Немного о Властелине колец и полётах на орлах
Про гордых птиц, голодных гоблинах и хоббитах-авиаторах.
Посмотрев забавное видео по мотивам Властелина колец (будет в конце поста), услышал набивший оскомину вопрос: "Почему они не полетели на гигантских орлах?"
и в очередной раз подумал, а собственно почему они вообще должны были на них лететь? Точнее даже так: а была ли в принципе у Братства кольца возможность не идти весь свой долгий путь пешком? Попробуем разобраться.
Вопрос полёта Фродо на орле прямо из Хоббитона мы даже не будем рассматривать, потому что во время пребывания в Шире никто ещё не знал что за колечко лежит в кармане у Бильбо. Только у Гендальфа были подозрения, но и он до прибытия в библиотеку Минас Тирита не предполагал что по озеру под горой Голлум возил в лодочке то самое Кольцо Всевластья, пока не потерял его, тем самым спася Бэггинса-старшего от неминуемой гибели на гоблинском вертеле. Рассмотрим возможность полёта на орле уже после прибытия Фродо и компании в Ривенделл, к агенту Смиту владыке Элронду. Для человека который с творчеством профессора Толкина знаком лишь через призму фильмов Питера Джексона или (боже упаси) сериалов Амазон, вопрос почему на совете у Элронда не рассмотрели возможность отправить Фродо до вулкана Ородруин на орле — вполне резонный и то что эльфы, и маги промолчали об этом кажется глупостью. Но если вспомнить что мы знаем о гигантских орлах из книг, то всё уже не выглядит так однозначно.
Гигантские орлы (их ещё называют Великими орлами, запомним это) появляются в книге "Хоббит, или Туда и обратно" когда Гендальф, Бильбо и гномы находились в серьёзной опасности. Загнанных на деревья варгами (так зовутся злобные волки, обитающие на краю Диких земель — описание из Хоббита) и гоблинами, героев в последний момент спасают те самые орлы, при чём это не было классическим "роялем в кустах", ведь о орлах автор нам рассказал заранее:
— Что за шум сегодня ночью в лесу? — Повелитель Орлов сидел, черный в лунном свете, на одинокой горной вершине у восточного края гор. — Я слышу волчьи голоса. Не гоблины ли вышли на разбой?
Он взмыл в небо, и тут же два телохранителя поднялись с соседних утесов и полетели за ним. Они закружили в небе над поляной, глядя на варгов, крошечных с такой высоты. Однако у орлов зоркое зрение, они различают любую мелочь. Повелитель Орлов с Мглистых гор мог, не мигая, глядеть на солнце и за милю высмотреть крольчишку даже в свете луны. Он не видел гномов на деревьях, но различал волчью беготню и вспышки, слышал далекие визг и лай.
Но нам в данном случае интереснее не почему орлы появились так вовремя, а что говорит автор о самих орлах и их характере:
Орлы — не добрые птицы. Встречаются среди них трусливые и жестокие. Однако древний род, населяющий северные горы — величайшие из всех птиц; они горды, сильны и благородны. Гоблинов они не любят и не боятся. Если они и обращают внимание на этих созданий (очень редко, потому что орлы брезгуют их есть), то кружат над ними с клекотом и хлопаньем крыльев, загоняют обратно в пещеры, чтоб неповадно было творить зло. Гоблины ненавидят и боятся орлов, но не могут добраться до высоких гнездовий, и справиться с орлами им не по силам.
Здесь Толкин ещё не называет орлов Великими, но уже даёт понять что эти существа не простые птицы и достоинство для них не пустой звук. Ещё цитата оттуда же:
Бильбо со стоном отпустил руки и рухнул на площадку, где гнездились орлы. Здесь он лежал, ни слова не говоря, радость избавления мешалась со страхом свалиться в черную пропасть. Голова кружилась от голода и пережитых опасностей. Неожиданно для себя он сказал вслух:
— Теперь я знаю, что чувствует кусок ветчины, когда его вилкой снимают со сковороды и кладут обратно на полку.
— Неправда, — из темноты ответил Дори. — Кусок ветчины знает, что рано или поздно вновь отправится на сковородку, а мы надеемся этого избежать. Да и орлы — не вилки.
