4 марта - в истории винтокрылой авиации
2 поста
Эта машина впервые поднялась в воздух 30 марта 1956 года и представляла собой одноместный мульткоптер (квадрокоптер).
Компания "Convertawings Co." появилась в 1950 году на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк). Её создала группа авиаконструкторов во главе с инженером Давидом Капланом (David H. Kaplan). Фактически вся история фирмы связана всего с одним, но очень необычным проектом - экспериментальным вертолётом Convertawings Model A Quadrotor.
Механизм управления был чрезвычайно прост и реализован в виде дифференциального изменения тяги между роторами.
Этот аппарат впервые взлетел 30 марта 1956 года. По сути, это был одноместный прототип современного квадрокоптера - летающей машины с четырьмя винтами. В качестве силовой установки использовались два поршневых двигателя Continental O-90 мощностью по 90 лошадиных сил каждый.
Силовая установка Quadrotor состояла сиз двух 90-сильных двигателей Continental 0-90, приводящих в движение по два несущих винта.
Каждый двигатель "крутил" пару несущих винтов, то есть всего у вертолёта было четыре несущих винта.Система управления была устроена очень просто: направление и устойчивость полёта обеспечивались за счёт изменения тяги между винтами - где-то её чуть увеличивали, где-то уменьшали.
Механизм управления стало самым "тонким" местом вертолета, так как без современной электроники пилот был не в состоянии избежать постоянной перекомпенсации отклонений и машина все время находится в состоянии раскачивания.
На бумаге решение выглядело изящно, но на практике именно это и стало главным недостатком. В 1950‑е годы ещё не существовало современной электроники и автопилотов, поэтому пилот должен был постоянно вручную подправлять положение вертолёта. Без компьютерной помощи удержать машину в ровном, стабильном полёте было почти невозможно, и Quadrotor всё время норовил раскачаться и отклониться от курса.
Несмотря на то, что было выполнено несколько успешных полётов, военные, которые изначально проявляли интерес к проекту, решили прекратить его финансирование. Без денег дальнейшие работы остановились. В реальности построили только Model A, а остальные варианты так и остались в чертежах и расчётах: военный вариант Model B, коммерческий квадрокоптер Model E, рассчитанный на полезную нагрузку около 5000 килограммов, и амфибийный мультироторный аппарат Model F, который предполагалось использовать и на суше, и на воде.


Схема. Коммерческий квадрокоптер Model E.
После закрытия проекта Давид Каплан не оставил авиацию. Он перешёл в компанию Bell и впоследствии стал одним из ключевых разработчиков конвертоплана V-22 Osprey - уникального летательного аппарата, который может взлетать и садиться как вертолёт, а летать как самолёт.
источник: https://vk.com/wall-223685751_7500
Bell-47B с номером N116B и заводским обозначением 0036 в Смитсоновском институте, в Центре Стивена Ф. Удвар-Хази в Чантилли, штат Вирджиния.
15 декабря 1989 года был зафиксирован весьма неоднозначный рекорд установленный на вертолёте - это рекорд беспрерывного пребывания вертолёта в режиме висения в течении 50 часов 50 секунд.
Сам рекордный полёт устанавливался в период с 13 по 15 декабря пилотами: Родом Андерсоном, Дугласом Дэйглом, Дэйвом Мейером и Брайаном Ваттсом, которые по очереди пилотировали вертолёт Bell 47В.
Сам рекордный вертолёт - это Bell-47B с бортовым номером N116B и заводским номером 0036.
Эта машина находилась в лётной эксплуатации практически 57 лет, с 1947 по 2004 год, став возможно самым "долгоживущим" вертолётом в истории.
Вертолёт 40 лет служил демонстратором компании "Bell". Позже он стал вертолётом, который использовался для опыления полей, обучения пилотов, патрулирования линий электропередач, доставки почты и аэрофотосъёмки.
В 1989 году Douglas Daigle приобрел вертолёт, отреставрировал и установил на нём этот рекорд пребывания вертолёта в режиме висения . Возможно, именно тогда он оснастил машину 200-сильным двигателем. Свой последний полёт вертолёт совершил в декабре 2004 года.
16 ноября 2005 года его передали в Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. Сейчас вертолет находится в Смитсоновском институте, в Центре Стивена Ф. Удвар-Хази в Чантилли, штат Вирджиния.
8 ноября 1948 года впервые поднялся в воздух советский экспериментальный лёгкий вертолёт одновинтовой схемы - Як-100, созданный ОКБ А. С. Яковлева.
Однако серийное производство не началось, поскольку проходивший в то же время испытания вертолёт Ми-1 продемонстрировал более лучшие лётные характеристики.
По своей общей компоновке и внешнему виду Як-100 напоминал американский Sikorsky R-5, и ещё один момент - он также был известен под первоначальным обозначением Як-22.
Видеоролик с вертолётом Як-100 сгенерирован с помощью ИИ.
