67

Неприлично, зато полезно)

Интересная мысль от Нэнси Мак-Вильямс о конформизме и морали.


Иногда пациенты приходят к мысли, что цель терапии состоит в том, чтобы помочь им “очиститься” от подобных ("непристойных") чувств, а не принять их как часть обстоятельств человеческой жизни. Когда одна из моих дочерей была дошкольницей, воспитательница провозгласила, что добродетель заключается в “думании хороших мыслей и делании хороших дел”. Это заявление обеспокоило мою дочь.


Она получила большое облегчение, когда, прокомментировав данное утверждение, я сказала, что не согласна с ее воспитательницей. Думать плохие мысли – даже забавно, особенно если делать хорошие дела, несмотря на эти мысли.


После этого моя дочь в течение четырех месяцев (особенно когда она пыталась не обидеть свою маленькую сестричку) делала озорное лицо и объявляла: “Я делаю хорошие дела и думаю очень плохие мысли!” Девочка училась намного быстрее, чем люди, всю жизнь путающие фантазии и реальность. Но то, чему я пыталась научить ее, оказалось тем же посланием, которое исцеляет параноидных клиентов.©

Неприлично, зато полезно) Мораль, Психология, Психотерапия, Неприлично, Психогигиена

Бывают такие ситуации, когда ты не можешь человеку прямо сказать то, что ты о нем думаешь. По разным причинам. И в такие моменты очень полезным оказывается умение говорить это про себя, глядя на человека открытым взглядом. Это не прилично, но иногда просто бесценно! А Вы часто так делаете?)

Дубликаты не найдены

+5

     Да, постоянно и не чувствую что это что-то неприличное, никто ж не знает.))

Вообще по-моему вести с собой диалог - полезная практика, особенно когда переполняют всякие непонятные ощущения, не дает загнать их куда-то в лабиринт твоего сознания, а вытаскивает на поверхность.

Еще может не в тему, но бывают случаи когда ты сидишь себе спокойно, пьешь чаек с зефирками и вдруг твоя память решает воспроизвести как ты факапнулся 6 месяцев назад перед кучей людей...=D Мне в такие моменты очень помогает говорить себе что никто кроме меня сейчас об этом не думает и становится не так стыдно))

+4

"Порядочный человек, тот, кто делает гадости без удовольствия" (С)

раскрыть ветку 3
+1

Классно!) А кто это?

раскрыть ветку 1
+1

Довлатов. Кажется, из "Компромисса", но это не точно.

0

:)

+4
Вот все так и живут с фигой в кармане.(
раскрыть ветку 1
0

:)

+4

Нууу, да некоторым хотелось бы увидеть телефончики тех девочек, которые делают хорошие дела и думают плохие мысли.... ;)

раскрыть ветку 4
+4
У меня вот такой)
Иллюстрация к комментарию
+1
А мы не раздаем телефончики на лево и на право. Или тебе для друга?)
раскрыть ветку 2
+3

я думаю, здесь мы должны последовать примеру Алевера, отринуть лицемерие и просить для себя)

раскрыть ветку 1
+2

У меня был отчим, я ещё подростком была, он посоветовал мне: «Когда кто-то говорит тебе о своих болезнях или что-то плохое рассказывает, смотри на него и мысленно говори ему Иди на%уй». Бывает, применяю, когда собеседник очень сильно раздражает. Правила приличия не позволяют нам озвучивать все подряд, а разряжаться как-то нужно.

раскрыть ветку 2
+1

Хороший пример! Я что-то такое и имел в виду.

0

Надо попробовать:)

+1

Я всегда так делаю,ни разу не помогло.Очень,очень,очень хочется сказать все это в слух.И никогда их больше не видеть.

+1

Одна продавщица, ещё советских времён, нагибалась под прилавок и со страшным лицом тихо посылала всех нахуй. Говорит помогало...

раскрыть ветку 1
0

Додумалась же :)

+1

Часто..

0

Мне кажется, это верное поведение. И проговаривание "гадостей" про себя глядя на человека уменьшает раздражение, хоть и не убирает его.
Хотя, предположу, что так делают если не все, то многие :) Другой вопрос, что "можно" дать себе индульгенцию и не считать себя виноватым за такие мысли.

-4

Почему б не построить жизнь так, что б не приходилось думать о чем-либо плохом?

раскрыть ветку 10
+6
Не всегда плохое зависит только от тебя
мы взаимодействует с другими людьми, а они уже не в нашей власти
раскрыть ветку 9
0

Согласен. Когда думаешь, что все плохое зависит от тебя - это тяжело, наверное.

0

Как у Вас получается думать прям обо всем? У меня на это никакого времени не хватает.

раскрыть ветку 7
Похожие посты
292

Как перестать зависеть от мнения других людей

Как перестать зависеть от мнения других людей Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Зависимость, Длиннопост, Саморазвитие

Как перестать зависеть от чужого мнения? Да просто перестаньте обращать на остальных внимание!


Скажите, вам эти советы еще не надоели?


Вот есть у вас проблема, вы идете в интернет, пишите «как перестать зависеть от чужого мнения» и думаете «Ну уж на этот вопрос психология смогла найти ответ?»


И что же готовы вам предложить российские профессиоаналы?


Я себе выписал ответы:

— Надо выработать свое собственное мнение и перестать со всеми соглашаться.

— Концентрируйте внимание на своих собственных ценностях, а не на ценностях других людей.

— Принимайте себя таким, какой вы есть и будьте настоящей версией себя.

— Вы должны понять, что вы не денежка, чтобы всем нравиться.


А мое любимое "Вам надо просто перестать обращать внимание на мнение других!".

Как перестать зависеть от мнения других людей Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Зависимость, Длиннопост, Саморазвитие

Несмотря на свою вопящую очевидность, с этими советами вряд ли можно поспорить, и может быть они даже работают.


По четвергам, с двух до двух пятнадцати.


Только остается главный вопрос:


КЭ А КЭ?


Как мне перестать обращать внимание на мнение других людей, если это самое внимание, зараза такая, постоянно само обращается?


В этом посте не будет никаких банальностей, очевидностей, советов за триста, и уроков за пятьсот. Сегодня, вы получите несколько техник, которые помогут вам справиться с зависимостью от чужого мнения. Чистая, как слеза депутата, практика.


К счастью, чистая практика не может обойтись без увлекательной теории.


Прежде всего, определимся с терминами — что такое зависимость от чужого мнения?


Это совокупность убеждений, ощущений и программ поведения, проявляющая себя в систематическом игнорировании и подавлении собственных желаний и потребностей ради получения положительной или избегания негативной оценки другими людьми;


Теперь разберем признаки этого определения.


Убеждения — это представления о том, как реальность устроена (карты) и как мне в этой реальности действовать (программы);


Какие убеждения можно обнаружить у людей, которые зависят от мнения окружающих?


Я подготовил для вас примерный список того, с чем я работаю на консультациях:

Как перестать зависеть от мнения других людей Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Зависимость, Длиннопост, Саморазвитие

Вторым признаком зависимости являются неприятные ощущения, возникающие в ситуациях потенциального одобрения или неодобрения ваших действий другими людьми.


Это может быть страх, ужас, паника, ступор, стыд, вина, напряжение и так далее.


Как только вы испытываете эти ощущения, у вас включаются выученные программы поведения, такие как: спрятаться, уйти, соврать, заискивать, жаловаться, бичевать себя и так далее.


Следующий важный признак зависимости от чужого мнения — это наличие собственных желаний и потребностей, которые систематически игнорируются или подавляются.


Проблема зависимости возникает тогда, когда есть внутренний конфликт, между своим и чужим. Между моими желаниями и чужими оценками.


Если бы не было своего, то не было бы напряжения, не было бы внутреннего конфликта, не было бы и проблемы. Мы бы просто впитывали чужое, и слепо делали то, что нам говорят.


Стало быть не важно, осознаете ли вы свои желания и потребности, или нет. Если есть напряжение — значит есть конфликт, если есть конфликт — значит есть мое и чужое, которые между собой борются.


Откуда и как формируется зависимость от чужого мнения?


Как и большая часть психологических проблем — от неврозов родителей и их педагогической безграмотности.


Можно выделить несколько факторов, которые могут повлиять на развитие зависимости от чужого мнения:


Первый — это диктатура. Ребенок бесправное существо, у которого нет права на собственное мнение. Все что хочет ребенок — это херня, и он будет делать только то, что хотят родители. Желания и потребности ребенка полностью игнорируются, и страдать ему по этому поводу запрещено. Почему? Потому что я так сказала, рот закрой и сиди тихо.


Второй — инвестиционный проект. Ребенок надежда родителей на реализацию их нереализованных хотелок. Поэтому ребенок должен прилежно учиться, радовать маму с папой, быть удобным и приятным. Его собственные желания и потребности так же игнорируются, поскольку он непременно должен достичь того, чего не достигли родители. Или стать успешным, потому что родителям нужны разносчики стаканов с водой.


Третий — гиперопека. Ребенок — сахарный кулек без ручек и ножек, поэтому его надо всячески оберегать и все за него делать, включая подтирание попки. Казалось бы, что у таких-то родителей все желания и потребности ребенка осуществляются? Фигушки, любая инициативность и самостоятельность ребенка подавляется, любые опасные и ненадежные увлечения выжигаются советской сваркой. Итог — как в анекдоте: — Мама, я проголодался? — Нет сына, ты хочешь в туалет. 


