244

"Кобра-кай": как нужно снимать сиквелы

Серия Кинодушнильство

Так сложилось, что люблю я рассказывать о разных феноменах, литературных и киношных. Потому что разные интересные феномены я очень люблю. Просто у меня о них понятие своеобразное.

И сейчас я вам расскажу про ну со всех сторон феноменальный сериал, который называется «Кобра Кай». Потому что это – идеальный образец того, как надо снимать сиквел полнометражки. Через 30 лет после полнометражки.

И ещё это о том, как снять сериал и не загубить его 6 сезонов. И закончить все линии на высокой ноте, развязать все узлы, довести персонажей – куда они там шли… Феноменально же! Потому что временами кажется ─ не снимают же уже так. Без повесточки, без голубизны, со здоровыми бромансами, чёткими кульминациями, любовными линиями, сочетанием юмора-драмы-семейности-драк… В общем, есть о чём поговорить, потому давайте же скорее!

Но сначала, как всегда, предупреждения:

Будет долго. Будет душно. Присутствуют некоторые спойлеры.

Сначала будет шутка, в которой есть только доля шутки. В сериале «Как я встретил вашу маму» есть такая серия, где главный герой должен справлять свой мальчишник и написал виш-лист. Где значится «Привести карате-пацана» - в смысле, актёра из одноименного фильма 80-х. И вот друзья подгоняют ему вечно молодого Ральфа Маччио, который главного героя и играл. А жених им такой: «НЕЕЕЕЕЕТ! Ненавижу Ральфа Маччио! Настоящий «Карате-пацан» ─ это Джонни, которого сыграл Уильям Забка, а персонаж вот этого гада одолел запрещённым приёмом!» Ну, и потом, конечно, появляется Уильям Забка, и все счастливы, вообще.

Но кто-то явно посмотрел сериал про «вашу маму» слишком внимательно. И полез пересматривать «Карате-пацана» (или «Парня-каратиста», у нас по-разному называется). А там обычная такая, в общем, подростковая карате-драма, в которой мальчик Дэнни (Ральф Маччио) приезжает в новый город, его травят карате-мажоры, главный из которых Джонни (Уильям Забка). Мальчик Дэнни встречает мудрого японского учителя Мияги, тот его за шесть недель натаскивает по карате до уровня чемпиона, и Дэнни на одной ноге выносит действующего чемпиона в турнире Долины, чего уж там. Так, что даже сам мажор и булли Джонни проникается непобедимым духом противника и отдаёт ему награду лично. Ну, кто смотрел «Карате-пацан» в перезапуске, с Джеки Чаном и сыном Уилла Смита – те должны знать эту историю. В 80-е это всё насчёт соревнований, силы духа и победы было очень популярно – хоть и «Рокки» взять…

В общем, потом наснимали ещё три фильма про карате, учителя Мияги и мальчика Дэнни. И там появляется злая школа карате «Кобра Кай». А Джонни больше, считай и не появляется. Но почему-то создатели сериала решили сделать сериал про него.

А потому бывший мажор Джонни Лоуренс после своего давнего проигрыша 30 лет деградировал и удеградировал ныне на самое дно. Живёт на последние, бухает пиво, подрабатывает разнорабочим, сын в разговоре по телефону его зовёт неудачником – ну, и прочее. А потом как-то случается совершенно омерзительный день, в финале которого бывший булли не выдерживает и влезает в драку с великовозрастными дебилушками, которые издеваются над соседским пацаном-заморышем. И понимает вдруг, что всё, чего он хотел в жизни и что умел – это карате. И соглашается тренировать того самого заморыша Мигеля. И возрождает «Кобру кай».

А у бывшего заморыша Дэниэла Ларуссо теперь всё в шоколаде: сеть автосалонов, жена-красавица, двое детей. И тут он видит, что его старинный недруг открыл ТУ. САМУЮ. «КОБРУ КАЙ». Этому немедленно нужно помешать! Ну, и заверте… На шесть сезонов.

Для начала скажу о перекличке с 80-ми. Тут она очень сильна и чрезвычайно важна. Создатели не просто пересмотрели фильмы про «Парня-каратиста». Они их разобрали до атома, а потом на протяжении шести сезонов показывали отсылки, закрывали старые линии, выстраивали переклички, зеркальные моменты, сквозные моменты, какие угодно моменты. Они вернули всех – ну то есть ВООБЩЕ всех, кого могли найти из этих фильмов. Иногда – вплоть до очень второстепенных персонажей. Герои, злодеи, бывшие девушки, учителя – и всё это через 30 лет, и все, кстати, актёры удивительно хорошо сохранились, отлично выглядят и играют.

