32

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE"

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Игорь Сикорский и Михаил Глухарев с S-60, архив Sikorsky Product History.

25 марта 1959 года состоялся первый полёт транспортного вертолёта-крана Sikorsky S-60 "Skycrane".

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Опытный образец вертолета-крана Sikorsky S-60 "Skycrane", архив Sikorsky Product History.

Уже, будучи на пенсии, И.И. Сикорский воплотил в металле ещё одну свою идею, которую разрабатывал много лет, - концепцию вертолёта-крана.

Уникальные лётные характеристики вертолёта - способность неподвижно висеть в воздухе, совершать вертикальные подъёмы и спуски, осуществлять поступательные перемещения в любую сторону - породили с самого начала применения геликоптера - идею перевозки грузов на внешней подвеске.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Этот рисунок из январского номера журнала «Пчелиный улей» компании United Aircraft за 1958 год были нарисованы Сергеем Сикорским, сыном Игоря, после долгой дискуссии с отцом о концепции «Скайкрейна». архив Sikorsky Product History.

Немецкий вертолёт FA-223 перевозил на внешней подвеске пушки, части мостов, ракет V-2, другие крупногабаритные грузы, не вмещающиеся в кабину. Для подобных операций послевоенные многоцелевые вертолёты стали оснащаться системой внешней подвески, упрощавшей загрузку и выгрузку, позволявшей осуществлять подъём и спуск груза в труднодоступной местности, где отсутствовала возможность посадки.

Макет концепции вертолета-крана, архив Sikorsky Product History.

Эта способность винтокрылой машины породила идею создания специализированного вертолёта-крана. Он должен был отличаться отсутствием грузовой кабины, что значительно облегчало и упрощало конструкцию. Кроме того, ему не требовался большой запас топлива, поскольку грузы перевозились на небольшие расстояния, да и работать ему предстояло отчасти в зоне влияния земли. Все это позволяло надеяться на увеличение грузоподъёмности примерно на 10-20% по сравнению с аналогичными фюзеляжными машинами.

S-60 в полете с Игорем Сикорским и сотрудниками компании на платформе, архив Sikorsky Product History.

Уже в 1940-е утвердилось мнение, что большегрузные геликоптеры должны быть без-фюзеляжными, в виде летающих подъёмных кранов. Другой концепцией, породившей строительство подобных летательных аппаратов, стала идея их создания в единой весовой категории, но с разными фюзеляжами, оптимизированными под каждое конкретное задание. Однако такая концепция требовала создания большого многообразия узкоспециализированных вертолётов и была экономически трудноосуществимой.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

S-60 с пассажирским контейнером, архив Sikorsky Product History.

Идея присоединять разнообразные специализированные контейнеры под без-фюзеляжный вертолёт-кран позволяла наиболее экономично решить данную проблему. Кроме того, предполагалось, что кран сможет самостоятельно наезжать или садиться верхом на перевозимый груз, что значительно ускоряло и упрощало его загрузку. Груз в этом случае мог крепиться под фюзеляжем.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

S-60 перевозит на внешней подвеске вертолёт S-58 на завод в Бриджпорте. архив Sikorsky Product History.

Работу Сикорского в этой области ускорила постройка в 1950-е трех вертолетов-кранов «Хьюз» ХН-17, «Мак-Доннелл-120» и «Омега» SB-12. Первый из них имел несущий винт диаметром 39 м и оказался неудачным, второй и третий имели слишком маленькую грузоподъемность - 1500 кг.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

S-60 перевозит S-58 на завод в Бриджпорте. архив Sikorsky Product History.

Сикорский решил строить кран на основе тяжёлого транспортного S-56. Финансировал постройку ВМФ США. Как всегда, рядом с главным была его русская гвардия. Прорабатывать концепцию вертолёта-крана Игорю Ивановичу помогал его сын Сергей. Он, как художник-профессионал, великолепно отразил в своих эскизах весь смысл этой концепции, все направления использования машины. Михаил Глухарев делал все расчёты. Постройкой макета руководил Сергей Бобылев. Для новой машины, получившей обозначение S-60 «Skycrane», использовали уже отработанные несущий и рулевой винты, трансмиссию и силовую установку. В 1959-м его построили, и 25 марта он, пилотируемый лётчиком-испытателем Д.Д. Винером, впервые поднялся в воздух.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

архив Sikorsky Product History.