Четвертый — будь как мы, будь как все. Мама с папой сами довольно зависимы от чужого мнения, например бабушек и дедушек, и они соответствующим образом воспитывают своих детей. Все "странное, необычное, непривычное" в желаниях и потребностях ребенка осуждается со словами "А что подумают люди?".


Пятый — непоследовательность. Случается, когда в процессе воспитания участвует несколько человек с разными моделями воспитания. Например детей воспитывает родители и бабушки с дедушками. Одни ребенку разрешают что-то, другие это же самое запрещают. То есть наличие или отсутствие какого-то правила зависит от прихоти взрослых. Из-за чего ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к чужим хотелкам, игнорируя свои желания и потребности.


Значит, что такое сказал, откуда берется сказал, как формируется сказал... Ну тогда, если вы все осознали, тогда идите и не грешите. На сегодня все, до встречи в следующих...


Ладно, вы же видите, что внизу еще гора текста, кого я тут пытаюсь разыграть.


Что именно вы сегодня с вами будем делать?


Проблема «зависимости от чужого мнения» имеет несколько своих измерений:

Как перестать зависеть от мнения других людей Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Зависимость, Длиннопост, Саморазвитие

Психотерапия — это как восхождение на гору, зайти можно с любой стороны, вершина всегда одна. Мы с вами зайдем со стороны будущего, то есть негативных прогнозов и ожиданий.


Всякий раз, когда вы думаете о том, чтобы делать так, как вам хочется, у вас может возникнуть спектр чувств, таких как:  страх, тревога, чувство вины или стыда, чувство беспомощности или чувство бессмысленности.


Происходит это потому, что в вашей голове, чаще всего неосознанно, возникает прогноз: "Если я попробую сделать то, что я хочу, тогда... будет плохо".


Существуют пять взаимосвязанных источников для таких прогнозов:


—Собственный негативный непосредственный опыт в прошлом (пробовал раньше знакомиться - не получилось);

—Похожий опыт (пробовал раньше общаться с незакомыми людьми на вечеринках — получалось плохо);

—Негативный опыт других людей, которые пробовали сделать это (видел, как другие обсираются — сам не хочу);

—Программирование близкого окружения (если ты попробуешь сделать это, говорила мне мама, то ты обязательно обосрешься);

—Интегрированное мнение других людей (я слышал, что если ты попробуешь сделать это, то обязательно обосрешься);


Все это является фундаментом для собственного решения — я точно знаю, что обосрусь, поэтому я не буду это делать.


Первый практический блок — сбор материала для проработки.


Алгоритм:

1. Ознакомьтесь с таблицей убеждений, которую я привел выше. Ссылка на PDF

2. По каждому из убеждений задайте себе вопрос: "Насколько я верю в эту идею, или насколько она для меня правдива?". От нуля до ста процентов, где ноль — не верю вообще, а сто — верю полностью.

3. Составьте список убеждений, от наиболее правдоподобного к наименее правдоподобному.

4. К каждому из убеждений задайте серию следующих вопросов:


—Были ли у меня в жизни ситуации, которые подтверждают это утверждение?

Например: "Мои потребности и желания не важны". Есть ли у меня опыт, когда мои потребности и желания обесценивались, признавались не важными, не существенными? От моих желаний и потребностей отмахивались или их открыто игнорировали?



Кто нибудь из моего окружения (семья, друзья, знакомые) поддерживает это утверждение?

Тут два варианта:

— Кто-то из окружения считает, что ВАШИ желания и потребности не важны. Например вам уже тридцать годочков, а ваша мама до сих пор отказывает вам в праве иметь собственные желания и потребности. Советует вам всякую чепуху, критикует ваши решения, вторгается в ваше личное пространство и так далее.

— Кто-то из окружения считает, что ИХ желания и потребности не важны. Например ваш товарищ не может послать в пешее эротическое своих родственничков, которые уже целый месяц гостят в его квартире недельку.


Пример заполнения:

Как перестать зависеть от мнения других людей Психология, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Зависимость, Длиннопост, Саморазвитие

Готово, теперь у вас есть материал для работы.


Приступаем к отработке:


Техника 1 "Заживление ран"


1. Выбери первую ситуацию. Кратко опиши ее — когда произошла, кто в ней учавствовал и что произошло.

2. Опиши свои ощущения, когда ты вспоминаешь про свой неудачный опыт. Неприятно ли об это вспоминать?

3. Если нет, то переходи к следующей ситуации. Мы ищем неприятные ощущения.

Если да — то как можно назвать это ощущение? Стыд, вина, обида, разочарование, беспомощность, подавленность или что-то другое?

4.Опиши эти ощущения по следующим критериям:

—где ощущается в теле? Голова, шея, грудь, спина, живот, руки, ноги?

—какое по размеру?

—что-то статическое, как будто бы застряло на одном месте, или же перемещается?

—это что-то расширяющееся, сжимающее, давящиее, тянущее или нечто иное?

—по температуре, скорее теплое или холодное?

—сколько процентов энергии отнимает?

5. На материальном уровне это нейронные связи, формирующие специфический рисунок нервно-мышечного напряжения, возникающий в ответ на определенной внешний раздражитель.

На образом уровне —  вас ранили. Словом, действием, отношением. И эта рана еще как будто бы не зажила, и до сих пор болит. И всякий раз, когда вы только думаете о том, чтобы следовать своим собственным желаниям и потребностям, тело напоминает вам об этой ране неприятными ощущениями.

6. Тело хранит этот опыт, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем. И оно будет продолжать воспроизводить этот болезненный опыт, пока не получит иного опыта. Или пока вы не примите решение — нужно ли вам воспроизводить этот опыт?

7. Посмотрите на рану — какой ее образ? Как оно вам рисуется? Чистая рана или нагноившаяся?  Рана поверхностная, глубокая или сквозная?  Рваная, колотая, резаная?

8. Проследуйте своим мысленным взором до самой дальней точки этой раны. Есть ли на ее дне какие-нибудь осколки? Какая-нибудь грязь, гной, мусор?

9. Теперь примите решение — собираетесь ли вы дальше ходить с этой раной дальше по жизни, или же все таки хотелось бы восстановится? Вопрос может показаться риторическим, но очень часто наличие каких-то травм несет для нас вторичные выгоды. Мы можем использовать свою боль для чего-то в своей жизни, например для самооправдания.

10. Если вы твердо решили исцелится, и никаких вторичных выгод у вас нет — тогда задайтесь вопросом — что с этой рано можно было бы сделать?

11. Например, можно было для начала ее очистить от грязи, гноя и мусора. От всего черного, серого и коричневого. От всего дурно пахнующего, застарелого, заплесневелого. Как именно это можно было бы сделать?

12. Когда придумаете свой собственный способ очистки раны — позвольте ему осуществится. Наблюдайте, как происходит очищение, или как оно бы происходило, если бы вы позволили процессу осуществится.

13. После очищения раны, можно подумать о способе заживления. Зашить, или может чем-нибудь помазать? Найдите свой собственный способ заживления раны и позвольте вашему телу его осуществить.

14. После того, как рана затянется, проверьте ваши ощущения. Критерием того, что вы не просто фантазируете всякое, а занимаетесь психотерапевтической работой будет изменение ощущений. Если стало легче — значит вы все сделали правильно.

15. Вновь проиграйте травмирующую ситуацию в голове, от начала до конца. Как теперь изменились ощущения? Проверьте рану — не открылась ли она вновь? Если открылась — то повторите процедуру по исцелению вновь.

16. Как только от этой ситуации не останется никаких ран, переходите к проработке следующей ситуации из списка.


Техника 2 "Отсоединение от авторитета"


1. Выберите человека, от мнения которого вы зависите, или неодобрение которого вызывает у вас неприятные телесные ощущения.

2. Представьте образ этого человека.

3. Как ваше тело реагирует на эту картинку? Возникает ли где-нибудь неприятное ощущение, и если да, то где? Если нет — переходите к следующему человеку, мы ищем телесный отклик.

4. Опишите возникшее неприятное телесное ощущение, возникающее в ответ этого человека.

5. Задача — забрать свое и отдать чужое.

6. Представьте, что от вашего ощущения к картинке тянется маленькая ниточка. На конце этой ниточки находится нечто, принадлежащее вам.

7. Мысленно потяните за эту ниточку, представляя, как нечто принадлежащее вам возвращается обратно в ваше тело.

8. Нечто может выглядеть как угодно — как что-то конкретное, или что-то абстрактное. Как газ, жидкость, желе или нечто твердое. Как образ самого себя, или как просто неясное свечение.

9. Как только вернется, разместите это нечто в надлежащее для него место.

После этого вновь мысленно посмотрите на картинку и спросите себя: "А нет ли во мне чего-то, что принадлежит этому образу? Какие нибудь мысли, идеи, опыт? Ощущения, образы, мысли"?

10. Если обнаружите что-то чужеродное, то задайте себе вопрос "Это для меня полезно или нет?". Все полезное оставляете, все бесполезное или откровенно неприятное со словами "Мне чужого не надо, своего хватает" извлеките из себя и верните этому образу.

11. Как только произойдет обмен (вернули свое и отдали чужое), проверьте свои ощущения.

Если в теле возникнет какое-то сопротивление, значит вы вытащили не все из этой картинки. Проверьте, может быть  вы не забрали или не отдали еще что-то.

12. Когда обмен будет завершен, скажите про себя или вслух следующую фразу: "Мне абсолютно все равно, как ты ко мне относишься".