— Нет, о нет! Даже ничуть не похожи! — воскликнул Бильбо, садясь и глядя на примостившуюся рядом огромную птицу.
Он попытался вспомнить, что говорил раньше и не задел ли этим орла. С орлами лучше не шутить, особенно если ты всего лишь маленький хоббит и сидишь в их гнезде.
Орел поточил клюв о камень и почистил перья, не обращая на гнома и хоббита никакого внимания.
Вскоре подлетел другой орел.
— Повелитель велел отнести пленников на Большой уступ, — прокричал он и унесся прочь.
Обратите внимание: орлы считают гномов и хоббита пленниками. Они им по большому счёту безразличны и лишь воля их правителя заставляет возиться с этой мелочью. Сам же правитель, как выясняется позже, был обязан Гендальфу, который в прошлом вылечил орла от серьёзной раны и только поэтому он пришёл на помощь компании незадачливых путешественников. У Толкина всё довольно логично в этом плане и нет сюжетных пробелов — орлы не добрые друзья, они временные союзники оказавшиеся в нужное время, в нужном месте. В ещё одно подтверждение этого следующая сцена:
Волшебник договаривался с Повелителем, чтобы орлы отнесли его, Бильбо и гномов далеко на равнину.
Повелитель Орлов отказывался нести их к людскому жилью.
— В нас будут стрелять из огромных тисовых луков, думая, что мы летим за их овцами. И в другой раз это было бы правдой. Нет! Мы рады, что лишили гоблинов добычи и смогли отблагодарить тебя за услугу, но ради гномов не станем рисковать жизнью.
— Хорошо, — сказал Гандальф. — Отнесите нас, куда сочтете возможным. Мы и так у вас в неоплатном долгу, однако сейчас умираем с голоду.
Казалось бы простой вопрос относительно не дальнего полёта уже вызывает у повелителя орлов несогласие и он твёрдо отказывает Гендальфу. Мне сейчас сложно сказать какую равнину имел в виду Гендальф, но зная что их путь лежал к Одинокой горе, а они сейчас находились в Мглистых горах, к северу от Ривенделла, это могут быть лишь два места, я выделю их на карте зелёной штриховкой:
Либо Гендальф просил Повелителя орлов донести компанию на равнины перед Чернолесьем, чтобы обойти злой лес с севера, или пройти по течению реки Быстротечной. Либо просил сразу перелететь через лес и отнести их поближе к Одинокой горе. Но в любом случае орлы доставили всех только в окрестности дома Беорна, что согласитесь совсем недалеко, если смотреть по карте. А вот сам этот полёт Бильбо на орле:
На этот раз ему разрешили взобраться орлу на спину. Ветер свистел в ушах. Бильбо зажмурился. Гномы прокричали слова прощанья, обещая отблагодарить Повелителя орлов, если смогут, и пятнадцать огромных птиц снялись со склона горы. Солнце едва оторвалось от восточного края мира; утро было холодное, туман лежал в лощинах и кутал вершины гор. Бильбо приоткрыл один глаз и увидел, что они уже высоко в небе, земля — далеко внизу, а горы стремительно удаляются. Он снова зажмурился.
— Не щиплись, — сказал орел. — Нечего дрожать, как кролик, хоть ты изрядно на него смахиваешь. Что может быть лучше полета?
Бильбо хотел ответить: «Теплая ванна и поздний завтрак на лужайке у дома», но счел за лучшее промолчать и немного ослабил хватку.
Шло время. Орлы увидели место, к которому летели, и начали кругами спускаться к земле. Снижались они долго, и наконец хоббит снова открыл глаза. Земля была гораздо ближе — он различал деревья, похожие на дубы и буки, широкие луга и реку. Однако прямо на пути реки, рассекая ее надвое и заставляя описывать петлю, высился утес, словно последняя застава далеких гор или огромный камень, брошенный на мили великаном из великанов.
Быстро опустились орлы на его вершину и ссадили седоков.
Автор не говорит нам сколько точно прошло времени, но по описанию понятно что это было делом не десятков минут, а скорее нескольких часов. Несколько часов полёта на гладкой спине гигантской птицы, без всяких сёдел и прочих приспособлений помогающих не свалиться вниз с высоты. И это полёт по прямой, в хорошую погоду.
