Не Голливуд
Ничто не ново
Кинематограф для нас уже давно не чудо, и как бы не изгалялись различного рода киноделы нас трудно удивить, уже даже поговаривают, что со времён братьев Люмьер ничего нового не снимают, да и всё уже было в Симпсонах.
Мы уже перекормлены сладкой ватой с соплями, мы уже посмеялись над всеми шутками, мы знаем в какие моменты ожидать скримеров, наш глаз намётан на спецэффекты, мы часто предсказываем развитие сюжета и иногда можем закончить фразы за персонажами фильмов - мы избалованы изобилием и мы испорчены Голливудом. Всякое изобилие ведёт к извращению, поэтому среди нас есть эстетствующие любители арт-хауса, мультфильмов или старого кино. Я, признаюсь в том, что я — геранто-синемофил! Очень люблю старые фильмы и отечественные, и американские, и комедии, и, в особенности, нуар.
У старого кино есть особый шарм — это всегда оркестровая музыка, это какая-то особенная актёрская игра, и, самое главное, в старых фильмах тебе не пытаются ничего продать. Нам сейчас постоянно что-то впаривают с кинопроектора: мерчь, продакт-плейсмент, комикс, книгу, продолжение фильма, актёра, которого мы будем видеть ближайшие 10 лет во всех «картинах» (Здорово, Петров!). Любой современный фильм— это продукт, рекламный продукт, потребляемый продукт или просто продукт жизнедеятельности режиссёра, а фильм, прошедший сквозь время - это настоящее, завораживающее искусство. Это история, это декорации, это чувства и мысли.Современное кино, за редким исключением, не позволит тебе прочувствовать его, оно заставит тебя, запихнёт тебе в глотку «пожалейку» и долбанёт по башке «социальным подтекстом».
Но, при всё моём трепетном отношении к синематографу, к величайшему из искусств— оно всегда вторично. Внимательный или как я упорный зритель заметит шаблоны и кальку. Для всякого жанра есть скелет, остов, на который слоями будут накладываться мясо, маскировочная кожа и декоративные тряпочки: вы можете посмотреть около пяти комедий, три-четыре фильма в жанре нуар, несколько фильмов ужасов и с уверенностью сказать, что посмотрели все фильмы мира.Поэтому как отдельный жанр хочется выделить советское кино. Даже не так — «советское - коммунистическое».
Кино для низов
«Коммунистический кинематограф» это не то кино, которое про Наденьку, поющую про медведей и смешного Шурика, не гениальный «Гараж» - кино времён подступающего капитализма, о людях, чьи индивидуальные интересы были затронуты и попраны, а кино про общность людей, ратующих за общее дело.
Это особый жанр кино, снятого не ради воплощения на экран прекрасной книги, не для кассового сбора, а для людей, которые должны бы были почувствовать себя героями фильма, узнать себя в нём и увидеть некий ориентир. Коммунистическое кино не только вдохновляло рабочих, оно так же объясняло механику работы советов и пропаганды, оно говорило о том, чего бы хотели от них лидеры строительства коммунизма, как действуют оппортунисты, троцкисты и прочие классовые враги.
Прекрасный пример фильма в таком жанре «Великий гражданин». Это кино — справочник, в нём есть всё: и диалектика, и история, и политэкономия; его
впору рекомендовать к просмотру всем задающим вопросы: «как работали советы», «зачем учить историю ВКП(б) и читать диалектику»,«чем занимались троцкисты», «почему люди соглашались работать за невысокую зарплату, и как стимулировали особо выдающихся сотрудников».
Товарищ Шахов, главный герой фильма,— это ориентир для каждого, кто считает себя коммунистом и видит себя в будущем на руководящем посту, пример того, как нужно вести диалог с недоброжелателями, как вдохновлять на свершения других, как быть достойным человеком, в конце концов! Надежда Колесникова - прекрасный пример для женщин и девушек, учит не бояться трудиться наравне с мужчинами, спорить и быть честной и в своих словах, и в деле.