13. Проверьте ощущения. Если возникает сопротивление, как будто бы это фраза не совсем правда, то где это сопротивление? Голова, шея, грудь, спина, живот, руки, ноги?

14. Опишите это ощущение и спросите себя: "Это мое отозвалось или чужое"?

15. Если чужое — то не пора ли это отпустить? Наблюдайте, как это нечто растворяется, вытекает, сжигается, испаряется или исчезает любым другим способом.

16. Если свое — то оцените степень полезности этого для вашей жизни. Оно для чего-то нужно, чему-то служит? Помогает решать проблемы, достигать целей и получать удовлетворение в процессе? Если нет — то повторите процедуру из пункта 15.

Если все таки в этом есть нечто полезное, то определите — на сколько процентов? Допустим полезного там процентов 20, а бесполезного — 80. Бесполезное отпускаете по пункту 15.

Оставшееся полезное впитывайте и наблюдайте, как оно распределяется по телу.

17. Как только отработает все возможное сопротивление, и фраза "Мне все равно, как ты ко мне относишься" перестанет ощущаться неправдой, переходите к отработке следующей авторитетной фигуры.


На сегодня все, пишите в комментариях свои вопросы и уточнения по практической и теоретической части. Увидимся в комментариях и в следующих постах.


P.S. Открыта запись на консультации. Если у вас есть желание или необходимость поработать — можете писать на почту psy.kuz@yandex.ru

Показать полностью 4
247

Причины 99% психологических проблем

Представим ситуацию, что на консультации у психолога клиент жалуется на грусть, печаль и хроническую усталость. Неужто депрессия? Неужто антидепрессанты нужны?
Нет, давайте не будем рубить с плеча...
Дело в том, что одна и та же психологическая проблема может возникнуть по самым разным причинам, и лучше всего, конечно же, работать именно с причиной проблемы, а не следствием.

Разберём подробнее, опять же, на примере подавленного настроения.

Итак.

Психика — это продукт мозга. Любые эмоции возникают из-за действия тех или иных нейромедиаторов — дофамина, окситоцина, серотонина…

Но почему выделяются те или иные нейромедиаторы?
Простыми словами:

1. Организм. Это — всё что происходит внутри нас. Среда нашего организма постоянно меняется из-за нашего образа жизни, питания, режима сна и так далее… Поэтому если, например, вы мало спите и плохо едите — неудивительно, что это может спровоцировать депрессию или иные психологические проблемы. Ведь гормональный фон тоже меняется из-за образа жизни!

Попробуйте не поспать целые сутки. Будет ли у вас хорошее настроение? Вряд ли…

А теперь представьте что клиент жалуется на постоянную грусть и усталость, а в итоге выясняется, что он спит по три часа в сутки, ибо пашет на двух работах.

Что делать? Неужто антидепрессанты прописывать? Ой не факт...Скорее всего, уместнее восстанавливать нормальный режим дня, приводить организм в порядок (хотя в некоторых случаях возможно и таблетки придётся попить)

- Доктор, я испытываю постоянную усталость, грусть и не высыпаюсь...
- В Вашем возрасте это нормально, Вам уже 25.


2. Внешняя среда. Это — всё что происходит вне вас. Ситуации которые вас тревожат, радуют, раздражают, вгоняют в грусть, веселят.

Если, например, вы живёте в обстановке постоянного насилия (эмоционального и физического) и у вас очень негативные отношения с окружающими — это также может спровоцировать депрессию или тревожное расстройство.

И это тоже нужно учитывать.

Если клиент жалуется на подавленность, но в беседе выясняется, что он живёт в состоянии постоянного напряжения: друзей нет, работу свою ненавидит, весь в долгах, а дома жена пилит— неудивительно что у него депрессия. Он реагирует совершенно адекватно на то, что происходит вокруг него!

Таблетки, конечно, помогут относиться проще к этой ситуации, но всё же, неужто клиент будет принимать фармпрепараты всю жизнь?. Нужно устранять причину депрессии, то есть решать все проблемы, которые вокруг, вне нас.

В терапии, кстати, это не редкость. У клиента запрос «Хочу перестать злиться», а в итоге оказывается, что его домочадцы постоянно нарушают его личные границы и доводят до белого каления.

Товарищ, с вами всё в порядке! Вы реагируете адекватно ситуации. Вам не со злостью нужно бороться, а перестать жить с такими родственниками, либо как-то успокоить их, чтобы вас не доставали.

3. Мысли. Когнитивный фактор — это то, с чем работает когнитивная психотерапия.

Ваши мысли, убеждения, отношение к событиям вокруг вас.

Вас уволили с работы. Как вы отнесётесь к этой ситуации? Будете грустить, считать себя никчёмным, или наоборот радоваться, что перестали работать на дядю?

В наше время когнитивная психотерапия очень актуальна, ведь столько людей вгоняют себя в депрессию и тревогу такими мыслями как «Я ничего в этой жизни не достиг...я хуже своего соседа..я не смог самореализоваться...я неудачник...я никому не нужен...».

Удивительное дело, но человек может быть полностью здоров и успешен в жизни — и тем не менее накручивать сам себя, вгоняя себя же в депрессию неадекватными мыслями… Поэтому у КПТ-психотерапевтов точно есть работа на годы вперёд.

4. Тело. По идее, можно было отнести это к фактору «организм», но я решил выделить отдельный пункт. Тем более что есть даже направление — телесно-ориентированная психотерапия (ТОП).

Тело тоже влияет на психику.

Например, если вы испытываете постоянную усталость и подавленность — возможно, у вас зажим в шейном отделе позвоночника. Причём тут усталость?

А притом, что в шее находится т.н. «ретикулярная формация» - отдел мозга, который отвечает за возбуждение и торможение психики. Соответственно, если у вас зажим в шее — кровоснабжение этой области нарушается. Отсюда и усталость, и подавленность…

Могу сказать, что различные эзотерические практики типа кундалини-йоги работают аналогично. Уберите всю мистику, оставьте физику со всеми упражнениями - и вы увидите, что это такая же ТОП!

То есть, состояние вашего тела также влияет на ваше психоэмоциональное состояние.

И кстати, если мы посмотрим на долгожителей, которые в свои 90 лет полны сил и имеют ясный ум - мы заметим, что у них зачастую нет проблем с осанкой) Позвоночник - основа жизни.
Вот так.

Таким образом, одна и та же психологическая проблема может возникнуть на самых разных уровнях: организм, тело, социум, мысли.

И все эти уровни, опять же, влияют друг на друга. Если проблема началась сразу на уровне организма, то остальные уровни тоже отреагируют.

У вас началась депрессия из-за щитовидной железы — и вот у вас и мысли грустные появились, и зажимы в теле, и в социуме проблемы начались…

И наоборот — проблемы в социуме, отсюда депрессия, потом негативные мысли и зажимы в теле.

Этот момент тоже нужно учитывать.
Вот так)
Спасибо за прочтение.

Показать полностью
82

Психотерапия панических атак

Паническая атака (ПА) – приступ сильной тревоги, страха, часто возникающий без видимых объективных причин, включающий три компонента:

Аффективный – эмоции (тревога, страх);

Когнитивный – мысли (я схожу с ума, я умираю);

Физиологический – телесные ощущения (учащенное сердцебиение, «холодный пот», гипервентиляция легких).

Все три компонента связаны и каждый из них может запускать и провоцировать возникновение ПА.


После первого приступа ПА, часто реакцию запускает когнитивный компонент – человек начинает бояться возникновения ПА («страх страха») и тогда сам по себе этот фактор провоцирует возникновение последующих ПА.

Человек начинает избегать ситуаций, вызывающих тревогу или связанных со страхом, или чрезмерно сосредотачивается на телесных ощущениях и реакциях, настороженно их воспринимает, что вызывает еще больше напряжения и, в результате, большую частоту ПА.

Консультационная работа психолога в начале психотерапии сосредоточена на когнитивном компоненте - необходимо разорвать цепочку, запускающую ПА («если я выйду в открытое пространство – случится приступ»). Хорошо помогает объяснение механизмов ПА и как они возникают и протекают, что «я не схожу с ума и не умираю» - понимание происходящего позволяет снизить остроту тревоги и страх перед возникновением ПА (и тем самым снизить их частоту).


Еще одно средство, которое можно применить в начале психотерапии и даже самостоятельно – дыхательные упражнения. Часто ПА провоцируется гипервентиляцией легких (учащенным дыханием), возникающим в ответ на тревогу или тревожащие мыли. Такие упражнения помогут сбалансировать уровень кислорода и СО2 в крови и тем самым купировать развивающийся приступ.


Более глубинная психотерапевтическая работа подразумевает исследование вытесненных переживаний и отвергаемых «частей личности» и их дальнейшую интеграцию, исследование того, каким образом человек организует свою жизнь.

Причиной ПА могут быть фоновые события жизни – конфликты, стрессовые ситуации, чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки. Иногда к такой реакции может привести банальное чрезмерное употребление алкоголя или кофе (вам знакомо переживание стыда и тревоги, мешающее спать на утро после бурной вечеринки? – это не паническое расстройство, это похмелье).


То есть такая реакция в основном возникает у людей, испытывающих трудности с дифференциацией собственных «негативных» эмоций (в этом смысле практики позитивного мышления из разряда избегания и игнорирования неприятных переживаний могут быть вредны), поэтому психотерапия эффективна, как средство развития эмоционального интеллекта, способности замечать и дифференцировать эмоции, «проживать их».