Теперь вернёмся к событиям Властелина колец, но пока ещё не в Ривенделл к формированию Братству кольца, а несколько раньше, в момент когда Гендальф попал в плен к бывшему своему другу — Саруману.
Сначала я поддался мрачному настроению и заподозрил в предательстве Радагаста Карего — именно на это и рассчитывал Саруман, — однако, припомнив разговор с Радагастом, понял, что Саруман обманул и его: я неминуемо ощутил бы фальшь, ибо Радагаст не умеет притворяться. Да, Радагаст был чист передо мной — именно поэтому попал я в ловушку: меня убедили его слова.
Но поэтому лопнул и замысел Сарумана: Радагаст выполнил свое обещание. Расставшись со мной, он поехал на восток и, когда добрался до Мглистых гор, поручил Горным Орлам помогать мне. От них ничто не могло укрыться: ни назгулы, ни огромные стаи волколаков, ни орды орков, вторгшихся в Лихолесье, чтобы освободить злосчастного Горлума; и Орлы отправили ко мне гонца.
Радагаст, если кто не помнит, это коллега Гендальфа и Сарумана по цеху великих волшебников. В фильме "Хоббит" Питер Джексон показал его лесным бомжом в шапке заляпанной птичьим помётом, но на деле это был серьёзный маг, который просто больше внимания уделял животному миру, чем миру людей, эльфов и прочих дворфов. Главное в цитате выше это то что орлы не просто так взялись за разведку из хороших побуждений, а выполняли просьбу Радагаста (который из-за симпатий к животным, видимо был с ними в хороших отношениях) помочь Гендальфу. И вот как выглядела эта помощь "на месте":
Однажды ночью, уже под осень, быстрейший из Горных Орлов — Ветробой — прилетел в Изенгард и, снизившись над Ортханком, увидел меня на Дозорной площадке.
"Я принес тебе важные известия", — сказал он. Когда Ветробой передал мне новости, собранные Орлами, я его спросил:
"А меня ты можешь унести отсюда?"
"Могу, — сказал он. — Если нам по дороге. Я был послан сюда как гонец, а не как конь. Впрочем, если тебе нужен конь, я доставлю тебя в Эдорас, к ристанийцам, такое расстояние для меня не крюк".
Гонец, а не конь. Гендальфа отнесёт, но только если это по пути.
И вот теперь мы возвращаемся в Ривенделл на совет Элронда. Гендальф рассказывает союзникам как он сумел убежать от Сарумана на спине орла (кстати не факт, возможно и в когтях, как бывало в "Хоббите") и думаю вы уже понимаете почему никому из присутствующих не приходит в голову мысль сказать: "Эй, а может этот Ветробой нас и до Ородруина доставит?". Ветробой не ездовая лошадь, он гордый орёл. Его намерения в какой-то момент могут совпадать с намерениями земных обитателей, но по большому счёту на этих букашек ему плевать, не зря гигантских орлов называют Великими.
Конечно можно было вновь попробовать обратиться к Радагасту и через него попросить орлов доставить хоббита до Огненной горы, но только где сейчас находится Радогаст, ушедший на восток? В прошлый раз на встречу с ним у Гендальфа ушли месяцы. Да и сам Радагаст видать не сильно горит желанием принять деятельное участие в Войне кольца — его больше волнуют звери. Может быть Гендальфу обратиться к орлам напрямую, ведь его они тоже достаточно уважают (для сухопутного). Но где искать самих орлов? Как залезть на неприступные утёсы, где их гнездовья? Даже до самих Мглистых гор ещё нужно добраться не одну неделю, а дальше просто днями искать в небе точки и пытаться привлечь внимание гордой птицы, которой на тебя плевать? Орёл это не такси, его так просто не вызвать.
