Однажды в Топях
Внимание, рецензия содержит спойлеры.
Поскольку все, кому надо, сериал уже посмотрели (правда, подавляющее большинство зрителей до финала не дотянуло, но их легко понять и простить), то я не стану церемониться со спойлерами.
Начало было многообещающим, хотя создатели сыграли в поддавки, заявив проект как историю про пятерых молодых людей, которые приезжают в таинственную деревню Топи, где встречаются со своими фобиями и тараканами, и если они не сумеют эти страхи и тараканов победить, то останутся в Топях навсегда. Согласитесь, историй про “победить страхи” все мы читали и смотрели сотни. Но сделать-то можно по-разному, потому я выдал Глуховскому и компании некий кредит доверия, и по первым сериям мне показалось, что не ошибся.
Вообще к творчеству Глуховского я отношусь плохо и не вижу смысла это скрывать. Нет, первый его роман “Метро 2033” вполне годился в качестве убийцы времени, разве что категорически не рекомендовалось включать мозги, иначе всё сыпалось и рушилось. Но потом, чем дальше, тем больше, автор вообразил себя не каким-то там фантастом, а настоящим литератором и вершителем судеб. Естественно, не мог он пройти и мимо кинематографа — и вот уже на экраны вышел фильм “Текст” по одноимённому роману.
Это был тот редкий случай, когда кино оказалось значительно лучше книги — в первую очередь потому, что не надо было продираться сквозь нечеловеческий русский язык Глуховского со всеми этими “ёлок миллион густо и непроходимо натыкано вдоль путей”. “Текст” даже неплохо окупился в прокате (правда, после того, как подозрительно вовремя вскипел вал возмущений по поводу порносцены Асмус-Янковский, которую все и бросились смотреть на больших экранах). Асмус, напомню, в итоге развелась, а Глуховский стал успешным сценаристом.
Тем удивительнее было для меня увидеть весьма интересную, хотя и спорную, первую серию. Она практически полностью была посвящена представлению героев — за что некоторые критики её ругали — и герои оказались весьма любопытными, за исключением разве что чеченки Эли Мусаевой. Вторая серия удивила ещё больше — несмотря на странные вещи типа “герои выехали на поезде из зимней Москвы, а на станцию под Архангельском приехали солнечным летом”, это была полноценная завязка захватывающей истории. С отличными диалогами (чем Глуховский тоже никогда не блистал), мелкой неназойливой тарковщиной (особенно в работе оператора Григолюнаса, который в “Топях” единственный вне всякой критики) и хорошей актёрской работой.
Тем печальнее было наблюдать, во что это начало превращаться с третьей серии. Как говорится в Библии, “и он упал, и было падение его великое”.
Здесь необходимо заметить, что Глуховский и режиссёр Мирзоев в 2014 году собирались делать из “Топей” полный метр, но не смогли найти продюсера и соответственно финансирование. А жаль, потому что полный метр из этого мог получиться достойный (мы пока не будем о финале). По крайней мере, значительно более качественный, нежели сериал. Но случилось так, как случилось, и полутора- или двухчасовой сюжет пришлось размазывать на семь часов, как масло на хлебе у скупердяя.
Это и погубило “Топи”.
Четвёртую, пятую и шестую серии можно в принципе совсем не смотреть. Нет, не как-то перекроить сценарий, а просто не смотреть в нынешней версии “Топей”. Там не происходит практически ничего, герои и зрители не получают почти никакой новой важной информации. “А как же судьба и смерть кавказской девушки?!” — спросит кто-то. А вы попробуйте выкинуть кавказскую девушку из повествования совсем, с самого начала, с первой серии. И ничего не поменяется. Она и сумасшедший ветеран чеченской кампании нужны исключительно как повод поговорить о кровожадной российской армии.
Герои вообще любят произнести монолог на заданную тему — как правило, о том, что у нас в России плохо. А плохо всё, от медицины до экологии. Порой можно закрыть глаза и представить, что это сам Глуховский вещает на “Эхе Москвы”.
Как я уже говорил, те, кто не досмотрел “Топи” до “лобового” финала и не узнал, что “всем вам Хозяин нужен”, потеряли немного. Но кое-что всё-таки потеряли.