Фюзеляж S-60 представлял собой длинную тонкую балку, переходящую в хвостовую, в центре которой под несущим винтом находилась гидравлическая грузовая лебедка. Кроме того, фюзеляж и шасси оборудовали захватами для крепления грузов и контейнеров прямо под фюзеляжем.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Спереди балки-фюзеляжа находилась кабина пилотов с застекленной задней стенкой для наблюдения за погрузкой и разгрузкой при управлении лебедкой и вертолетом. Для этого кресло пилота-оператора могло поворачиваться на 180 град.. Основное шасси сохранилось, практически, без изменений, как и на S-56, но стало неубирающимся. Задняя опора шасси расположилась под концевой балкой на высоком удобообтекаемом пилоне. При стоянке нижняя плоскость балки-фюзеляжа оставалась параллельной земле, благодаря чему обеспечивался идеальный подход к узлам крепления груза. Во время испытаний и демонстраций S-60 транспортировал до 5500 кг груза, контейнер весом 770 кг, предназначенный для перевозки 20 человек, буксировал по земле бульдозер весом 13400 кг, легкий танк и минный трал длиной 180 м. Кстати, в 1960-м он стал первым вертолетом флота, оснащенным полноценным тралом.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

архив Sikorsky Product History.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Демонстрация грузоподъемности S-60, архив Sikorsky Product History.

Кран перевозил секцию моста длиной 19 м и весом около 4000 кг, цистерны с 500 л топлива и с водой, разгружал корабли на рейде, таскал тактическую ракету «Онест-Джон». Под вертолет-кран спроектировали подвесные модули для командного пункта, радиостанции, РЛС, госпиталя и прочего назначения. Для нужд фирмы кран перевез 16 S-58 с завода в Стратфорде в Бриджпорт. Однако самая впечатляющая реклама была с платформой.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

S-60 на реставрации в 2012 году, архив Sikorsky Product History.

На гибкой тросовой системе подвесили грузовую платформу с четырехместной скамейкой, совсем как на дрожках — линейке. У пассажиров имелась телефонная связь с пилотской кабиной. Создатели крана поднимались на высоту 500 м и летали под «дулами» кино- и фотоаппаратов многочисленных корреспондентов над заводом, Стратфордом и рекой Хаузатоник. Вертолет нежно и аккуратно пилотировал Д. Винер.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

С бензовозом, архив Sikorsky Product History.

Как вспоминали ветераны, летать было приятно, но очень страшно, хотя и сидели, пристегнутые к сиденьям. Пассажиры буквально вцеплялись в скамейки. Все-таки скорость, высота, воздушный напор. Только один Сикорский вставал и ходил по платформе, хотя она временами покачивалась. Он останавливался, поглядывал вниз, задумчиво смотрел вдаль. Наверное, вспоминал мостик на «Муромце», тот же воздушный напор и необъятный простор вокруг. Иногда Сикорский, как бы очнувшись от воспоминаний и поправив свою неизменную черную шляпу, подходил к самому краю. Тогда все замирали от ужаса. После таких прогулок на случай, если «дед» вдруг еще раз пожелает подняться на платформе, ночью механики приварили к платформе перила, чтобы потом никого из присутствующих не хватил инфаркт.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

архив Sikorsky Product History.

Полёты показали, что тросовая подвеска отлично демпфирует колебания платформы фюзеляжа и сводит их почти к нулю. Вообще, при испытаниях крана с разными видами подвески Сикорский обратил особое внимание на разработку различного рода амортизаторов и вибропоглотителей, сведя вибрации груза до минимума. После пятинедельных испытаний на заводе вертолет совершил почти 5000-километровый перелет по США.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

Грузовой подъемник, архив Sikorsky Product History.

Несмотря на продемонстрированные возможности, грузоподъемность вертолета не удовлетворила военных, и S-60 остался летающей лабораторией, предназначенной для изучения возможностей эксплуатации вертолетов-кранов.

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

трёхвидовая схема, архив Sikorsky Product History.

Лётно-технические характеристики Sikorsky S-60:

Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост
Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост
Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост
Летающий кран Sikorsky S-60 "SKYCRANE" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Первый полет, Гражданская авиация, Пилот, Сикорский, Вертолетчики, США, Подъемный кран, Конструктор, Длиннопост

источник: https://vk.com/@-223685751-letauschii-kran-sikorsky-s-60-sky...

ВерТолёТоМаниЯ

191 пост121 подписчик

Правила сообщества

Правила Пикабу