Иногда ПА выполняют функцию сопротивления, когда подавляется какая-то внутренняя часть или вытесняются переживания. Тогда организму проще «соматизироваться», чтобы получить «объективную» причину не выполнять того, что вызывает сопротивление. (Например, где-то встречала описание случая, когда у женщины возникали ПА всякий раз, когда та собиралась ехать к родственнице, к которой та предпочла бы не наведываться, но не могла отказать в силу воспитанности. Ее терапия заключалась в том, чтобы признаться себе в таких «неблагородных» чувствах к родственнице и разрешить себе их испытывать, признаться самой себе, что наведываться не хочется и осознать, почему - легализовать причины. И, таким образом, творчески приспособиться к ситуации.)


В СНГ некоторые врачи для описания ПА до сих пор используют устаревшие термины «симпатоадреналовый криз», «вегето-сосудистая дистония (ВСД)», «кардионевроз», «вегетативный криз» - хочу обратить ваше внимание, что эти термины отсутствуют в Международной Классификации Болезней и не являются общепризнанными. В МКБ-11 «Паническая атака» появилась в качестве отдельного симптома и не обозначает обязательное наличие «Панического расстройства» (как это было в МКБ-10), но может быть связана с рядом заболеваний, диагностика которых не входит в компетенцию психолога, поэтому, при наличии/подозрении ПА, оптимальным будет не ограничиваться только медицинской или только психологической помощью, а подойти к вопросу комплексно: проверить общее состояние своего здоровья, параллельно работая с психологом-психотерапевтом.


Психотерапия в основном направлена на проработку страха возникновения панических атак, выявление их причин (если они психогенные или обусловлены средой), развитие эмоциональной сферы – умения замечать и дифференцировать свои эмоциональные реакции и интерпретировать реакции организма.

Показать полностью
631

Перверсия. Что же это такое?

Снова здравствуйте) Опять про перверсии.
В прошлых постах часто спрашивали:
"А что такое перверсия?"

Ответ не так прост как кажется, поэтому решил запилить отдельный пост.
Перверсия - это сексуальное извращение, однако, в зависимости от той или иной классификации, которую применяют сексологи/психоаналитики/психотерапевты - список этих самых перверсий очень разнится. Об этом и поговорим.
Но давайте по порядку. Расскажу о наиболее часто используемых классификациях, а также частных мнениях.
Итак.

1. "Я считаю что любой секс не нарушающий закон - это норма, а не перверсия".
Законы создают для поддержания правопорядка.
Поэтому высказывание "изнасиловал кого-то - значит перверт" - это примерно то же самое что и "Ограбил бабушку - значит шизофреник". Психотерапевты работают с душевным здоровьем, а не уголовным кодексом.

К тому же, в разных странах - разные законы. Где-то возраст согласия - 16 лет,  а где-то - 13 лет.
А в некоторых странах гомосексуализм карается смертной казнью.
Поэтому ориентироваться на уголовный кодекс для определения состояния душевного здоровья - не очень хорошая идея.

2. "Всё что происходит по согласию между взрослыми людьми - норма!".
Тоже неоднозначное мнение.
Мне вспоминается один любопытный случай...
Армин Майвес - немецкий убийца и каннибал, получивший международную известность после того, как в 2001 году убил и съел берлинского программиста Юргена Брандеса с его добровольного согласия.
Как следует из видеозаписи, которую вели сексуальные партнёры, Майвес после очередного занятия сексом отрезал Брандесу член. После того, как Брандес принял большую дозу алкоголя и болеутоляющих средств, Майвес убил его. Мясо партнёра он сохранил в морозильной камере и питался им в течение нескольких месяцев.
Неплохо, да? Два взрослых сознательных человека. Нормальны ли они?
Суд решил, что Армин нормален, и приговорил его к пожизненному заключению.
О нём, кстати, спели Rammstein в своей песне Mein Teil.

Но ладно, то - убийство. А с сексом что?
Ну вот случай полегче.
Джесси Беринг в своей книге "Я, ты, он, она и другие извращенцы" описывает случай инцеста.
Два брата-близнеца живут вместе и занимаются сексом.
Джесси Беринг считает что это - норма, потому что эти парни - взрослые, у них всё по согласию, и они никому не мешают.
ВОЗ тоже не считает это перверсией, потому что инцест не входит в список сексуальных отклонений в МКБ-10.
Однако, польский сексолог Збигнев Лев-Старович в своей классификации считает, что инцест - всё же перверсия.

В общем, я к тому, что "согласие" - это тоже неоднозначный критерий.

3. В МКБ-10 перверсия - это неспособность возбуждаться на обычный секс. То есть - нужен определённый стимул для возбуждения.
В классификаторе МКБ-10 перверсиями являются:
- Фетишизм

- Фетишистский трансвестизм (мужчина переодевается в женскую одежду для возбуждения. Может вступать в гомосексуальные контакты (при этом он может быть гетеро). Вне секса женский образ его не интересует)

- Эсгибиционизм (те, кому нравится обнажаться перед другими)

- Вуайеризм (те, кому нравится подсматривать)

- Педофилия

- Садомазохизм

- Прочие (например, зоофилия или некрофилия)

4. В 2019 году утвердили МКБ-11, который вступит в действие в 2022 году.
В него входят следующие перверсии:
- эксгибиционизм

- вуайеризм

- педофилия

- принудительный садизм

- фроттеризм (прижимание в автобусе)

- прочие сексуальные практики без согласия посторонних лиц (например, зоофилия и некрофилия)

- прочие сексуальные практики, затрагивающие конкретно взятую личность и не вовлекающие посторонних (например, любители придушить себя во время онанизма)

Таким образом, фетишизм, фетишистский трансвестизм, садомазохизм и другие сексуальные практики, не мешающие другим людям и не связанные с дистрессом - отныне по стандартам МКБ являются нормой.

Как мы видим, в МКБ-11 упор сделан на социальные последствия.
Дескать "фетишизм никому не мешает - значит это норма, и оставьте фетишистов в покое".
По этому поводу возмущались и спорили многие сексологи, дескать "какого чёрта вы превращаете МКБ в подобие Уголовного Кодекса??", ведь как я писал п.1 - правопорядок и душевное здоровье - это разные явления.

5. Психоаналитическая терапия.
Ага, вот тут самая мякотка))
В психоанализе всё неоднозначно...Психоаналитики которые реабилитируют преступников - в основном используют МКБ  в своей практике, однако, всё же психоаналитический взгляд гораздо шире, нежели в МКБ, и затрагивает личность в целом, а не только сексуальное поведение.
Ранее я писал пост об этом, но расскажу вкратце о двух основных критериях.
- несвобода в выборе объекта. Перверта возбуждает только обязательный стимул.
Фетишистов возбуждает бельё, обувь, другие предметы. Педофилов возбуждают дети. И так далее.
Здесь всё как в МКБ.
- объективация партнёра. Вот. Вот тут важный момент.
Здоровый человек строит субъект-субъектные отношения, отношения на равных.
"Я люблю тебя, ты мне важна как человек, и я строю с тобой отношения на равных".
Перверт же строит "субъект-объектные" отношения, то есть "ты мне нравишься только за мой фетиш. Ты для меня только секс-объект, и не более того".
Перверту не нужен партнёр для нормальных отношений. Ему нужен только партнёр для секса, и в отношениях он ценит только секс.

И вот здесь по мнению психоаналитиков (например, легенды психоанализа Отто Кернберга) получается, что промискуитет - это тоже перверсия. То есть многие пикаперы - перверты.
Ведь пикаперу важно что?
Ему важна новизна, стремление соблазнить как можно больше девушек. После соблазнения девушка тут же становится неинтересна. Вот она - объективация.
"Ты нравишься мне, пока я тебя не соблазнил".
Посмотрите фильм Стыд с Майклом Фассбендером. Да, у главного героя - очень активная половая жизнь, без всяких лютых извращений. Проститутки, случайные партнёрши, порно, онанизм...И всё. Кроме секса - больше ничего в жизни нет. Нет друзей, нет любви, нет цели в жизни... Даже своей сестре он не рад.
И в самом конце главный герой рыдает, сидя на асфальте под дождём, осознавая, насколько же он пуст внутри...

Таким образом, перверсия согласно психоанализу - это не только сексуальное поведение, но и определённый характер отношений с другими людьми, построение субъект-объектных отношений.
Более детально всё же рекомендую прочитать вот этот пост.

Вот так.Это основные классификации.
Как мы видим - мнения о перверсиях различаются, и всё неоднозначно.

Пост получился очень большой, поэтому, кто хочет десерт - бонус в комментариях)
Спасибо за прочтение)

Показать полностью
158

Почему нам бывает так грустно в день рождения?

Доводилось ли вам слышать об эффекте дня рождения, который также называется birthday blues? Это статистическое повышение вероятности смерти в ближайшие к дню рождения даты по сравнению со всем остальным годом. Его существование подтверждают ученые из США, Великобритании, Украины и Швейцарии.


Причины весьма прозаичные: в канун ДР люди чаще напиваются, чаще расстаются с партнерами (что иногда чревато убийствами и самоубийствами), а тяжелобольные, мечтающие дотянуть до этой даты, часто умирают вскоре после того, как она наступает.