В первую очередь, это кастинг и работа актёров. Нет, там тоже не всё ровно. Меньше всех впечатлил, пожалуй, Иван Янковский, которому после двух серий стало тупо нечего играть, и он принялся для оживления сюжета бегать по деревне без штанов. Там вообще много мужиков бегает без штанов, Янковский просто чаще всех. “Все девочки очень довольны, что им показывают задницу Янковского”, — разъяснил Глуховский. Ну, допустим. Тем более Янковский был несколько уравновешен героиней Вероники Мохиревой, которая вообще в одежде почти не появляется.
Да, чтоб не забыть — Глуховский во всех интервью так настойчиво утверждает, что герой Янковского — стартапер, который создаёт хитроумный мессенджер и его прессует ФСБ — не списан с Павла Дурова, что возникает обратный эффект.
С остальными актёрами всё куда лучше. Хотя играть им с третьей по седьмую серию тоже особенно нечего, кроме Шпицы, которой повезло, и её персонаж исчезает почти сразу. Однако даже в таких условиях очень мощно смотрится Тихон Жизневский, играющий беспринципного журналиста. В отличие от манерного Янковского, он выглядит крайне реалистично и, как ни странно, вызывает максимальное сочувствие, хотя этого вроде не планировалось.
Максим Суханов в роли Хозяина — несомненная глыба. Правда, тут создатели “Топей” слегка перемудрили и сами себя надули. Герой Суханова появляется и пропадает во второй серии, вроде как навсегда, но мы-то понимаем, что актёра такого калибра вряд ли пригласили на столь мелкую роль, потому личность таинственного Хозяина считывается на раз. Сюрприза не получается.
Хорош местный мент-капитан в исполнении Александра Доронина. Прекрасны два чокнутых уголовника, живущих в вагончике-бытовке, куда Хозяину хода нет (притом что я и актёров-то таких не знаю). Отличные старик со старухой, приютившие несчастных москвичей. Эпизодическая проводница в поезде — шедевр.
К режиссуре вопросов по большому счёту тоже нет — только в последней серии складывается впечатление, что Мирзоев куда-то ушёл с площадки.
Очень многим понравилась музыка к фильму в исполнении дуэта AИГЕЛ — тут спорить не стану, хотя мне саундтрек надоел уже к середине.
Но финал “Топей” реально заставляет забыть все положительные моменты. Нет, для современного российского кино это в принципе нормально — уж сколько их упало в эту бездну. Тем более финал ожидаем — хотя кто бы сомневался.
“Это же Митя написал. Наверняка там будет какой-то типичный либеральный твист, что на самом деле мы сами все г-о, и поэтому всё так”, — приводит слова писателя Сергея Минаева о “Топях” критик Зинаида Пронченко. Минаев не ошибся — примерно об этом нам и рассказали в седьмой серии, не объясняя целый ряд сюжетных поворотов, загадок и намёков. Ну, или же объяснив их самым примитивным образом — химзавод в воду льёт всякую дрянь, вот и приблазнилось бедолагам.
Сам Глуховский в интервью Киноарту свысока попенял зрителям:
“Все люди, которые увлеклись мистической составляющей и разозлились на рациональное и критическое объяснение — по сути, именно те, кто выбирает остаться в Топях, в мороке, как и ряд главных героев”.
То есть не понравилось вам — сами дураки, не доросли ещё, вата.
В качестве ответа этому явно непродуманному тезису автора “Топей” процитирую слова сценариста и писателя Сергея Волкова, с которыми стопроцентно согласен:
“Да, он, увы не понимает, как инфантильно и глупо выглядит с этим им же и выдуманным “тяжким крестом мессии”, страдающим среди тупого неблагодарного быдла”.
Подводя итог: событием “Топи” явно не стали. Создатели запутались в своей же истории, растеряли темп, не нашли достойных занятий персонажам и свели сюжет к банальщине. Заканчивается сериал кадрами поезда, который мчится по кругу вокруг Топей (что является вольной или невольной цитатой из хорошего фильма 1992 года “Комедия строгого режима”). И выбраться из этого замкнутого круга, в который сами же себя загнали, авторы сериала не сумели. Хотя в итоге все и свалили на зрителей.
Юрий Бурносов, специально для Fiztroy Magazine
Всё о кино
23.8K поста60.6K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.