112

Как устроен паровоз

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Для меня всегда паровоз был чем-то вроде живого организма: шипящего, скрипящего и выдыхающего тонны раскалённого пара.

На самом деле отчасти так и есть: машинисты паровозов подтверждают, что у этих машин есть душа и индивидуальный характер.

И всё же, если перестать романтизировать паровую тягу, то перед нами просто очередной механизм. Сложный, но всё же механизм, придуманный человеком.

В питерском «Музее железных дорог России» есть один потрясающий экспонат — паровоз серии Эр в разрезанном виде, обнажающим все внутренности.

Давайте вместе посмотрим, как же он устроен.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Давайте начнём с основ. Для движения паровоз использует энергию перегретого пара, который толкает ряд поршней, а те, в свою очередь, с помощью соединительных тяг заставляют вращаться колеса.

Это если говорить просто. А теперь давайте чуть подробнее. Паровоз состоит из трёх основных частей: парового котла, паровой машины и экипажной части.

Паровой котёл (он занимает практически всю переднюю часть паровоза) служит для получения водяного пара, путем сжигания топлива.

Именно пар на паровозе является основным рабочим телом: от него даже гудок работает.

Двигателем паровоза является тяговая паровая машина, которая преобразует энергию пара в возвратно-поступательное движение поршня, которое в свою очередь с помощью кривошипно-шатунного механизма трансформируется во вращательное движущих колёс.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Так как паровой котёл является самой главной частью паровоза, то с него и начнём.

Рядом с кабиной находится топка (она же камера сгорания). Конструктивно топка представляет собой две вложенные друг в друга стальные коробки: огненная коробка (внутренняя) и кожух (внешняя).

Топка работает в крайне сложных условиях: температура внутри может достигать 1600 °C, а давление пара просто колоссальное.

Обычно на мощных и более современных паровозах применяют радиальные топки (их проще стыковать с цилиндрическим котлом), но на ранних паровозах (а также на паровозе типа Эр, который вы видите на фото), используется топка Бельпера с плоским потолком.

В нижней части топки расположена колосниковая решётка, которая служит для поддержания слоя горящего твёрдого топлива. Примерно то же самое должно быть в печке в вашей бане.

Под колосниковой решёткой располагается бункер для золы — зольник.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

В передней части котла вовсе не плещется вода, как в цистерне. Вместо этого тут находится огромное количество (до нескольких сотен) дымогарных труб.

Часто вместо дымогарных труб в передней части котла расположен пароперегреватель, который размещён в трубах, аналогичных дымогарным, но больше диаметром.

Работает это так: вода из тендера дважды нагревается в паровом котле, превращаясь в перегретый пар. Нагрев происходит за счёт тепловых потоков внутри труб: посмотрите внимательнее на предыдущую фотографию, где видно, что дымогарные трубы соединены с топкой.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

В передней части котла располагается дымовая коробка. Служит для сбора выходящих из дымогарных и жаровых труб газов сгорания и вывода их в атмосферу через дымовую трубу.

Дымовая коробка играет важную роль в в создании тяги воздуха в топке.

Именно в дымовой коробке все дымогарные и жаровые трубы сходятся в одну. Наглядно видно на фотографии ниже.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Хорошо, движемся вместе с паром дальше. Перегретый пар (как он создаётся, вы теперь знаете) попадает в цилиндры.

Там он двигает поршни, которые воздействуют на кривошипно-шатунные механизмы, заставляющие колёса вращаться.

В большинстве паровозов использованы простые двухцилиндровые машины, доказавшие свою эффективность. Именно такую паровую машину вы видите на фотографиях.

Часть пара, остывая, превращается снова в воду и возвращается в паровой котел. Остальной пар выбрасывается наружу через дымовую трубу. В некоторых паровозах всё ещё горячий пар используется для первичного подогрева воды в котле.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост
Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Хочу упомянуть ещё одну штуку, установленную в самом верху котла. Это сухопарник.

Если говорить просто, то сухопарник отделяет пар от водяных капель и частиц накипи.

Но самое главное, что сухопарник позволяет «аккумулировать» пар и получать дополнительную мощность, например, во время затяжных подъёмов.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Экипажная часть паровоза чем-то напоминает шасси внедорожника: тут тоже есть рама, на которой устанавливаются котёл и цилиндры, колёсные пары с буксами, рессоры с балансирами и тележка.

В музее можно пройтись под паровозом и в подробностях посмотреть, как устроен паровоз снизу.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

Запас воды и угля для паровоза перевозится в тендере — специальном вагоне, который крепится позади локомотива.

Бывают, конечно, паровозы без тендеров. Они называются танк-паровозами и обычно использовались для маневровых работ.

Обычно тендеры имели стандартную конструкцию и могли использоваться с различными типами паровозов.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

В задней части локомотива располагалась будка, в которой были сосредоточены все органы управления паровозом.

В неё также выходила задняя часть топки с шуровочным отверстием для загрузки топлива.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

В завершение хочу буквально пару слов сказать про сам паровоз Эр-791-81.

Он был выпущен в 1955 году в Польше по стандартизированным чертежам, разработанным в Советском Союзе.

Ну а Эр-791-81 считается первым в России наглядным макетом паровоза в разрезе и создан на базе настоящего и полностью функционального (ранее) паровоза.

Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост
Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост
Как устроен паровоз Техника, Хочу все знать, Паровоз, Конструкция, Познавательно, Внутреннее устройство, Железная дорога, Транспорт, Россия, СССР, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Фото автора. Город Моторов

via

ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ

1.1K поста2.8K подписчика

Правила сообщества

Действуют основные правила Пикабу: https://pikabu.ru/information/rules