Ну и вообще, налет маркетинга, соцсети, праздничные скидки от корпораций и неуклюжие поступки близких способны вывести из себя самого жизнелюбивого именинника. Любопытно, что пики суицидов сразу после ДР были обнаружены у датчан и венгров, в то время как у немцев такой закономерности не наблюдалось (подозреваю, что это как-то связано с культурой дарения подарков, но это просто догадка).


Еще давят социальные ожидания: в этот день мы всем чего-то должны — радоваться, отвечать на поздравления, устраивать вечеринки. Кого-то это не парит, а кого-то очень. Так что поосторожнее с ликующими смайликами, когда в следующий раз соберетесь писать пожелание приятелю, о положении дел которого вы не осведомлены (неплохая статья у Vice на этот счет).


А для самих именинников, предвкушающих бездей блюз, портал Healthline сформулировал следующие идеи.


1. Утомляют сложносочиненные сценарии — не планируйте в ДР ничего такого, что выбьет вас из колеи.


2. Если вдохновляют подарки и прочие плюшки, приуроченные к празднику, всегда указывайте дату своего рождения на всевозможных сервисах, где зарегистрированы: так выше шанс получить приятный сюрприз и создать праздничное настроение (ЭТОТ СОВЕТ ТОЧНО НЕ ДЛЯ МЕНЯ).


3. Цените людей, которые вас поздравляют: ДР в принципе хороший повод выйти на связь с теми, кто по разным причинам пропал с радаров.


4. Не бойтесь взросления или старения. Только кажется, что у этих состояний сплошные недостатки. Я бы посоветовала спросить об этом у кого-то из старших друзей-оптимистов.


5. Отметьте ДР так, как вам кажется правильным, без оглядки на чужое мнение.


6. Если вам не нравится ваш ДР — это хороший зачин для беседы с психотерапевтом. Возможно, там есть какие-то причины из детства, которые хорошо бы вытащить на поверхность и препарировать.


7. Проводите время в этот день с друзьями, семьей или домашними животными (при условии, что с последними двумя категориями вам действительно хорошо).


8. Запланируйте в ДР какую-нибудь волонтерскую вылазку или пожертвуйте денег на благотворительность. Это всегда очень греет и наполняет жизнь дополнительным смыслом.


9. А еще хорошо сходить в спортзал или съездить на природу. Это в любой день улучшает настроение! (правда, пока и первое, и второе не очень-то осуществимо)


10. Избегайте FOMO — не сравнивайте свой праздник с другими. У нас у всех разные обстоятельства и стартовые условия, помните?


11. Если ДР указан у вас в соцсетях, будьте готовы справиться с потоком уместных и неуместных поздравлений. Если не указан — то с их отсутствием.


12.Установите реалистичные ожидания. В этот день планета не останавливается, а другие люди — вот сюрприз — могут страдать и умирать. И вообще, вы не сегодня родились, а кучу лет тому назад, а календарь придумали люди, так что нечего тут важничать. Но если вам в этот день становится светлее на душе — почему бы и нет, м?

Показать полностью
130

Истории психолога #2

Объективность - дар или проклятие?

Всем привет! Совсем забыл о существовании пикабы) Решил рассказать ещё несколько историй из своей практики, возможно, мои клиенты будут интересны вам так же, как интересны мне, поехали)

Пару недель назад обратился молодой парень (чуть за 20) с неявным запросом, в общем-то запроса и не было, но это нормально, бывает такое, что человек испытывает потребность не столько в профессиональной помощи, сколько в присутствии этого самого профессионала рядом. Переводя на русский язык - потребность быть услышанным, принятым, а иногда даже разобранным - препарированным, бывает и такое)

Первый сеанс все чин по чину: стандартные вопросы по типу "что гложет, о чем хочешь поговорить" и выясняется первая проблема, лежит она в плоскости отношений с девушками. Про себя думаю: "Спокойно, не спеши, о матери и отце ещё успеем узнать".
Казалось бы, для психолога ситуация рядовая - молодой парень, ну не клеится с девушками, ну бывает, но тогда бы не было этого поста. Ситуация оказалась необычной. Парень оказался крайне умен) да и к тому же подкован в психологии как в науке, читал много психологической литературы, шарит в терминах, с ним приятно поддерживать разговор, как с шарящим человеком. Но это как раз тот случай, когда горе идёт от ума.

На вчерашнем сеансе я решил, что пора его уже немного провоцировать на "путь к себе", на осмысленное самокопание под моим присмотром. И вроде бы появились паузы в его прежде беглой речи. На один из моих вопросов он сказал: "О да, у Юнга была теория как раз об этом...".

Он снова перестал копать вглубь и стал аппелировать к своим знаниям, к своему уму. Получилось так, что вопрос был задан этому парню и именно про этого парня, и я ждал субъективный ответ, но как видите, он стал уводить в сторону объективности, то есть мне была нужна его мысль, а за него эту мысль мне сказал как бы Юнг.
Я снова остановил его и напомнил о важности субъективности, о том, чтобы он говорил своими словами, а не учёных, пускай даже именитых.

Сеанс прошёл хорошо, мы вышли на пару действительно интересующих его вопросов. Вопросов, которые он мог задать с самого начала, но боялся, и его можно понять. Порой так и получается, что самый страшный путь это путь вглубь себя.

Мы все так стараемся быть объективными, поскольку принимаем объективность за абсолютную добродетель. Но в погоне за объективностью так часто теряем себя, свои мысли, чувства, эмоции, переживания, свои внутренние конфликты, свою боль, свою пустоту.
Мы так стараемся быть неуязвимыми и сильными, что за этой силой и за этой бронёй перестаём видеть самих себя, порой слабых, маленьких и просящих о помощи.
Всем мир, друзья. Берегите себя)

На фото Виктор Франкл. Один из основателей экзистенциального направления психологи и отец логотерапии - лечения смыслами и их поиском. Человек, прошедший концлагеря и не понаслышке знающий, что такое воля к жизни, прочитайте его "Психолога в концлагере"

Истории психолога #2 Психология, Психотерапия, Виктор Франкл, Гуманизм, Длиннопост
Показать полностью 1
451

Не прикасайся ко мне

Моя мама была очень красивой женщиной. Она жива, но лоск растеряла с возрастом и с течением болячек. Так вот, она была холеной, шикарной женщиной. Идеально одетой, при макияже с безупречно подобранными аксессуарами. Я была обычным ребенком, мне надо было гоцать и орать. Я любила с разбегу обнимашки с родителями. Ну как... С папой это получалось. А с мамой нет. Она выставляла руки вперед, потому что я могла испачкать брюки, отдавить обувь, прислониться неудачно к ее лицу и нарушить макияж. Папе, кстати, она тоже делала замечания – зачем ты ее берешь, она же испачкает тебя и все время отряхивала его от меня.


Прошло 25 лет. Я обожаю обнимашки и прикосновения. Моя мама отчаянно в них нуждается и все время просит. Я позволяю подержать себя за руку или обнять, но сама я не люблю трогать маму, мне неприятно. Зато брюки остались не мятые, а обувь чистая.


Моя мама жертва, весьма талантливая, и знатно раскачивает меня на качелях «Агрессор-Спасатель». Я чувствую попеременно всепоглощающий гнев по отношению к ней и глубокую жалость. Я обратилась к психологу, чтобы поработать над отношениями с мамой. Я очень хотела найти в себе силы обнять её, ведь она так хочет этого, а то потом будет поздно, я буду стоять над гробом и бла-бла-бла так далее. Психолог мне сказала, что в этой ситуации, как и во всех других, я качаюсь на качелях. И что, если я не хочу кого-то обнимать, я могу его не обнимать хоть всю жизнь. И не чувствовать за свои чувства/желания/нежелания никакой вины. Потому что обеспечить себя обнимашками – ответственность того, кто в них нуждается. А жертвы, как известно, ответственность на себя брать не любят.


Неважно, кто перед вами – мама, папа, муж, брат, сестра, друг, учитель и еще черт знает, кто. Главное – вы и ваши ощущения. Я знаю, как многие попадают в ужасные ситуации, руководствуясь убеждением «это же МАМА». Мама это в первую очередь просто человек. Ни больше, ни меньше. А каждый человек, во-первых, сам кузнец своего счастья, а во-вторых должен только себе и больше никому. Так что вы маме ничего не должны. Будьте счастливы и свободны!

43

Кризис и волевое поведение

Есть одна важная закономерность психики, понимание которой заложил еще Курт Левин.

Суть этой закономерности в том, что никакое волевое поведение невозможно без наличия отдаленной, но ясной цели в будущем и перспективы достижения этой цели в виде конкретных действий.


В связи с этим в кризисной ситуации, когда ломаются планы, первым разрушается именно волевое поведение.


С этим фактом связана проблема самоорганизации у людей, вынужденных ждать чего-то неопределенного, какого-то неочевидного исхода в их жизненной ситуации.

В таком случае никакая учеба, саморазвитие и пр не получается.


Для того, чтобы восстановить волевое поведение необходимо восстановить цели в будущем и прояснить перспективы их достижения.


В ситуации кризиса приходиться формировать такие цели и ориентиры, которые не зависят или мало зависят от исхода кризиса, вспомнить ценности, которые останутся важными для меня независимо от того, как разрешиться текущая неопределенность.


Такие ценности можно разделить на два больших класса: условные и безусловные.

К условным можно отнести работу, умения, проекты и отношения, которые будут актуальны даже при худшем исходе ситуации. (При самом худшем мы все умрем и до этого момента тоже стоит простроить перспективу).


