168

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо!

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Всем привет, меня зовут Виктор и я наркоман Павлик учусь летать на такой штуке. Рад, что народ оценил мой прошлый пост, где я рассказывал что такое глайдеры и с чем их едят. Теперь же хочу подробнее рассказать о том как на них вообще летать. В прошлый раз я упоминал про термические потоки, которые дают возможность летать не имея двигателя. С них и начнем в этот раз.


Что такое термические восходящие потоки?


Об этом хорошо знают парапланеристы и прочие летающие спортсмены кроме, наверное, некоторых парашютистов, ведь последние при любом термике (термическом восходящем потоке) будут все-равно лететь вниз.


Если не вдаваться в детали то это поток воздуха, который идет снизу вверх. Например, нагрело солнце какое-то поле и объем воздуха над ним, воздух стал горячий и пошел вверх. Попробуйте поднести кусочек бумаги к любому горячему объекту, например, к разогретой конфорке или пламени зажигалки - почувствуете поток вверх.


Вот такие потоки ловят и парапланеристы и планеристы (glider pilot) и дельтапланеристы. Да-да, все эти ребята не летят сверху вниз и все - они вверх могут взмывать очень даже хорошо. Принцип набора высоты для самолета, как известно, немного отличается:

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Как найти термический восходящий поток?


Физика в том, что когда воздух идет вверх то он по итогу там охладится. А когда куча воздуха охлаждается то там что получается? Вспомните холодное стекло автомобиля осенью или банальную росу. Да, у нас в итоге конденсируется лишняя вода. Фишка в том, что в теплом воздухе, грубо говоря, может запасаться больше воды, чем в холодном, так что при охлаждении вся лишняя вода конденсируется. То есть появится облачко. Оно, кстати, на ощупь как туман или как кристаллики льда - я их во время прыжков с парашютом много трогал и летал сквозь них.


Все летуны чисто визуально находят взглядом облачка такой кучерявой красивой формы, которые говорят им о том, что под ними - восходящий воздушный поток. И лезут под него. Хотя бывают термики и без облаков, особенно утром. Вот даже в такую погоду:

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Как использовать термик для набора высоты?


Прежде всего нужно найти где самое сильное восходящее течение воздуха и быть как можно дольше в восходящей струе и как можно меньше в нисходящей. Короче в восходящем потоке летим медленно, а между ними летаем быстро.


Итак, летим мы под облако и аккуратно еле-еле держим штурвал и прислушиваемся к движениям глайдера. Какое крыло вверх потянуло? Правое? Значит у нас справа центр потока. Логично же, справа дует вверх - значит там поток сильнее.


Кстати, там прибор стоит, который показывает как в данный момент изменяется высота - растет или падает. И там же еще пищалка есть, которая при наборе издает веселый звук, а при снижении - грустный. Так что не заскучаешь.


Итак, поток у нас оказался справа, смотрим по сторонам чтоб не устроить ДТП в небе. Затем даем вправо штурвал и вправо педаль и рисуем спираль на месте пока у нас прибор показывает набор высоты. Или пока не надоест и не возникнет желание переключиться на другой поток.


Может быть такое, что из потока случайно вылетели - тогда возвращаемся обратно как в первый раз и снова режем спираль. Градусов под 20-30, наверное, но тут от потока зависит. Как-то так выглядит из кабины хорошая такая спираль:

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Удержание восходящего потока


Выше я уже писал, что все удержание сводится к тому, чтоб крутить эту спираль. За чем там следить? За набором высоты, за положением носа, за положением крыльев и за скоростью. И еще ты всем телом чувствуешь перегрузку. Это не машина - тут реально плющит, словить многократную перегрузку вообще изи.


Я пару раз делал ошибку - давал слишком сильный наклон самолета крыльями. Смотрю мол скорость растет, а когда скорость растет надо нос на себя, но это только когда самолет горизонтален. А я лечу-то боком, правое крыло внизу. Потому мое движение штурвала на себя не поднимает нос самолета выше, а закручивает его в более крутую спираль и скорость растет и при этом еще растет перегрузка - то есть начинает реально плющить в сидение. Решение элементарное - просто посмотреть что крылья слишком уж наклонены и ты летишь правым крылом вниз, но камон, я второй раз в жизни глайдером рулил. Короче инструктор поставил ЛА на место и я дальше развлекался, потом сам научился выводить, заводя штурвал в левый задний угол при избыточном наклоне вправо и наоборот с левым наклоном.


Итого - удерживаем наклон крыльев (это называется крен), удерживаем наклон носа (это называется тангаж), следим за скоростью, чтоб была в рамках допустимой и не далеко от скорости максимального качества (отмечена на спидометре) и следим чтоб высота набиралась, а не падала. И еще следим еще за тем, чтоб ни в кого не врезаться. И еще за тем, чтоб GoPro работала и не вырубилась от перегрева, как это произошло у меня сегодня :) кстати, закрепил на лямку ремней, которыми пристегиваешься с помощью крепления-прищепки. От перегрева спасает алюминиевый корпус-держатель вместо пластикового.

