Как рождается фейк
На днях мне посчастливилось наблюдать за тем, как рождается и распространяется фейковая новость. С фейковыми новостями так или иначе я сталкивался и ранее, но сейчас как настоящий исследователь, я сумел буквально-таки наблюдать момент её рождения и начало распространения.
Началось всё с того, что у знакомой в Инстраграме наткнулся на репост новости о том, что Аэрофлот запустил прямой рейс из Москвы в такой замечательный перуанской городок Nahui.
Нья́уи — гора в регионе Куско, Перу. Высота 4208 м. Рядом с горой находится небольшое поселение Ñahui Chapi. Координаты населённого пункта: 14°24′28″ ю. ш. 71°18′00″ з. д. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ньяуи_(гора))
И вроде всё в этой новости замечательно, даже захотелось кому-нибудь её скинуть, но скидывать я люблю ссылку из каких-либо новостных изданий, поэтому отправился я в Google и написал «Москва — Nahui», и что же я увидел на первой строчке…
Правильно, знаменитое издание Панорама, которое изначально позиционирует себя как создателя гротескных и сатирических новостей.
Но что же происходит далее? А далее новость публикует пользователь в сетевом издании sports.ru.
Он, конечно, молодец и указал источник новости. Если бы какой-то журналист решил проверить достоверность новости, перешёл бы в первоисточник, то сразу бы понял, что новость была просто выдумана, но желание поскорее поделиться такой новостью оказалось сильнее, в итоге эта же новость появляется во вполне серьёзном издании Esquire. При этом ссылка идёт уже на sports.ru, а первоначальный источник новости забыт.
Что мы видим в итоге? Фейковая новость начала свой путь. Более того, СМИ начинают ссылаться уже не на первоначальный источник, а на те издания, которые перепечатали данную новость. В итоге первоначальный источник забывается, и если в каком-то СМИ спросить, что же за ерунду они написали, то с их стороны будет искреннее возмущение в духе: «Вы что, мы увидели эту новость не где-то там, а на сайте Esquire!».
А какое отношение это всё имеет к информационной безопасности?
Да самое прямое. Мы принимаем множество решений в нашей жизни, основываясь на информации, которую получаем извне. Недостоверная или неполная информация может привести и приводит к ошибочным решением. Вспомним бомбардировки Ирака на основе информации об имеющемся у Ирака химическом оружии.
Поэтому та лёгкость, с которой создаются и распространяются фейковые новости как минимум должна настораживать, а может и пугать. И более того, единственным средством защиты в данной ситуации может служить только наш мозг — критическое мышление, трезвая оценка любой поступающей информации, подтверждение одной и той же информации из разных источников, а может даже здоровая паранойя это то единственное, что может защитить человека от подобных информационных вбросов.