К безусловным можно отнести то, что будет важно и что я буду делать независимо от любого исхода кризиса. Это отношения, которые создают мотивацию ко всему остальному, это то ради чего стоит жить. Такие ценности иногда называют "духовными", но я не настаиваю на данном названии.


Например я независимо ни от чего не перестану исследовать свое сознание, я независимо ни от чего не перестану любить своих близких, независимо ни от чего не перестану тренировать свои физические и умственные способности. У Вас могут быть другие ценности и цели.


В развитии перспективы таких целей большое значение приобретают факторы надежды, мечты, уверенности в том, что для меня важно. Для того, чтобы мечтать, надеятся, стоять на своем нужна смелость. Смелость это осознавание своего страха и выбор идти ему навстречу.


из ФБ Дениса Андрющенко

64

Проблема вагонетки

В этике есть известный мысленный эксперимент об убийстве человека, который называется "проблемой вагонетки". Он затрагивает проблемы морали. Интересно, что у этой проблемы есть несколько вариаций, на каждую из которых люди реагируют по-разному. Попробуйте и вы порассуждать над задачей.

Проблема вагонетки Этика, Мораль, Психология, Наука, Эксперимент, Длиннопост

Классическая формулировка

Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?

С точки зрения утилитаризма - требуется обязательно переключить стрелку. Согласно этой теории, переключение стрелки является не единственным допустимым решением, но, самым правильным морально.


«Толстый человек»

Похожая проблема была предложена философом Д. Томсоном.

Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Вы находитесь на мосту, который проходит над рельсами. У вас есть возможность остановить вагонетку, бросив на пути что-нибудь тяжёлое. Рядом с вами находится толстый человек, и единственная возможность остановить вагонетку — столкнуть его с моста на пути. Каковы ваши действия?

Для большинства людей активное участие в этом случае практически невозможно. Большая часть тех, кто был готов переключить стрелку в первой ситуации, не стали бы толкать человека под вагонетку во второй. Эта особенность явилась предпосылкой для более глубокого исследования различия этих двух ситуаций. Главное различие состоит в том, что в первом случае наблюдатель не взаимодействует с человеком: смерть на запасном пути будет побочным эффектом переключения механизма. Смерть человека в первом случае не является частью плана по спасению остальных - к спасению приводит переключение рычага. Во втором случае агрессия по отношению к толстому человеку является неотъемлемой частью плана по спасению пятерых.


«Толстый злодей»

Дальнейшее развитие этого примера включает в себя ситуацию, когда толстый человек оказывается злодеем, который и поставил пятерых людей в опасную ситуацию (привязал их к рельсам). В этом случае выталкивание толстого человека на рельсы выглядит не только выигрышным с моральной точки зрения, но и обязательным для выполнения.


«Ответвление»

Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Как и в первом случае, вы можете перевести её на запасной путь. К рельсам запасного пути привязан один толстый человек. Однако, после человека запасной путь делает петлю и снова возвращается на главный путь, перед тем местом, где привязаны пятеро. Таким образом, если бы на запасном пути не было бы толстого человека, который может остановить вагонетку, переключение стрелки не спасло бы пятерых. Каковы ваши действия?

Единственная разница между этой ситуацией и оригинальной формулировкой состоит в том, что добавлен дополнительный кусок путей. Это выглядит незначительным, особенно с учётом того, что по этому куску вагонетка в любом случае не проедет. Таким образом, интуиция подсказывает, что ответ должен быть таким же, как и в оригинальной проблеме — следует переключить стрелку. Однако, в этом случае смерть одного на самом деле является частью плана по спасению пятерых - что близко ко второй формулировке задачи.


«Донор»

У высококлассного хирурга есть 5 пациентов, каждому из которых необходима пересадка органа (разного для всех пятерых). Каждый пациент умрёт, если не получит этот орган. К сожалению, в больнице и окрестностях нет необходимых органов. В больницу для обычного рутинного осмотра приходит молодой здоровый посетитель. Осматривая его, хирург обнаруживает, что органы молодого человека полностью совместимы с организмами 5 его пациентов. Предположим, что в случае бесследного исчезновения посетителя никто не будет его искать и не заподозрит доктора в убийстве. Что должен сделать доктор?

Источник: Telegram-канал "Рубить сплеча"

Показать полностью
658

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо

О морали и нравственности мы привыкли чаще слышать от философов, священников или политиков, чем от психологов. Однако в последние десятилетия было проведено множество научных экспериментов, показывающих, как люди совершают нравственный выбор. О самых интересных них рассказывает «Кот Шрёдингера».

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

…210 вольт: Ой! Выпустите меня! С меня хватит! Я больше не хочу участвовать в вашем эксперименте!


240 вольт: Ой!


270 вольт: (Крики агонизирующего человека) Выпустите меня отсюда! Выпустите! Вы что, не слышите?! Выпустите меня!


300 вольт: (Крики агонизирующего человека) Я категорически отказываюсь отвечать! Выпустите меня отсюда! Выпустите! Выпустите меня отсюда!


330 вольт: Выпустите меня отсюда! Выпустите! У меня сердечный приступ! Выпустите меня! Прошу вас! (Истерически)


330 вольт: (Громкие и несмолкающие крики агонизирующего человека) Выпустите меня отсюда! Выпустите! Прошу вас! (Истерически) Выпустите! Выпустите меня!..


360 вольт: Тишина.


390 вольт: Тишина.


420 вольт: Тишина...


Это фрагмент протокола знаменитого эксперимента американского психолога Стенли Милгрэма, проведенного в 1963 году. Участников эксперимента разделили на пары «учитель» — «ученик». Экспериментатор требовал от «учителя» давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, наказывая его ударом тока. Одни люди наносили другим удары током просто потому, что этого требовал экспериментатор в белом халате. Конечно, удары током были не настоящими, роль подопытного играл актер. Но испытуемые об этом не знали и, тем не менее, большинство увеличивали разряд и доходили до последнего рубильника, несмотря на крики и мольбы «ученика».

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

Чуть позже другой американский психолог, Филипп Зимбардо, провел не менее знаменитый эксперимент. Он поместил студентов-добровольцев в «тюрьму», оборудованную в подвале Стэнфордского университета. За пять дней участники настолько вошли в роль надзирателей и заключенных, что эксперимент пришлось срочно прекратить.


Обе эти истории показали человечеству, что границы морали и нравственности являются очень зыбкими. «Если бы мне нужно было набрать персонал для фашистского концлагеря, я мог бы сделать это в любом американском городке», — заявил Милгрэм. Некоторые ставят эти исследования в один ряд с библейскими притчами и трагедиями Шекспира.


Исследования Зимбардо и Милгрэма вызвали бурную дискуссию. В первую очередь вызывала сомнение этичность экспериментов: ни в чем не повинным испытуемым показывали, что они способны на ужасные поступки. Но был и чисто научный вопрос: да, мы узнали, что человек в определенных ситуациях может делать гадости, ну и что? Это из всей мировой истории было ясно и без дополнительных экспериментов. А вот от чего именно и в какой степени зависит отказ от высоких моральных идеалов? Этого знаменитые эксперименты внятно объяснить не могли.


Пережив первоначальный шок, психологи продолжили исследования. На сегодня проведены тысячи экспериментов, проверяющих, как работает человеческая мораль. Вечный выбор между хорошим и плохим анатомировали, разложили по полочкам. Мы приводим результаты наиболее интересных исследований, проведенных в последние годы.


Существует ли моральный баланс?


Как проверяли. Группа ученых из нескольких американских университетов предложила испытуемым-добровольцам описать себя с помощью заданного набора слов. Причем одной группе были даны по большей части слова негативные (злой, эгоистичный и т.д.), другой — позитивные (добрый, щедрый и т.д.), а третьей — нейтральные. После этого уже якобы за рамками эксперимента всем им предложили внести пожертвования в благотворительный фонд.


Что выяснили. Оказалось, что люди, описывавшие себя ранее негативными словами, вносили в среднем в пять раз больше денег, чем недавно похвалившие себя. Так, по словам ученых, людям удавалось соблюсти моральный баланс: если я плохой, то надо сделать что-то хорошее в виде компенсации.


Кстати, подтверждение этого закона было получено в наблюдениях за любителями компьютерных игр. Как ни странно, люди, совершившие в игре какой-то аморальный поступок (например, обман), потом стремятся сделать что-то хорошее в жизни.

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

Лучше решать вместе или поодиночке?


Как проверяли. Это исследование провел российский психолог Виктор Заикин (на его основе он подготовил и защитил кандидатскую диссертацию в МГУ им. М. В. Ломоносова). Испытуемым предлагалось разрешить моральную дилемму «Жадный аптекарь». Участники делали это сначала индивидуально, а потом в группе.


Что выяснили. Вопреки ожиданиям, размышляя над дилеммой самостоятельно, люди глубже погружались в проблему и выносили более продуманные моральные суждения. В группе же они решали, скорее, задачи взаимодействия, например старались соглашаться с лидером.


Велика ли роль награды и наказания?


Как проверяли. Испытуемых случайным образом разбили на пары. Одному из них предстояло принимать решение об ударах током. (Очевидно, автора эксперимента, Молли Крокет из Оксфордского университета, вдохновил эксперимент Стенли Милгрэма).


