Классики и современники. Эпизод 5
Эпизод 1. Бетховен, Чайковский и Accept
Эпизод 2. Григ и Rainbow
Эпизод 3. Моцарт и Evanescence
Эпизод 4. Мусоргский, ELP и Mekong Delta
Сюита для большого симфонического оркестра «Планеты» (The Planets) Густава Холста, пожалуй, единственное «астрономическое», а точнее астрологическое, сочинение в классической музыке на сегодняшний день. Популярность «Планет», в какой-то момент ставшая абсолютно бесконтрольной, одновременно сделала Холста знаменитым и, к большому сожалению, приклеила к нему ярлык «композитора одного сочинения». Как результат, большинство произведений Холста остаются неизвестными широкой публике.
Толчком к созданию «Планет» стал интерес Холста к астрологии, возникший на почве чтения санскритской литературы. Композитор специально изучал древний язык, готовых переводов ему было недостаточно. Однако не следует полностью связывать «Планеты» с астрологией. Сам композитор указывал, что взял астрологические названия планет для выражения собственного настроения. Сюита состоит из семи частей – по количеству планет Солнечной системы (за исключением Земли):
1. Марс, Вестник Войны
2. Венера, Вестник Мира
3. Меркурий, Крылатый Посланник
4. Юпитер, Вестник Радости
5. Сатурн, Вестник Старости
6. Уран, Волшебник
7. Нептун, Загадка
Замысел «Планет» возник у Холста ещё в 1913 году. В 1917-ом партитура была завершена. Первое неофициальное исполнение сюиты состоялось 29 сентября 1918 года в лондонском Куинс-холле. Концерт был фактически экспромтом (полную партитуру оркестранты получили за два часа до начала), аудитория состояла из друзей и коллег Холста. 10 октября Бирмингемский городской оркестр исполнил пять частей сюиты из семи. Официальная премьера «Планет» состоялась только 15 ноября 1920 года, Лондонским симфоническим оркестром продирижировал Альберт Коутс.
Открывает сюиту «Марс, Вестник войны». Написанная самой первой, эта яркая зарисовка впоследствии станет визитной карточкой всего произведения. Количество неоркестровых обработок «Марса» не поддаётся подсчётам. Рок-музыканты очень любят «Марс» за брутальный ритм и тяжеловесное проведение тем. Достаточно упомянуть таких мастодонтов как, King Crimson, Rainbow и ELP. Очень часто «Марс» воспринимают как прямой отголосок Первой мировой войны, хотя пьеса была написана до её начала. В музыке «Марса» нет ни славы, ни героизма, ни трагедии, ни даже смерти, ибо Марс так же нечувствителен к смерти, как к жизни. Война показана здесь, как бессмысленный и механизированный ужас.
Другие части цикла также стали объектом повышенного внимания (сознательного и бессознательного) со стороны современных музыкантов. Итак:
- Emerson, Lake & Powell включают аранжировку "Марса" в альбом 1986 года;
- King Crimson представили свою версию "Марса" на концерте в 1969 году. Наследники Холста запретили использовать название, поэтому в альбом In the Wake of Poseidon эта композиция вошла под названием The Devil's Triangle;
- Прогрессивный и неутомимый Манфред Манн со своей группой Manfred Mann’s Earth Band исполнял "Юпитер" в виде песни Joybringer;
- Блэк-викинг-метал группа Bathory в свою очередь превращает "Юпитер" в композицию Hammerheart из альбома 1991 года Twilight of the Gods;
- Британская рок-группа Sands завершает отрывком из "Марса" композицию Listen to the sky;
- Блюз-роковая группа Love Sculpture включает "Марс" в альбом 1970 года Forms and Feelings;
- Группа Yes цитирует несколько отрывков из "Юпитера" в песне The Prophet из альбома 1970 года Time and a Word;
- Американская дэт-метал группа Nile использует "Марс" во вступлении к композиции Ramses Bringer of War;
- Шведские коллеги по цеху группа Aeon записывает тяжёлую версию "Нептуна" в альбоме 2012 года Aeons Black;
- Вступление к песне Eyes of the World группы Rainbow (альбом Down to Earth, 1979 год) написано на основе "Марса";
- Британская хэви-метал группа Black Sabbath дважды использует тематизм "Марса" - в песне Black Sabbath из дебютного альбома и Children of the Grave из альбома 1971 года Master of Reality.
Уфф ... и по ходу это ещё не всё ...
В дебютном альбоме Lightning to the Nations британской хэви-метал группы Diamond Head четвёртым треком идёт композиция Am I Evil?, во вступлении к которой звучит всё тот же "Марс" Густава Холста.
Смотрим кавер песни Am I Evil? в исполнении группы Metallica - https://youtu.be/ana0fc4e1-o


Лига рок-музыки
12.6K постов24.1K подписчиков
Правила сообщества
1 Нельзя оскорблять друг друга
2 Не допускается критика каких-либо групп или исполнителей без грамотной и развернутой аргументации
3 Нельзя постить клубничку под рок-музыку.