Но даже если вдруг каким-то фантастическим (а не не фентезийным) образом удаётся быстро наладить связь с орлами, то согласятся ли они на такой полёт? Давайте опять взглянем на карту:
Зелёные линии это предполагаемые маршруты по которым орлы могли бы отвезти Гендальфа, Бильбо и гномов в "Хоббите", но отказались. Красная линия это путь от Ривенделла до Огненной горы и даже без линейки заметно что она чуток подлиннее будет :) И это полёт по прямой, мимо всяких приятных мест вроде Дол Гулдура, которые думаю даже орёл предпочёл бы облетать стороной. А значит в реальности линия была бы не прямой и расстояние вышло бы значительно длинней. Все дни (или ночи, что вероятней) полёта хоббиту пришлось бы лежать плашмя на гладкой спине птицы, стараясь не сильно хватать её за перья, но при этом не упасть вниз. Ведь никакой орёл не позволил бы превратить себя даже в подобие ездовой лошади, а значит о верёвках не может быть и речи, не говоря уж о седле. Теперь представьте что во время этого путешествия на хоббита и орла совершается нападение, долго хоббит продержится на спине птицы? Да, ведь Саурон знает про не дружелюбных к нему орлов и у него есть своя авиация:
Хранители собирались уйти наутро, но Элронд посоветовал им выступить вечером и пробираться под прикрытием ночной темноты, пока они не уйдут далеко от Раздола.
— У Саурона, — сказал он, — много прислужников — четвероногих, двуногих и даже крылатых. Назгулы наверняка уже вернулись к хозяину, так что он знает об их поражении и его терзает ядовитая ярость. На север, конечно же, посланы соглядатаи. Птицы, как известно, летают быстро, поэтому берегитесь ясного неба!
Элронд как в воду глядел, ведь через несколько дней после этого Братству кольца пришлось прятаться от огромных стай птиц. И возможно не только птиц:
Под утро, в сером предрассветном сумраке, Фродо случайно глянул на небо и заметил, а точнее, лишь смутно ощутил, как над ними пронеслась бесшумная тень, стершая с небосвода — всего лишь на мгновение — веселые искорки звезд. Фродо вздрогнул.
— Ты сейчас ничего не заметил в небе? — еле слышным шепотом спросил он Гэндальфа, шагавшего с Арагорном впереди Отряда.
— Заметить не заметил, но почувствовал, — сказал Гэндальф. — На секунду стало как будто темней. Наверно, над нами проплыло облачко.
— Очень уж быстро оно проплыло, — ни к кому не обращаясь, пробормотал Арагорн. — Особенно для такой безветренной погоды…
Да и про самих орлов. Не стоит забывать слова из книги про приключения Бильбо: "Орлы — не добрые птицы. Встречаются среди них трусливые и жестокие". Не все орлы "хорошие", Арагорн знал об этом, что подтверждает такой момент:
Над скалами кружилось множество птиц, солнце, закрытое пеленой облаков, уплывало за буро-багровые скалы; лежа под прикрытием береговых утесов, Арагорн рассеянно поглядывал в небо и обдумывал, не мог ли злоумышленный Горлум сообщить об Отряде Вражьим вассалам; Хранители готовились рассаживаться по лодкам. Вдруг Арагорн поспешно вскочил. Он увидел вдалеке громадную птицу, которая летела на юго-восток.
— Послушай-ка, Леголас, — окликнул он эльфа, — как по-твоему, это не орел?
— Орел, — всмотревшись, ответил эльф. — Хотел бы я знать, что он тут делает? Ведь орлы гнездятся только в горах. А Приречное взгорье — это не горы.
— До наступления темноты мы отчаливать не будем, — решительно объявил Арагорн Хранителям.
Даже чудом получись уговорить "хороших" орлов, то для Фродо лететь неизвестно сколько времени, небольшим отрядом (скорей всего в пару-тройку птиц) без достаточных запасов провизии и рискуя упасть с огромной высоты, не было вариантом ещё по одной причине: в конце концов орёл, с его-то гордостью, сам мог попасть под влияние кольца.
Многие могут вспомнить что в финале орлы всё же прилетели за Фродо и Сэмом к Ородруину. Но это была короткая, спасательная операция птиц бывших поблизости, когда враги были дезорганизованы, а не дальняя перевозка ценного и опасного груза по вражеской территории.
Вот так по всему и выходит что не было у хоббитов варианта добраться с ветерком до Огненной горы, а потом спокойно покуривать трубку, рассказывая как выглядит земля с высоты птичьего полёта. Поэтому когда в следующий раз услышите вопрос "Почему не на орлах?" вспомните этот пост и сможете дать ответ :) Ну а кто не согласен, или заметил ошибки в данном книжном разборе — добро пожаловать в комментарии ;)
Спасибо всем кто дочитал до конца, надеюсь вам было интересно.