Разряды предназначались или ему самому, или сидящему в соседней комнате второму участнику, которого он никогда не видел. Выбор партнера не зависел от испытуемого, но он мог решить, какое количество разрядов нанести. При этом за каждый разряд предлагалась оплата по специальному прайсу, то есть можно было заработать, нанося удары током себе или другому человеку.


Что выяснили. Ученые расценили результаты своего эксперимента как подтверждение человеческого альтруизма, поскольку оказалось, что люди предпочитают зарабатывать именно на собственной боли. Если приходилось бить током другого, они старались выбирать минимальный разряд, мало того, часто пользовались дополнительной опцией в отношении этого незнакомого человека: покупали уменьшение количества разрядов за ранее заработанные деньги.


При этом эксперимент подтвердил принцип, согласно которому мораль действует только непосредственно: те же самые альтруисты после эксперимента отказывались перечислять деньги на благотворительность, хотя охотно тратили их, чтобы помочь человеку в соседней комнате.

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

Религия делает нас более нравственными?


Как проверяли. Участники рассказывали через специальное мобильное приложение обо всех ситуациях в их жизни, как-то связанных с моральным выбором, о собственных поступках или поступках окружающих. Результаты обрабатывала группа ученых из США и Германии во главе с Вильгельмом Хофманом.


Что выяснили. Особой разницы в нравственности между верующими и неверующими не обнаружилось. Религиозные люди ничуть не реже совершали поступки, которые сами же считали нехорошими или безнравственными, однако они при этом намного чаще говорили потом о чувстве вины, стыда и смущения.


С помощью этого же исследования ученые доказали еще несколько закономерностей. В частности, «эффект бумеранга добра». Оказалось, что люди, которым кто-то сделал что-то хорошее, в ближайшее время тоже старались совершить правильный со своей точки зрения поступок.


Кто добрее — бедные или богатые?


Как проверяли. Ученые из Калифорнийского университета в Беркли предлагали участникам эксперимента конфеты, оговорив, что они предназначены для бедных детей.


Что выяснили. Люди с высокими доходами не задумываясь брали горсть конфет, а более бедные участники исследования ограничивались одной-двумя конфетами либо вовсе отказывались от угощения. Ученые в комментариях к статье признают: непонятно, богатство ли делает человека менее чувствительным к моральным нормам или, наоборот, именно такие нравственные убеждения помогают добиваться богатства.


Когда мы лучше — утром или вечером?


Как проверяли. Участникам эксперимента предстояло выбрать, сказать правду и лишиться награды либо солгать, зато получить небольшое вознаграждение.


Что выяснили. В целом солгать решила примерно половина участников. Однако в вечерних экспериментах люди делали это в полтора раза чаще, чем в утренних. Авторы работы, Мариам Коучаки из Гарварда и Исаак Смит из Университета Юты, призывают всех принимать важные в моральном плане решения по утрам.

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

Как недосып влияет на нравственность?


Как проверяли. Участники эксперимента оценивали с точки зрения морали различные ситуации — хорошенько выспавшись или после 53 часов постоянного бодрствования. Столь экстремальный опыт удалось провести благодаря тому, что ученые относились к военному ведомству: эксперимент организовали на базе Военно-медицинского исследовательского института имени Уолтера Рида (США).


Что выяснили. Во втором случае задача оказалась для участников очень сложной, они испытывали много сомнений, принимая решения, и не во всех случаях смогли определиться, что хорошо и что плохо. В общем, современному городскому жителю, кажется, довольно трудно придерживаться высоких моральных принципов.


Может ли профессия заставлять врать?


Как проверяли. Хотя эксперимент проводили ученые из Университета Цюриха, он выдержан в типично американском духе. Участникам нужно было несколько раз подряд подбрасывать монетку и сообщать, орлом или решкой она упала. При этом заранее сообщалось, за какой из вариантов полагается выигрыш в 20 долларов, а как реально упала монетка, никто не проверял.


Что выяснили. Банковские служащие обманывали гораздо чаще, чем люди, не связанные с финансами. Однако нужно учесть одну деталь. Перед началом эксперимента некоторым сотрудникам банка напоминали об их профессии. И тогда эффект был очень заметен. Если этого не делали, то отчеты об упавшей монетке оказывались примерно такими же, как и в контрольной группе. То есть на склонность к обману влияло именно актуальное переживание своей принадлежности к сотрудникам банка.

Мораль на лабораторном столе. Как учёные-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо Кш, Психология, Эксперимент, Статья, Мораль, Нравственность, Кот Шредингера, Длиннопост

Насколько устойчивы наши принципы?


Как проверяли. Участникам нужно было по 5-балльной шкале оценить с точки зрения морали поступок некоего персонажа. Листки с проставленными на них галочками испытуемые сдавали ученым, а дальше — ловкость рук и испытуемый получает обратно свои оценки, вот только они изменены на прямо противоположные. Следующая задача: привести аргументы в пользу своего выбора.


Что выяснили. Большинство испытуемых просто не заметили подмены. Они с жаром начинали доказывать «свою» точку зрения и приводили убедительные аргументы в защиту той оценки, которую видели перед собой, хотя сами-то совсем недавно выбирали другую. Ученые из шведского Университета Лунда, которые проводили этот эксперимент, делают вывод, что наши моральные установки по многим вопросам не так уж устойчивы, как может казаться, а наш разум услужливо подбирает аргументы, чтобы успокоить совесть.


Источник: научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера».

Автор: Евгения Береснева
Иллюстрации: Георгий Мурышкин

Показать полностью 5
50

Этика (2 часть)

Продолжение, начало здесь:

Во второй части Вы узнаете про то что сильнее - мораль или интеллектуальные навыки. Про эмпатию, как способность почувствовать другого, и что она строится не только на зеркальных нейронах. Почитаете про эксперимент с насильником и садистом, который способен к эмпатии и про тех, у кого эмпатия снижена.

Этика (2 часть) Эмпатия, Эксперимент, Психофизиология, Мораль, Этика, Психология, Длиннопост

Celebrity Deathmatch

Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?

Что круче,- интеллектуальные компетенции или высокие моральные качества? Что дает большие бонусы и преференции в жизни человека, что полезней для само-оценки, у чего в глазах социума значимость выше, какая когнитивно-поведенческая стратегия выгоднее? Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?


О статусах группы - низкоранговая и высокоранговая. Индивидуализм и кооперация

Для субъективной самооценки человека очень важен статус группы, к которой он принадлежит. Когда имеются две конкурирующие группы с разными статусами, в случае прозрачности границ человек стремится перейти в высокоранговую. Если же границы непроницаемы, то члены низко-ранговой группы имеют тенденцию выискивать дополнительные объяснения своего превосходства, вне обычного рейтинга. Яркий пример первого случая,- из века в век повторяющийся сюжет «новых денег» и «старых денег», купцов и дворяне, нувориши и аристократы. Пример второй ситуации,- Российское государство, ставшее цивилизацией низкого ранга, предпринимает множество усилий для проговаривания и самоубеждения о превосходстве в иных сферах, не имеющих отношения к военно-экономическому статусу. Но это все справедливо для ситуаций, когда исходный групповой ранг неизменен и раз навсегда задан.

Что же происходит, когда возможно изменения рейтинга и группового, и индивидуального? Перед человеком встает выбор между двумя принципиальными стратегиями. Можно сделать выбор в пользу индивидуализма, и повышать персональный статус, покинув таким образом группу. Можно сделать выбор в пользу коллективизма, и действовать в рамках кооперативного поведения ради повышения общегруппового ранга. Расти самому или подниматься всем миром.


Оценка навыков и моральная оценка

Кроме того, можно выделить две большие группы поведенческих норм, необходимых для повышения социального статуса (как индивидуального, так и группового). Это оценка компетенции и моральная оценка. Хотя они и не противопоставляются одна другой, между тем это 2 конкурирующие группы поведенческих нормативов. Так, высокая компетентность может с этических позиций оцениваться положительно, отрицательно или нейтрально. То есть компетенции могут быть оценены в рамках моральных суждений, но сами по себе они внеэтичны. Это навыки, умения и способности, позволяющие достигать высокого социального ранга, будь то трудолюбие, талант, целеустремленность и ум, либо же эгоизм, цинизм, вероломство и злоупотребление доверием. И наоборот,- высокоморальный поступок с точки зрения личной эффективности и успешности может оцениваться как «умный», так и «глупый». Например, порядочность и верность данному слову – умный поступок, потому что повышает степень доверия и репутацию в глазах окружающих, чем приносит дополнительные социальные бонусы, а бескорыстность и самопожертвование – глупый, потому что снижает благосостояние и качество жизни. При этом в любом варианте такое поведение оценивается как высоко этичное.


А теперь эксперимент, кто победит, стремление придерживаться моральных принципов или стремление приобрести навыки?

Что же происходит, когда 2 эти парадигмы вступают в прямой конфликт?

На эту тему проводилась серия экспериментов.


Изучалось поведение людей в группах с низким статусом. В 2х вариантах эти группы образовались искусственно,- испытуемых собирали в 2 изолированные группы (они не общались, но знали о существовании друг друга) и предлагалось выполнить ряд заданий, якобы на уровень интеллекта, память, внимание и мыслительные способности. Затем им сообщали, что группа показало результат худший, чем у в конкурирующей группе, и ниже медианы за всю историю тестирования. 3й вариант был интереснее, т.к. группа была «естественно»-низкостатусная. Эксперимент проводился в Южной Италии, участвовало в общей сложности 3000 человек. Как известно, юг Италии значительно уступает северу в уровне доходов, экономическом развитии и качестве рабочей силы, что давно служит источником социального напряжения. Южане проходили серию тестов, при этом им сообщали, что одновременно с ними эти же задания выполняет такая же группа в одном из северных городов Италии. После чего группу фрустрировали,- им сообщали, что их результаты сильно уступают конкурентам в профессиональных навыках, мыслительных способностях, объеме памяти и концентрации внимания.


