Комментарий к посту в ЖЖ
Я читал часть воспоминаний Льва Николаевича Толстого. В конце его жизни к нему приезжали толпы паломников как к тому, кого они воспринимали высшим моральным авторитетом. Многие просили о материальной помощи. Но он стабильно давал каждому просящему строго по обычной таксе - 5 копеек.
К нему обратился человек лет 40-ка, у которого был план по созданию своего небольшого дела, и ему недоставало до нужной суммы строго 3 рубля и 20 копеек. Но от Льва Николаевича он получил те же обычные 5 копеек.
Можно давать какие-то эмоциональные оценки, но истинных причин нам не узнать. Есть сорт людей, которые весьма убедительно раскрутят вас на деньги. Поэтому спасение от подобных исключений - принять себе за правило просто давать минимально допустимую суммы и не покупаться на исключения. Взять мою племянницу. За последние 15 лет я много раз зарекался от денежных отношений с ней. Она феноменальна в своей изобретательности брать деньги у тех, у кого другие не стали бы брать в силу моральных запретов. Теперь у неё новая стратегия. Полгода назад она умудрилась извлечь у меня 3 моих пенсии по причине того, что она вроде бы случайно создала угрозу потери для меня ещё большей на порядок суммы. Взяла кредит, а коллекторы начали прессовать не её, а её окружение. Хотя формально при выдаче кредита мы и близко не звучали в роли поручителей. Но таковы особенности этого государства, которое создавалось последние 30 лет. Как мыльный пузырь тебе смогут надуть любой долг просто потому, что ты как бы родственник истинного виновника глупости.
5 копеек во времена Л. Толстого все-таки были деньги. А мне правдоискатели по копейке на карту шлют и требуют благодарности. Есть фотография, на которой миллиардер Джон Рокфеллер дает девочке 5 центов. Я был потрясен: зачем Д. Рокфеллеру таскать мелочь? Он что в лабаз за продуктами ходил или на метро ездил?