Друзья, давайте вспомним, что происходило в мире вертолётов в этот день:
1895:
Родился Хуан де ла Сьерва, испанский изобретатель, который в 1922 году создал автожир - уникальный летательный аппарат тяжелее воздуха. Его вклад в авиацию неоценим!
1961:
Первый полёт вертолёта Boeing Vertol YCH-1B-BV, проведённый под управлением лётчика-испытателя Леонарда Д. Лавассара в Мортон Гроув, Пенсильвания. Этот день запомнится как начало новой эры в вертолётной индустрии.
1961:
Экипаж Н.В. Левшина установил на вертолёте Ми-6 мировой рекорд скорости, достигнув 320 км/ч. Это достижение долгое время оставалось недосягаемым, и было признано Американским "геликоптерным" обществом, которое наградило ОКБ М.Л. Миля престижным Призом И.И. Сикорского.
1964:
Первый полёт экспериментального вертолёта Lockheed XH-51A. Второй прототип отличался установкой крыльев самолётного типа и уникальным турбореактивным двигателем Pratt & Whitney J60-2.
1967:
В районе аэропорта Ван-Найс, Калифорния, состоялся первый полёт прототипа Lockheed AH-56A "Cheyenne". Конструкция этого двухместного вертолёта была революционной для своего времени.
1978:
На вертолёте "А-10", специальной облегчённой версии Ми-24, лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян установил невиданный мировой рекорд скорости - 368,4 км/ч!
Если вы знаете другие интересные события из мира винтокрылой авиации, которые произошли в этот день, делитесь в комментариях! Пусть больше людей узнают об исторических моментах вертолётной промышленности.
В Китае, во время репетиции авиашоу в Чанчуне, столкнулись два пассажирских летательных аппарата Xpeng eVTOL. Один человек получил травмы и был доставлен в больницу, но его жизни ничего не угрожает.
"Xpeng eVTOL" - это инновационный летающий автомобиль стоимостью около 280 940 долларов США. Он способен подниматься на высоту от 300 до 500 метров и обещает стать революцией в области авиаперевозок.
источник: AviaNews
В период с 16 по 19 сентября 1971 года в немецком Бюкебурге прошёл первый Чемпионат мира по вертолётному спорту.
В соревнованиях участвовали 36 команд из 11 стран из:
США, Англии, Канады, Австрии, Люксембурга, Колумбии, Бразилии, Бельгии, Голландии, Польши, Франции, Финляндии, Туниса и ФРГ.
Женщины выступали от сборных США, Англии, Канады, Колумбии, Бельгии и ФРГ. Примерно 20 % экипажей были интернациональными.
Победу одержала команда Германии.
Сборная СССР не участвовала в этом чемпионате, но в 1973 году, когда соревнования прошли в Англии, советские пилоты взяли верх. На третьем чемпионате мира, который состоялся в Минске, они снова победили.
В этом архивном видео показан момент триумфа немецкой команды на чемпионате 1971 года.
5 сентября 1925 года совершил свой первый полёт - первый голландский вертолёт конструкции - пионера авиации - инженера Альберта Гиллис фон Баумхауэра.
Правда полёт длился всего 5 минут, а более продолжительный полёт был осуществлён только 10 февраля 1926 года.
У аппарата был хвостовой винт с собственным двигателем, и ещё отсутствовало управление по тангажу.
Процесс доведения машины до более - менее приемлемых результатов был медленным, пока вертолёт не разбился 29 августа 1930 года.
Голландцы внесли скромный вклад в развитие вертолётов. Однако Альберт Гиллис фон Баумхауэр - голландский инженер-механик, изучавший аэродинамику в Германии - оставил заметный след в истории авиации.Фон Баумхауэр начал свой путь в 1924 году, вдохновленный конкурсом Британского авиационного агентства. В то время полноценный рабочий вертолёт ещё не был создан, но уже появились первые успешные проекты, такие как - соосная машина Пескара.Собрав средства, фон Баумхауэр приступил к строительству своего вертолёта в 1925 году.
Первый полёт закончился катастрофой в аэропорту Состерберга, но второй прототип смог ненадолго зависнуть.Его изобретение примечательно не только историческими достижениями, но и техническими инновациями. Фон Баумхауэр использовал "гладкие" лопасти несущего винта, что повышало аэродинамическую эффективность. Также он впервые применил хвостовой винт для компенсации крутящего момента от несущего винта - решение, которое до сих пор используется в вертолётах.Фон Баумхауэр продолжил эксперименты в аэропорту Схипхол,
29 августа 1920 года его вертолёт потерял лопасть и разбился.
Хотя пилот не пострадал, это событие остановило развитие вертолётных технологий в Нидерландах на долгие годы.
Лишь в 1958 году компания NHI разработала H3 "Kolobri" - единственный голландский вертолёт, который вышел в серийное производство.