Вкупе с «Великим гражданином» нужно смотреть фильм «Коммунист». Нарратив «Гражданина» — это работа руководства, партийного аппарата, про цели, перспективы, рычаги и механизмы воздействия, в общем, про механику, а фильм «Коммунист» про работу. Главный герой фильма— вернувшийся с фронта красноармеец, убеждённый коммунист, который был поставлен на работу в деревне, только перестраивающейся в колхоз, он сталкивается с противниками коллективизации, с глупыми и тёмными людьми, с откровенными негодяями, но остаётся верен себе и идеалам революции.
Эти два фильма и вдохновляют, и настораживают. Невольно прислушиваешься к себе, задумываешься : «а я бы так смог?». Я бы смог интересы общественные поставить превыше своих? Отдать жизнь, ещё не за страну, а только за идею этой прекрасной, мерцающей где-то в будущем страны рабочих и крестьян? Может быть я могу сделать что то сейчас, и насколько далеко я готов идти?
Чем пропаганда отличается от маркетинга?
-За маркетинг платят
Не могу сказать, что такие фильмы не снимают сейчас из-за страха правящей элиты перед пробуждением классового сознания у народа, я уверена, что элита вообще о нас не думает. Не снимают фильмы о рабочих людях из-за уже устоявшегося «кассового» сознания — фильм должен продаться и окупиться. Советские-коммунистические фильмы снимали чтобы научить и вдохновить, не было такой задачи - заработать, навариться, стать знаменитым и успешно продаваемым в будущем.
«Великий гражданин» - это не Голливуд, не Тарантино, не Ди Каприо — этот фильм, сам себя не продаст, не заворожит глаз, не впечатлит спецэффектом, не заманит на вторую часть, но покорит искренностью персонажей фильма, верящих в их общее дело, и удивит современного человека, их умом и чувством коллектива.
-Да это же пропаганда! Агитка на четыре часа! - скажет мой маловероятный читатель.
Вы знаете, да. Это самая что ни на есть агитация и пропаганда. А чего вы испугались?
Пропаганда— это демонстрация и, может быть, даже прославление каких-то ценностей и образа жизни. Любое культурно-общественное явление с претензией на высказывание — это пропаганда. «Притяжение» неправильного Бондарчука, тоже пропаганда: «за пацанов и двор - стреляю в упор» и «проблемы с партнёром решаются сменой партнёра». А пропаганда в «Гражданине» — это «честный труд на благо всей страны, самокритика и товарищество». Не сравнимо лучше, на мой взгляд.
Агитация — это призыв к действию, — к каким действиям призывает сейчас кино? - максимально отдаваться непонятно какому делу, не вникая в вопрос, но от всей русской души, в лепёшку разбиться, чтобы что? Ради чьих интересов?! Агитация «гражданина» это призыв, повторюсь, это важно - к самокритике, к честному труду на общее благо и к саморазвитию. С каким из пунктов такой агитации и пропаганды Вы не согласны, мой воображаемый визави?
Только в современном кино, снятом под сенью буржуазии, нет искренности и веры в общечеловеческие идеалы, а есть понимание рынка и целевой аудитории, поэтому «За себя и за Сашку» — это всё же не пропаганда- это маркетинг. Это то, что можно продать, майку с таким логотипом купят даже just for fun , но массы не поверят в этот лозунг, не понесут знамёна, не будут умирать за эти слова.
А лозунг: «Землю — крестьянам, заводы — рабочим» был на красных полотнах, под этими транспарантами сражались и за эти цели погибали. И никто не продавал эти лозунги рабочим и крестьянам, потому что искреннюю веру в революцию и политические взгляды нельзя ни продать, ни купить— их можно только воспитать.
Советские фильмы — это не Голливуд, но впечатляют и трогают за душу крепче чем все «Интерстеллары» вместе взятые.