Много отсылок есть на фильмы 80-х – особенно на «Рокки», все части. Притом, фильмы цитируются, их вспоминают (потому что ведь юность героев прошла именно в те годы). Да и вообще, в кадре у нас поколение восьмидесятых сталкивается с современным, и иногда это бывает преуморительно. Особенно на материале Джонни, который благополучно пробухал всю юность и теперь вынужден входить в век высоких технологий с нуля.

Определённые штампы и сюжетные ходы боевичков из 80-х и семейных драм тут тоже есть. Здесь и жестокие и необычные тренировки, быстрое исцеление травм, постоянное превозмогание, всякое любовное и подростковое, необходимость учителя поддерживать духом ученика – чтобы тот вышел и победил… В общем, оно могло бы показаться стандартным, да. И слишком штампованным. Если бы герои и идеи местами не были настолько жизненными. И не показывались бы настолько разнообразно.

Пожалуй, одна из центральных тем – тема буллинга и его жертв, и здесь она раскрыта во всей красе. Что может быть причиной травли? Откуда берутся булли? Насколько хрупкой на самом деле может быть показная маскулинность и насколько это – прикрытие для уязвимостей и травм? Что будет с жертвой травли, если ей дать власть? Можно ли прекратить конфликт и насколько в жизни применим девиз «Бей первым, бей сильно, без пощады»? Насколько важен пример взрослого, пример отца и учителя? И ещё огромное количество подобных вопросов, и ответы мы видим через разных персонажей, и ответы уходят во вторую центральную тему – взросления и изменения. Потому герои тут меняются, совершают ошибки, меняют стороны ─ и всё яснее проступает центральная идея: меняться не поздно, становиться лучше – не поздно. Люди могут меняться и должны. Может, звучит банально, но лично я от такого тащусь как удав по стекловате.

Лучше всего моменты с «меняться» показаны через Джонни Лоуренса, который проходит путь от полного ничтожества и неудачника, нищего алкаша – до уважаемого сенсея. Герой падает, ломается, поднимается заново, как на ринге, мучительно осознаёт старые и новые ошибки – и исправляет их, борется с самим собой, избавляется от старых привычек. А попутно ухитряется задружиться с бывшим недругом Дэнни. Броманс этих двоих – нечто потрясающее. Это очень хорошо показанная постепенно возникающая дружба противоположных людей – с недоверчивостью, ссорами, немножко драками и прощением и поддержкой.

А совсем уж поразительно то, что именно задира Джонни во многих стычках ведёт себя более достойно, чаще уступает или идёт навстречу, несмотря на взрывной характер. И вообще как будто более придерживается философии «ненападения» сенсея Мияги, о которой Дэнни не замолкает ни на миг! Создатели сериала каким-то образом ухитрились показать: не всегда люди, которые постулируют что-то хорошее, такими являются по натуре. И не всегда победители, когда они пробились в жизни, понимают побеждённых. Дэниэл, вроде бы, отличный семьянин, хороший член общества, да и вообще со всеми ладит и привык себя считать положительным героем в истории. И это его подводит: именно бывший «плохой парень» часто оказывается более понимающим, милосердным и – чего уж там – благородным. А вот «вечно правый» Дэнни, который слишком уж привык не ошибаться, временами даёт разительный зазор между тем, чему его учили и что он сам проповедует – и собственными же поступками.

Дружбе бывших врагов  тут вообще посвящено много времени – Дэниэл себе реально коллекцию бывших противников-друзей насобирает. И на примерах молодого поколения это тоже замечательно прописано. А ещё – раскрываются темы учителя и ученика, отца и сына (влияние учителя на личность ученика – третья центральная тема). В основном через Мигеля и Джонни, но ещё и через Джонни и его бывшего учителя. И вот туууууут…

И вот тут я присела, потому что в сериале потрясающие антагонисты. Тоже вернувшиеся оттуда, из старых фильмов, но как же их раскрыли, как прописали их отношения, насколько же их иногда бывает жаль – и насколько они же вызывают ужас… Что Джон Криз, что Терри Сильвер – и этого персонажа вообще можно считать одним из лучших злодеев, когда-либо прописанных в принципе (привет ушедшей волне). Это умный, колоритный, манипулятивный, крайне жестокий и крайне несчастный персонаж, который сыгран так, что ну просто невозможно оторваться (а там ещё и сам актёр – реальный каратист и для своих 60 весьма горазд махать ногами, и на это приятно смотреть).