В принципе, ситуация понятная, я думаю, каждый с легкостью может представить себе аналогичный эксперимент среди жителей депрессивных регионов РФ, северокавказских республик либо переселенцев из Средней Азии.


Сам эксперимент, где долго и нудно объясняется про то что моральные нормы сильнее чем стремление к получению интеллектуальных знаний

Итак, получали группу с низким статусом. Затем группе предлагали пройти серию обучающих и развивающих мероприятий, которые должны были повысить их результативность. При этом каждому участнику предлагалось самому решить, - хочет он заниматься индивидуально либо же продолжит вместе с группой. За выход из группы начислялся бонус, но при этом решение становилось известно всем прочим участникам, - то есть был как поощряющий (рациональный), так и сдерживающий (моральный) фактор.


Всем участникам предлагали внести свой голос в «общественное мнение», оценить варианты решений «покинуть коллектив и делать задания индивидуально» либо «проходить тестирование всей группой, повышая общий рейтинг». Оценка давалась от 1 до 7 по шкале «глупое решение/умное решение» и «аморально/этично». На деле конечный результат голосования определяли экспериментаторы, 2,4 по одной шкале и 6,9 по другой. Таким образом, можно было установить групповую норму поведения как «ориентированную на компетентность», так и «ориентированную на этичность».


Выяснилось, что мнение группы имеет значительное влияние на принятые решения, вне зависимости от того, решает человек действовать самостоятельно либо кооперативно. Причем групповые нормативы, ориентированные на моральную оценку, оказывает существенно большее влияние , нежели нормы, ориентированные на оценку компетентности.


Человек быстрее принимает моральные решения, человек быстрее принимает решения в пользу группы. В ситуациях, когда человек действует против «мнения большинства» и выходит из группы, - это решение дается ему легче при нормах, ориентированных на компетентность, относительно общих моральных норм. То есть когда как мнение группы заявляется – «выполнять задание всем вместе это умное решение», или когда как мнение группы заявляется,- «выполнять задания всем вместе это этичное решение», человек в существенно большей степени склонен следовать за группой, когда это признается моральным, нежели когда это признается умным.


Таким образом, при прочих равных групповое поведение для человека важнее индивидуального, а этичность важнее компетентности. В статистическом большинстве случаев добро побеждает ум, причем с большим отрывом. Даже в западной культуре, где традиционно сильны соображения индивидуализма и рациональности.

Этика (2 часть) Эмпатия, Эксперимент, Психофизиология, Мораль, Этика, Психология, Длиннопост

Темная сторона силы


Эмпатия - это не только зеркальные нейроны.

Эмпатия как способность понимать чувства окружающих и сопереживать их как свои,- один из ключевых эволюционных бонусов человека. Я не буду рассказывать про зеркальные нейроны, предполагается, что все читатели в курсе, хочу только сказать, что эта концепция (как оно часто бывает с гипотезами, пошедшими «в народ») очень сильно ангажирована и очень сильно перегрета.

[Мое] про зеркальные нейроны: — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц. Гипотетически механизм зеркальных нейронов создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркальные_нейроны


Последние пару лет звучат вполне обоснованные критические голоса. Зеркальные нейроны НЕ тождественны эмпатии. Зеркальные нейроны не тождественны ментализации. Происходящие процессы гораздо сложнее, и не сводятся к действию отдельных клеток, даже популяций клеток. Например, собаки. В задачах на ментализацию и социальную осведомленность, - то есть в ситуациях, когда требуется понимать и предсказывать намерения и действия других (в данном случае- хозяина),- в этих тестах они уделывают даже шимпанзе. Это при том, что у шипы самые сообразительные животные после нас, а у псовых вообще нет зеркальных нейронов.


Здесь объясняется работа эмпатии на примере

Но так или иначе, у людей в 3-4 года формируется «theory of mind», как общая концепция о том, что у других тоже есть психика. Из ToM напрямую следует способность к ментализации,- то есть понимание психических процессов. Из ментализации следует эмпатия,- важнейшая способность, на которой основана наша социальность и групповое поведение, благодаря которой мы способны испытывать устойчивые, длительно сохраняющиеся чувства в отношении окружающих, вступать в прочные эмоционально насыщенные взаимодействия.

Например. Мы видим ребенка, увлеченно играющего в опасной близости к проезжей части. Одновременно мы видим его мать, которая заболталась с подружкой и не смотрит на ребенка. Любой обычный человек не пройдет мимо, предпримет какие-либо действия, или, как минимум, обратит внимание матери на потенциально опасную ситуацию. То, что нам кажется само собой разумеющимся поступком, не требующим каких-то особых моральных качеств, на деле совсем не простое и не очевидное поведение. Оно требует понимания, что проезжая часть опасна, что дети невнимательны и безответственны, поэтому требуют присмотра и контроля; также мы оцениваем контекст ситуации, мы видим, что ребенок вне поля зрения матери, что она в этот момент увлечена беседой, поэтому ребенок выпал из фокуса внимания, и женщина не осведомлена о сложившейся ситуации. При этом нам это все не безразлично, а не безразлично нам, потому что мы легко может представить себя или близких в такой же ситуации. Нам не наплевать. Так работает эмпатия.

Этичность это не только эмпатия.

Но и с эмпатией не все просто. Легко прельстится мыслью, что эмпатия и есть этичность. Это не совсем так.

Есть несколько очень недавних работ. Один молодой человек, который находился на принудительном лечении в психиатрических клиниках по поводу неконтролируемой агрессии, неоднократно задерживался полицией по поводу грабежей, драк, насилия. Ему был поставлен диагноз, который нам сейчас не очень важен, потому что с точки зрения обывателя это никакой не психбольной, а гнусная, жестокая, садистичная и аморальная мразь.


Эксперимент с мягко говоря аморальным человеком.

Этому человеку демонстрировались видеоролики со сценами насильственных или травматичных повреждений, как из художественных фильмов, так и документальные съемки с места катастроф. У пациента выявилась явная активация в отделах мозга, которые традиционно связывают с эмпатическим реагированием. В другом опыте группе людей демонстрировали серию коротких роликов,- кисть руки , неподвижно лежащая на столе; та же самая кисть, на которую давят ватной палочкой; рука, в которую втыкают иголку; как контроль- яблоко, в которое втыкают иголку. Что предсказуемо, наибольшее возбуждение вызывала сцена с иглой в руке. У разных людей активация была выражена в разной степени, по причине индивидуальных различий в способности к эмпатическому реагированию. После чего участники проходили ряд нейропсихологических тестов на выявление социальной осведомленности, этической компетентности, способности к сопереживанию, представления о приемлимом или неприемлимом насилии. Грубо говоря, измеряли моральность людей. И выяснилось, что люди, демонстрировавшие наибольшую активность отделов мозга на томограмме, оказались на двух противоположных полюсах при тестировании. То есть наибольшая активация «эмпатического мозга» была у самых этичных и высокоморальных и у самых аморальных и бессердечных.


Если вдуматься, то это очень логичная находка, но также и очень неожиданная. Это прямо противоречит традиционном психиатрическим взглядам на природу асоциальных патологий. Всегда считалось, и сейчас считается, и сам я был полностью в этом уверен, что все нарушения, которые можно условно отнести к «патологии морального чувства»,- социопатии, садистические перверсии, неспособность контролировать агрессивное поведение и тому подобное,- обязательно сопровождается патологическим снижением способности к эмпатии и сопереживанию. Это аксиома.


Но оказывается нет. Все они прекрасно понимают. Просто им это нравится.


И видимо, конечная наша эмпатия,- это двухкомпонентный процесс. Отдельно базой идет эмпатическое реагирование как способность понимать и переживать состояние других, а сверху уже прикручены морально-этические схемы и суждения.


Действительно, ни одно животное не способно радоваться несчастьям других (равно как и печалиться). Кошка может играть с обреченной мышью, хорек может увлечься и передавить больше кур, чем способен съесть, но они это не делают потому, что им нравится причинять боль и страдания. И уж тем более, никто кроме человека не способен проделывать это с особью одного с ними вида.


Святые подвижники и пыточных дел мастера,- это все чисто человеческое. И у тех и у других все очень замечательно с эмпатией. Это две стороны одной монеты. У них с моралью все по-разному.


А настоящее, первичное снижение эмпатии,- это скорее при патологиях ментализации, то есть при расстройствах шизоидного спектра. Аутисты, шизофреники, шизоидные расстройства личности. Этим людям очень не свойственно антисоциальное поведение. Асоциальное да, анти-социальное нет. Даже если брать относительно функциональных и адаптированных,- аспергеров и краевых шизоидов,- низкая эмпатия, низкий эмоциональный интеллект, алекситимия, аспонтанность- среди них обычны люди черствые, бесчувственные, холодные, избыточно рациональные. Среди них не бывает садистов. Чтобы получать удовольствие от чужого горя, нужно понимать чужое горе.


БМ Ругался на картинку

Продолжение следует, статья врача - психотерапевта Бесчастнова Павла Сергеевича http://stelazin.livejournal.com

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: