]:


1. Немецкие пистолетные патроны, переделанные ОКБ-44 под отечественное оружие, непригодны для стрельбы из пистолетов ТТ, но могут быть использованы для стрельбы из пистолетов-пулемётов, при улучшении способа переделки, как указывается во 2-м пункте. Кучность и пробивное действие удовлетворительны...


3. Немецкие винтовочные патроны, переделанные ОКБ-44 под наше оружие, в том виде как они были присланы на НИПСВО КА непригодны для стрельбы ни из винтовки образца 1891/30 г. и 1940 г. (особенно последней), ни для стрельбы из ручного пулемёта ДП. При этом установлено, что чем более изношено оружие (оставаясь всё же в пределах войсковых допусков), тем больше задержек при стрельбе дают переделанные патроны».


«Заключение [полигона].


1. Способ переделки немецких пистолетных патронов, разработанный ОКБ-44 в принципе правильный и после доработки в направлении указанном в настоящем отчёте можно рекомендовать его партизанским отрядам.


2. Способ переделки немецких винтовочных патронов, разработанный ОКБ-44, непригоден, так как переделанные патроны не годятся для стрельбы из отечественного оружия.


3. Следует предложить ОКБ-44 разработать новый метод переделки трофейных винтовочных патронов, учтя все недостатки, выявленные испытанием на НИПСВО КА и пожелания последнего и новую партию таких патронов прислать на НИПСВО для вторичного испытания.


4. НИПСВО КА вообще считает, что подобная, хотя бы и усовершенствованная, переделка пистолетных и винтовочных патронов оправдывает себя только при отсутствии соответственного трофейного оружия».


Вот именно так – никому такая переделка не нужна…


Здесь следует отметить, что «Научно-Исследовательский Полигон Стрелкового Вооружения Красной Армии» – НИПСВО КА в Щурово был в те годы одним из самых авторитетных центров СССР в части исследований, разработки и испытаний новых систем стрелкового оружия и патронов. Опытные и технически грамотные военные инженеры полигона знали толк в своём деле и пользовались заслуженным авторитетом.


А ОКБ-44 при патронном заводе №44 было только что создано и ничем себя к тому времени не зарекомендовало. Так что «сдать зачёт» с первого раза можно было лишь при идеальных результатах. Хотя объективность заключения и обоснованность выводов полигона по результатам испытаний абсолютно очевидны.


Что дальше? Поскольку задачу по разработке такого метода никто не отменял, идея принадлежала лично начальнику Центрального штаба партизанского движения, и потребность в такой переделке была очевидна, работы должны были продолжиться.


И они продолжились.

(окончание статьи в следующей части...)

Оружейная лига

5.2K поста22.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещено:

- Посты, не относящиеся к оружейной тематике

- Посты, имеющие целью обсуждение политической, религиозной или другой новостной повестки, не касающейся оружия напрямую

- Оскорбления других людей или компаний

- Заведомо ложные или непроверенные сведения, подаваемые как правда.