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Я постараюсь сюда писать иногда по поводу полетов для тех, кому это интересно тк сам столкнулся с тем, что информации об этом в рунете просто нет. Литература ограничена еще советскими книгами по планеризму, а на форумах и группах вконтакте просто перекотиполе пускать можно.


Больше информации и всякие фотки да видоски всегда можно найти в моем инстаграме https://www.instagram.com/smellslikelife/ и в Telegram канале https://t-do.ru/usaglider я туда пишу часто и много и то, что может не всем интересно, но там у меня почти никого нет и мне будет намного интереснее делиться с миром особенностями пилотажа, если это будет кто-то вообще читать :) Вот копирую пост из канала:


Парю в потоках


В эту субботу впервые прочувствовал самостоятельно что такое термальные потоки и как в них парить. Я уже как-то писал, что это восходящие массы нагретого воздуха. В общем в миле от аэродрома нашел такой поток и вообще без проблем в нем набирал-сбрасывал высоту в течение почти часа. Двигателя нет, а летишь вверх) пришлось приземляться только потому, что час - желательное время полета, через которое тебя ждут внизу, так как вообще ты не один учишься и там кроме тебя еще студенты есть)


В этот раз облаков не было вообще, но потоки были. Один поймал над парковкой, другой над группой зданий и один над полем. А еще в этом же потоке кроме меня кружил еще один глайдер, чем делал полет намного интереснее) Элементарное правило безопасности - два глайдера должны кружить в одном направлении, чтоб не столкнуться. А еще чисто визуально глайдер в повороте летит как-бы боком, как машина на дрифте. Выглядит эпик)

Основы полетов на глайдере: Оседлать термические потоки аки воздушный ковбой, йо-хо-хо! Планер, Планеризм, Параплан, Дельтаплан, Авиация, Пилот, Высший Пилотаж, Самолет, Длиннопост

Всем спасибо. Надеюсь, у меня получилось написать более-менее интересно) Впереди еще много тем - как летающие вокруг птицы могут спалить самые классные потоки, как не вдолбить другой глайдер и как и что вообще для этого нужно.


PS: Я лично очень многим обязан интернету и я узнал и выучил почти все, что использую в жизни, благодаря интернету и умению находить и использовать информацию. Чувствую в какой-то мере своим долгом вложить в интернет обратно как минимум не меньше, чем взял. Всю информацию можно копировать куда угодно кому угодно, если сошлетесь на автора - мне будет приятно, не сошлетесь - не страшно.


PPS: Завтра снова на аэродром XD

Найдены дубликаты

Авиация и Техника

6.2K постов12.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
6849

Про зарплаты и инфляции

6698

Программист, обнародовавший видеоархив пыток заключенных, объявлен в розыск

Программист, обнародовавший видеоархив пыток заключенных, объявлен в розыск ФСИН, МВД, Повтор, Новости, Негатив, Политика
Программист, обнародовавший видеоархив пыток заключенных, объявлен в розыск ФСИН, МВД, Повтор, Новости, Негатив, Политика

Показать полностью 2
6556

Современные проблемы требуют современных решений

Современные проблемы требуют современных решений
5759

Москва унылая

5699

Зачем наказывать виновных, когда можно обвинить того, кто виновен в огласке?

Зачем наказывать виновных, когда можно обвинить того, кто виновен в огласке? Комментарии, Комментарии на Пикабу, Негатив
4961

Когда тебе уже за 40, но все равно в душе ещё ребёнок

4704

Вопрос

4412

Совсем уже обнаглели

Совсем уже обнаглели
4301

Прозвище. Когда немного темнеет...

3913

Передавший видео пыток в российских тюрьмах белорус объявлен в розыск

3850

Свой бизнес- всё..?

3499

Интересно, долго дрессировали...

3455

Находка

3117

Жители Сосенского поселения Новой Москвы, просившие решить проблему с мигрантами, создают группы самообороны

Жители Сосенского поселения Новой Москвы, просившие решить проблему с мигрантами, создают группы самообороны Негатив, Мигранты, Москва, Отряд, Самооборона
Показать полностью 1
3026

Вот оно что

Вот оно что
2972

Ответ на пост «Доспехи» 

Ответ на пост «Доспехи» Доспехи, Латы, Рыцари, Без звука, Комментарии, Шедевр, Ответ на пост, Длиннопост, Комментарии на Пикабу
Показать полностью 1
2925

Всё как у людей

Всё как у людей
2874

Австралийская моль

Австралийская моль Моль, Картинка с текстом, Австралия
Показать полностью 1
2606

Как я отмываю бабло в реалиях России 21 века

2540

Молодой человек совершил намаз в вестибюле московского метро

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: