3

Лыжеборд или Сплитборд

Не так давно мои знакомые вернулись из Шерегеша и вот буквально вчера заехала вечером в гости, вернуть внешнюю вспышку и поболтать за чаем, в разговоре мелькнуло то - чего я до сих пор не встречал. В прошлом году серъезно задумались ехать на гору Мамай, но тот кто вдохновил эммигрировал из России, так что пока неточно - когда получится осуществить поездку. Подъемников там нет, выход - охотничьи лыжи + доска, либо вот этот прекрасный вариант:


Информация взята с жж товарища manull. Полностью не влезло.


Сноуборд, он и в Африке сноуборд. Что с ним не делай, доской и останется.

НО, сильно "доработанной напильником". Вот об этом, мы и поговорим сегодня.

How a Splitboard Works

Если посмотреть подробно характеристики различных моделей, то мы увидим, что различий между сплитами и классическими, нерасчлененными досками, околонулевые. Они конечно есть, но обычному пользователю просто не будут видны в шеренгах цифр, да не больно-то и надо.

А так, все как обычно, - сендвич по структуре. Только это не один, а как бы 2 скрепленных вместе (два мини-сноуборда)).


Причем, это важно понимать, обычная доска, распиленная надвое, сплитом НЕ станет. Более того, она уже и сноубордом-то не будет. Ведь жесткость доски зависит от определенного конструктива. Для сноуборда он один, для сплита - совсем другой. Распилив свою старую деревяшку вы получите вялый и неэнергичный снаряд, поскольку изначальная конструктивная жесткость оного, будет нарушена.

Как и обычные доски, сплиты бывают 3-х основных форм (дирекшнл, твин, твин-дирекшнл), с различными видами прогибов (прямой, обратный, комбинированный), с рокером и без. Ну и далее по списку.

Выбор снаряда - традиционный, под свои цели и задачи, по ростовке, жесткости и т.п.


Если говорить про фирмы-производители сплитбордов, то их уже больше десятка, включая Burton, Jones, Prior, Voile, NeverSummer, Libtech, Venture и др. . Выбор марки, это не выбор между "плохими" и хорошими (сейчас у всех действительно хорошие доски), это просто выбор того снаряда, который более близок по духу. Кому-то нравятся за историю и стиль Voile, с которых в начале 90-х все и начиналось (спасибо Брету Кобернику и основателю Войле, Марку), а кому-то Never-ы, за неубиваемость. Всего в 2014 году анонсировано больше 60 моделей сплитбордов! Так что выбрать есть из чего.


Почти у всех производителей можно заказать лишь доску (в комплекте с Voile kit, о нем ниже) долларов за 600-800 и все. Камуса придется заказывать отдельно, не у них, на том же www.backcountry.com, или еще где. Крепления, если вы хотите специальные сплитовые, тоже покупаются отдельно. Так что покупка комплекта сплитборда, это должен быть продуманный и подготовленный шаг. Просто кликнуть мышкой и потом получить через месяц коробульку, не получится. К тому же, сноуборды-лыжи, в США считаются негабаритом и в Европу / Россию не отправляются... тоже преграда, которую нужно будет обходить.

Но, сейчас не про марки, а про суть. Все-таки, что такое сплит? Это ведь не только сноуборд состоящий из 2-х "лыж". Если бы это было так, то были бы две лыжи и все...

Суть сплита в том, что на подъеме мы разъединяем наш снаряд на две половинки-лыжи и, прицепив камуса, поднимаемся вверх, как заядлые ски-туристы. И никаких тебе снегоступов. Взобравшись же на гору, снова соединяем снаряд воедино и спускаемся как обычно, на сноуборде.

То есть, сплит это объединение двух ипастасей в одной. Для подъема наверх - скитур, для спуска - сноуборд.

И не нужно переходить на лыжи...


Для сноубордистов, кто занимается фрирайдом - золотое решение. В Канаде и США, где беккантри намного более развит нежели у нас, это поняли уже давно. К нам же сплит, как хоть сколько-нибудь исчисляемое явление, пришел от силы 2-й год, как. По сути, на наших глазах зарождается российское сплит-борд движение.

Главный технический затык на пути изобретения и совершенствования конструкции сплита был, как это не странно, в креплениях, а вовсе не в дощечках. Ведь, в отличие от обычных досок, где привинтил крепы к закладным элементам и все, здесь сложнее.