Вообще, цепочка того, как учителя передают свои травмы ученикам, калечат их, а они потом вырастают и калечат других – изображена на диво ярко. И тут мы упираемся в младшее поколение, где тоже собрались прекрасные, интересные персонажи, с отличными историями и хорошей игрой. Тут и превращение бывшего ботана в булли с ирокезом, тут и чемпионский путь Мигеля, тут и сын Джонни – Робби, с вечным ощущением брошенности и преданности…

Хоук до

Хоук до

Хоук после

Хоук после

Да и вообще, в сериале, где в каждом сезоне по 10 серий (в 6-м - 15), а в каждой серии – 30-40 минут, ─ есть на диво много. Драчки и поединки, соревнования – ну, куда ж без них. Превозмогание, тяжёлые травмы, мотивирующие истории того, как выстоять и подняться – а то ж! Красиво прописанные любовные линии – есть. Подростковые разборки с любвями, страданиями, уходами и изменами – есть. Истории дружб, много и разных – есть. Комедия – до уморительно смешных моментов и комичных персонажей – есть. Уничтожающая сатира на американскую систему образования, безопасности, толерантности – о да-а-а-а, куда ж без того. Серьёзная драма, трогательные моменты, смерти персонажей, поразительная музыка (саунтрек просто нереальный какой-то) – да кажется, что в этом сериале вообще есть всё, отчего его жанр определить очень сложно.

Но ведь должны же быть какие-то закавыки, да? Хоть что-то да неидеальное, а? Ну, к концу сериала от некоторых подростковых драм начинаешь уставать. Мне лично не понравился персонаж Кенни и вся его арка, связанная с сыном Дэниэла Энтони. Во-первых, мы уже на материале Хоука ранее видели, как жертва травли сперва начинает травить сама, а потом обретает мозги. Вот только нам это качественнее показали. Во-вторых, сам персонаж вышел ну вот очень неприятный. Все с ним носятся, все ему должны, а он сам такой весь хороший: «Никто меня не понимает, уйдите, я буду мудаком, а потом даже не извинюсь, просто примите меня, да и ваааще». Ну, фу же. Может быть, это как-то связано с тем, что Кенни… ну…

Кенни

Кенни

А может, и не связано, кто там знает. Вторая претензия, пожалуй, будет к ЛаРуссо и его дочке. Где-то к шестому сезону их показная святость начинает уже немножечко бесить. Я так понимаю, что создатели сериала разделяли мнение героя из «Как я встретил вашу маму»… местами. Потому Дэниэл к концу уже реально ходит и такой: «Мияги-Мияги-наследие Мияги-мой сенсей-но это же не Мияги, а надо Мияги…» И носится с прошлым своего сенсея так, что хочется уже галоперидолом подколоть – мол, алло, сенсей помер, переживи уже эту давнюю потерю, пойди полечи башку! Ну, и дочь ЛаРуссо слишком уж местами похожа на своего отца и пытается выйти в ангелы, распахивая глаза и невинно ими хлопая. Однако же приводят всё-таки персонажей, куда задумывалось и куда надо.

Ну и в по мелочам – где-то идёт смещение на новых персонажей (недолго и не до конца и надо же вводить новых антагонистов). Где-то появляются «злые рюсске» и проявляются национальные стереотипы в духе тех же 80-х (немного, ненадолго). Кому-то покажутся нереалистичными или слишком зрелищными бои или тренировки…

Но в целом – это поразительный сериал. Поразительный особенно в плане того, что создатели железной рукой провели каждого из персонажей именно по той тропе, которая задумывалась (это чувствуется). Завершили каждую арку на высокой ноте. Показали ровно то, что захотели, и зафиналили явно так, как захотели и даже теми же словами. Это идеальный пример произведения, где автор таки контролирует процесс творчества.

И на фоне бесконечных странных высосанных из пальца концовок, неоконченных сериалов, задушенных повесточкой сериалов, оборванных в пустоту сюжетных линий – «Кобра Кай» действительно смотрится как феномен. Словно далёкий привет из времён, когда умели с любовью снимать незамысловатые с виду, но глубокие и душевные истории с хорошей мотивацией, красивыми и харизматичными актёрами и крепким посылом.

Потому очень советую заценить.

Разные книги, в основном бесплатные и фэнтезийные, временами - смешные пересказы: https://author.today/u/steeless/series

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества