Основы религиозных культур: Индуизм
Истина одна, путей много.
Если вы когда-нибудь бывали смущены и обеспокоены многочисленностью и разнообразием религий, то знайте, что этот раздел книги написан специально для вас. Мы предприняли смиренную попытку собрать из сотен источников простое, краткое резюме основных духовных путей всего мира. При этом мы полностью отдаем себе отчет в том, что преимущество такого резюме, его краткость, - это также и его слабая сторона. Ради краткости мы сознательно обошли стороной многие сложные и тонкие различия между духовными течениями и важные исключения в сходствах. И все же мы считаем, что наша работа может представлять определенный интерес, поскольку, хотя есть сотни книг, в которых учения отдельных религий излагаются на глубоком уровне, нам еще не попадалось ни одной книги с их непредвзятым сравнительным обобщением. Мы надеемся, что наш обзор хотя бы отчасти восполнит этот пробел.
Выбирая лишь несколько из главных верований каждой религии, мы стремились показать, в чем они сходны с индуизмом и чем отличаются от него. Возможно, прочтя этот раздел как-нибудь на досуге, вы сможете получить представление о фундаментальных истинах основных религий, исповедуемых сегодня на нашей планете, и найти свое место в ее духовном космосе.
ОСНОВАН: Индуизм, древнейшая религия мира, не имеет начала. Он существовал до начала письменной истории.
ОСНОВАТЕЛЬ: Индуизм не имеет основателя-человека.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Веды, Агамы и др.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1 млрд. чел., в основном в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Бутане, Непале, Малайзии, Индонезии, на островах Индийского Океана, а также в Африке, Европе и обеих Америках.
ШКОЛЫ: Существуют четыре основные деноминации: шиваизм (шайвизм), шактизм, вишнуизм (вайшнавизм) и смартизм.
СИНОПСИС: Индуизм - религия широкая и глубокая. Он поклоняется одной Верховной Реальности (известной под разными именами) и утверждает, что все души в конце концов осознают Истину. Индуизм не признает вечного ада и проклятия. Он приемлет все подлинно духовные пути - от чистого монизма ("Существует только Бог") до теистического дуализма ("Когда же познаю я Его милость?"). Каждая душа свободна искать свой собственный путь, будь то путь преданности, аскезы, медитации (йоги) или бескорыстного служения. Упор делается на храмовое богослужение, писания и традицию гуру-и-ученика. Динамичными практиками являются праздники, паломничества, воспевание святых гимнов и домашнее богослужение.
Для индуистского пути характерны любовь, ненасилие и праведная жизнь. Индуисты считают, что каждая душа реинкарнирует (перерождается) до тех пор, пока все кармы не растворяются и не достигается Богореализация. Величественные святые храмы, мирное благочестие индуистского дома, тонкая метафизика и наука йоги - все это играет важную роль во всех индуистских сектах. Индуизм - религия мистическая, ведущая верующего к личному переживанию внутренней Истины и, в конце концов, - к вершинам сознания, где человек и Бог суть одно.
Цели четырех главных индуистских школ.
ШИВАИЗМ: Главной целью последователя шиваизма является осознание своей тождественности с Шивой - в совершенном союзе и неразличимости. Это состояние называется нирвикальпа-самадхи, Самореализация, и может быть достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является савикальпа-самадхи, реализация Саччида-нанды, опыта единства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.
ШАКТИЗМ: Главной целью последователей шактизма является мокша, определяемая как полное отождествление с Богом Шивой. Промежуточная цель для шактов - хорошо и бескорыстно работать, чтобы после смерти можно было попасть в небесные миры, а потом получить новое хорошее рождение на земле, так как рай - всего лишь переходное состояние. Для шактов Бог - одновременно бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Амман, Раджараджешвари и т. д. Особенное внимание уделяется женственному Проявлению Бога, посредством которого в конечном итоге достигается мужское Непроявленное.
ВИШНУИЗМ: Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти, освобождение - достижимое только после смерти, - когда малое "я" реализует союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Господь Вишну - всепроникающее сознание- является душой вселенной, отличной от мира и от джив, "воплощенных душ", которые составляют Его тело. Его трансцендентное Существо - это небесная форма, пребывающая в Вайкунтхе, обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа присоединяется к Нему по достижении мукти, освобождения. Промежуточная цель - переживание милости Бога - может быть достигнута еще в воплощении посредством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.
СМАРТИЗМ: Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана, Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для реализовавшего существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле. При смерти его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман.
Пути достижения:
ШИВАИЗМ: Путь шиваитов делится на четыре последовательные стадии веры и практики, которые называются чарья, крия, йога и джняна. Душа эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни, затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру; душа достигает зрелости в состоянии джняны, или мудрости. В шиваизме ценится как преданность, так и йога, как бхактистские, так и созерцательные садханы.
ШАКТИЗМ: Духовные практики шактизма подобны шиваитским, но такты придают большее значение, чем Бытию, - Энергии Бога, мантрам и янт-рам, а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности: мужское - женское, абсолютное - относительное, удовольствие - боль, причина - следствие, ум - тело. Некоторые секты шактизма совершают тантрические ритуалы "левой руки", сознательно используя мир форм, чтобы трансмутировать и в конце концов трансцендировать этот мир. Подход "левой руки" несколько оккультен по природе; он считается путем немногих избранных. Путь "правой руки" по природе более консервативен.
ВИШНУИЗМ: Большинство вишнуитов считают, что религия - это выполнение бхактистских садхан и что человек может общаться и получать милость Бога Вишну, который проявляется через храмовое божество, или мурти. Путь карма-йоги и джняна-йоги ведет к бхакти-йоге. К высочайшим практикам все вишнуиты относят воспевание святых имен аватаров, инкарнаций Вишну, таких, как Рама и Кришна. Полностью вверив себя Господу Вишну (состояние прапатти), можно достичь освобождения от сансары.
СМАРТИЗМ: Большинство смартов, или либеральных индуистов, считают, что мокша достигается только посредством джняны и йоги (определяемой как путь интеллектуальный и медитативный, но не связанный с кундалини). Последовательными стадиями джняна-йоги являются изучение писаний (шравана), размышление (манана) и непрерывная медитация (дхьяна). Под руководством реализовавшего истину гуру и признав нереальность мира, посвященный медитирует на себе как Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи. Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум. Это бхакти-йога, карма-йога и раджа-йога, которые, как учат некоторые смарты, также могут принести просветление.
ВЕРОВАНИЯ ИНДУИЗМА
1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны - слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и непроявленной Реальностью.
3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения, сохранения и растворения.
4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих перерождений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то, что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность создают союз с этими дэвами и Богом.
7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необходимы личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничества, стремление к самопознанию и медитация.
8. Я верю в то, что всякая жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и поэтому практикую ахимсу, непричинение вреда.
9. Я верю в то, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению или лучше, чем все остальные, но все истинно религиозные пути суть грани Чистой Любви и Света Бога, заслуживающие терпимости и понимания.
Следующий пост будет про Буддизм.