Нужно было придумать так, чтобы крепления быстро и надежно переставлялись из положения "ходьба" в положение "езда". При этом, чтобы они не весили 5 кг, не ломались (были надежны) и стоили разумных денег... Учитывая, что запас прочности у сплит-креплений должен быть больше чем у обычных крепов (дополнительные нагрузки в режиме ходьбы), - задача сложная, так скажем. Именно поэтому, производителей сплитбордов сейчас уже перевалил за десяток, а крепления для сплитов, по сути, делает только 3 компании.

В положении "ходьба".

В положении же "езда", обе лыжи скрепляются 4-мя механическими элементами по краям снаряда (крючками) + креплениями, которые и являются основным соединительными элементами любого сплита. За счет платформы и большой площади контакта они очень неплохо обеспечивают жесткость всей конструкции.

Так же, как и при подъеме на ски-туре, используются камуса. Можно покупать "специальные", сплитбордовские, а можно просто на отрез, под ширину вашего снаряда. Разницы никакой, разве что в цене.


По поводу выбора: синтетика / натуральные / mixt. На данный момент, оптимальными по параметрам считаются именно mixt-овые. Правда, если катаете в районе с влажным климатом, то может стоит подумать о чистой синтетике (кстати, они самые дешевые).

Техника их применения - аналогичная, как и в ски-туре. Об этом - в отдельном посте.

Кошки. Сильно расширяют диапазон применения снаряда. Одеваются под крепления и позволяют перемещаться даже по довольно жестким и крутым склонам. Весч дорогая, но крайне рекомендуемая. Как видим, и по этому пункту ски-тур / сплит-борд похожи.

Хотя, если камуса хорошие, а райдер отважен, то и без них можно восходить по вполне крутым склонам. Главное, чтобы был снег. Но вот без снега (фирн, корочки,..) уклон в 30-35% обычно является предельным и мысль о сплит-кошках появляется само собой.

Если говорить про сложные поверхности (пересеченный рельеф, лавинные конуса и т.п.), то, в целом, разница между сплит-бордом и ски-туром не принципиальна. На сплите даже проще, он короче и более маневренный.


Особенно это хорошо видно при пересечении лавинных конусов и на траверсах, когда нужно часто менять направление на крутом склоне (лыжнику из-за габаритов, особенно любителям больших ростовок, лыжи переворачивать в повороте на 180 градусов, тяжко).

Подпятники. Крайне удобная опция. Как и на хороших ски-тур креплениях, на сплит-крепах обычно есть 2 планки, под разную высоту. Чем круче склон, куда забираешься, - тем бОльшую планку поднимаешь.

Вернемся к вопросу о креплениях. Большая часть компаний-производителей сплитов и сплит-креплений использует один и тот же Voile-kit, от канадской фирмы Voille, прародительницы сплитов. Это набор защелок, болтов, закладных и всего прочего, что позволяет и сплит скреплять-раскреплять и крепления ставить, то в одно положение, то в другое. Был он придуман давно и прошел уже не одну генерацию (DIY Voile Split kit выпускается аж с 1994 года). Можно привести некую аналогию с подошвами Vibram. Ведь многие обувные марки не производят сами подошвы, а покупают уже готовые решения Vibram, которая делает лучшую резину для обуви в Мире. Так и тут.


Кстати, у кого есть старый сноуборд, может заказать себе этот Войле-кит за 160$, и, распилив свою доску, сделать себе hand-made сплитборд. Конечно, у него не будет кантов с внутренней стороны, нужной жесткости, да и подмакать начнет по распилу, но зато дешево и сердито. По поводу какие доски можно пилить, какие нет и проч., мне очень нравится комментарий многим известного Калыбека (Киргизия, Сусамыр):


1. Насчет попила досок. Весь бэккантрийный мир пилит доски на сплиты - все неоднократно проверено. Редкая доска не годится для попила. Во всяком случае, мне не удалось выяснить, попалась ли кому при попиле такая. Пилят и ездят пол-Колорадо и вовсе не задумываются о сопромате.


2. Пиленые торцы половинок обрабатываются тупо эпоксидкой и никаких проблем.


3. Отсутствие канта на распиле легко преодолевается тем, что половинки меняются местами в лыжном варианте. То есть правая половинка борда одевается на левую ногу, а левая - наоборот на правую. То есть у райдера в таком варианте появляется внутренний кант - самый важный на траверсах и льду. И не нужны никакие кошки - доска прекрасно режет этим кантом и траверсить вообще не проблема. А внешний кант и не нужен в такой конфигурации...


Кому интересно, в инете есть подробные видео-инструкции как устроить "расчлененку")). Например, одна из них:

Чем хорош Voile-kit, так это тем, что используя вот эти, так называемые, монтажные пластины (идут в комплекте), можно прикрутить свои обычные сноубордические крепы. И катать на сплите.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества